Газета Спорт-Экспресс № 202 (2398) от 5 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 сентября 2000 | Остальные

Лев САЙЧУК

ПАТРИАРХ КЛИНКА

Досье "СЭ"

Лев САЙЧУК

Родился 12 апреля 1923 года в Москве.

Мастер спорта международного класса и заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры России. 4-кратный чемпион СССР по фехтованию на саблях и шпагах, чемпион СССР по баскетболу.

В 1957-1977 годах - главный тренер сборной страны по фехтованию. За эти годы наши спортсмены завоевали более 50 золотых медалей на Олимпиадах и свыше 300 - на чемпионатах мира. Сейчас - член тренерского совета Федерации фехтования России.

20 ЛЕТ - ЛУЧШИЕ В МИРЕ

- Вы - участник всех Олимпиад начиная с 1952 года. Ту, самую первую для нас, помните?

- Тогда наше фехтование было слабым. Из-за отсутствия международных связей мы, естественно, не встречались с зарубежными спортсменами. Впервые лучшие фехтовальщики мира венгры приехали к нам в 1951 году. Их тренеры сразу сказали, что нам надо лет пять, чтобы подняться до международного уровня. Так оно и вышло. На Играх в Хельсинки наш лучший фехтовальщик Иван Манаенко был в полуфинале, то есть вошел в десятку лучших. А в Мельбурн-56 я поехал не только как участник, но и как тренер сборной по современному пятиборью. Разумеется, отвечал за фехтовальную подготовку. У меня там было два ученика - Игорь Новиков и Александр Тарасов. Тогда пятиборцы завоевали золотые медали. А в фехтовании мы сумели выиграть бронзу - Лев Кузнецов в сабле.

- Уж не успехи ли пятиборцев сподвигли вас на тренерскую стезю?

- Мне это нравилось, у меня получалось, к тому же я заканчивал выступать. В 57-м мне предложили возглавить сборную по фехтованию.

- Тогда и начался триумфальный взлет наших мушкетеров?

- Впервые мы добились большого успеха на чемпионате мира-58 в Филадельфии - выиграли 3 золотые медали и общекомандное первенство. С тех пор в течение 20 лет мы побеждали на всех чемпионатах мира и Играх. На пяти Олимпиадах подряд первенствовали фехтовальщики СССР!

- Какая из них была самой яркой?

- Пожалуй, больше всего мы радовались в Риме-60 - 3 золота! Победили Виктор Жданович в рапире и обе команды рапиристов - мужская и женская.

- В то время в нашем фехтовании было много ярких личностей: уже упомянутый вами Жданович, Герман Свешников, Марк Мидлер, у женщин блистали Галина Горохова, Александра Забелина... Почему сейчас нет таких спортсменов и откуда появлялись те?

- Это во многом определяла система подготовки. У нас было много выдающихся специалистов. Виталий Андреевич Аркадьев готовил не только спортсменов, но и тренеров. Иван Ильич Манаенко взял пять новичков и сделал их чемпионами мира. А еще были Герман Андреевич Бокун в Белоруссии, Казанджан в Нижнем Новгороде, сильные тренеры в Грузии, Эстонии, Украине... Трудно сосчитать всех заслуженных мастеров, которых они вырастили. На мой последний в роли главного тренера чемпионат мира поехали 20 участников, среди которых были 16 заслуженных мастеров спорта. А еще 6 заслуженных не пробились в состав, их вытеснили ребята из молодежной сборной. Конкуренция была жесточайшая. А после распада СССР она стала не такой острой. Кроме того, фехтование - дорогой вид спорта, а с финансированием сейчас очень сложно. Но самое печальное то, что многие сильные тренеры уехали работать за границу. Однако и в этой ситуации российские фехтовальщики показали на Олимпиаде-96 замечательный результат, чего, по правде говоря, никто не ожидал. Из 10 разыгрываемых золотых медалей они завоевали 4 плюс 2 серебряные и одну бронзовую.

- А что мы можем ждать от наших фехтовальщиков в Сиднее?

- Большие надежды возлагаю на саблю. У нас там очень сильный лидер Станислав Поздняков, двукратный победитель Кубка мира, 3-кратный олимпийский чемпион. Он, а также серебряный призер Игр в Атланте, победитель этапов Кубка мира Сергей Шариков и чемпион Европы Фросин будут бороться за личное и командное золото. Хорошо подготовлена женская команда в рапире. Светлана Бойко и Екатерина Юшева - постоянные призеры крупнейших международных соревнований. Успех Павла Колобкова на Кубке мира в шпаге дает основание надеяться на то, что и он может завоевать медаль. Рассчитываем и на рапириста Дмитрия Шевченко.

ЗОЛОТО В ШПАГЕ И БАСКЕТБОЛЕ -
В ОДИН ДЕНЬ

- Одновременно с фехтованием вы неплохо играли в баскетбол. Почему все-таки предпочли клинок мячу?

- В то время можно было совмещать такие разные виды спорта. У меня даже так случилось, что я в один день выиграл золотые медали в фехтовании на шпагах и в баскетболе. Было это в 1948 году на юбилейной Спартакиаде "Динамо".

- Забавно. И как же вам это удалось?

- Соревнования проходили на стадионе "Динамо". В баскетбол играли на открытой площадке возле Южной трибуны. Рядом, в 50 метрах на теннисном корте состязались фехтовальщики. Я начинал с баскетбола, а когда выкрикивали, что Сайчук должен явиться на дорожку, наш тренер Степан Суренович Спандарян делал замену, я быстренько натягивал на трусы фехтовальный костюм, проводил бой и возвращался на баскетбольную площадку. Во время выигранного нами матча успел провести пять боев. А потом и в шпаге сумел добиться победы. Окончательно переключился на фехтование чуть позже, потому что там я попадал на Олимпиаду, а в баскетбольную сборную мне не удалось войти.

- Фехтование трудно воспринимается зрителями...

- Зато по содержанию внутренней борьбы превосходит многие виды спорта. В фехтовании каждый бой - это 5-минутный шахматный блиц. Спортсмен проводит в день до 20 поединков. От боя к бою ему приходится сталкиваться со все более сильными соперниками - такова система выбывания. Тут требуются быстрота, сила, выносливость, очень серьезная психологическая и тактическая подготовка. Конфликтная игра ума - вот что такое фехтование.

- Можно его сделать понятным всем, а не только специалистам?

- Максимально быстрые движения фехтовальщиков зрители просто не улавливают. Думаю, в будущем будет так. Прошла боевая фраза, кто-то нанес укол. Остановка. И все это показывают на экране в замедленном темпе. И тогда все смогут увидеть, какие у нас быстрые и красивые движения.

МУШКЕТЕР С ЗАДАТКАМИ ХУДОЖНИКА,
ПЕВЦА И ПИАНИСТА

- Фехтование - это мушкетеры, кино, театр. Вам доводилось давать уроки фехтования артистам?

- Нет. Но мой первый тренер Аркадий Борисович Немировский был актером театра Вахтангова. В ГИТИСе он заведовал кафедрой сценического движения и давал уроки фехтования, ставил бои в кино, в театре.

- Как, на взгляд профессионала, фехтуют артисты?

- Спортсмену, конечно, смотреть смешно. Все происходит так медленно. Но есть у нас такой постановщик - Владимир Баллон. Он фехтовальщик, был в сборной Союза. Ставил бои в "Трех мушкетерах". Помню, как "мушкетеры" приходили к нему заниматься в ЦСКА. Он им показывал боевую стойку, учил, как наносить уколы, защищаться. Особенно тщательно следил за боевой стойкой, за тем, чтобы с оружием работали нормально, без лишних движений. Мне кажется, что фехтование в "Трех мушкетерах" поставлено на высоком уровне.

- Вы знакомы с театральным миром?

- Тесных контактов нет, но мой брат окончил ГИТИС, пел и был приглашен стажером в Большой театр. К тому времени он работал художником-графиком в издательстве, оформлял книги. В Большом ему предложили жалованье 120 рублей. И он не пошел по театральной линии.

- Вы ведь тоже прекрасно рисуете. Можете назвать себя художником?

- Был случай такой... Я узнал, что Московский союз художников организует пейзажную выставку. Принес 8 своих работ. Художники-профессионалы посмотрели и все 8 приняли. А я уехал на соревнования и на открытие выставки опоздал. Возвращаюсь, прошелся по выставке, нет моих работ. Ну, думаю, сочли меня дилетантом, не вывесили. Пошел выяснить, а мне говорят, что в первый же день все мои картины ушли. Но когда получил за проданные пейзажи какую-то чепуху, мелочь, понял, что невыгодно заниматься этим делом. Лучше подарю картину кому-нибудь.

- Живопись для вас - способ расслабиться или выразить себя?

- Мне приходилось очень много работать, вся организационная и методическая работа в сборной, не говоря уж о практической, лежала на мне. Я сам давал уроки, не пропуская ни одной тренировки. Это очень большая нагрузка. Поэтому поход во время сборов на пару часов на этюды был, конечно, неплохим способом расслабиться. Поначалу я работал больше акварелью, очень редко маслом. А потом нашел очень хороший для себя материал - восковую пастель. Не нужно ни кисти, ни воду разводить. Лист бумаги на подрамничек натянул, быстро намазал этими карандашами... Удивительно, почему мало кто работает в этой манере. Очень удобно, и краски долго сохраняются. У меня есть работы 20-летней давности, и до сих пор цвета на них не поблекли.

- Знаю, что вы и на фортепьяно играете неплохо. Как вы всему этому научились?

- У меня отец и брат художники. Я видел, как они работают. В детстве, правда, недолго занимался в художественной студии, участвовал даже в конкурсе рисунка в музее Пушкина. Когда увлекся спортом, стало не до рисования. Перейдя же на тренерскую работу, вернулся к изобразительному искусству. Пожалуй, лучшие свои работы, так и специалисты, кстати, считают, создал в последние годы.

А в музыке я самоучка. Ноты не изучал, мелодию подбираю по слуху, аккомпанирую себе, когда пою. Одну песню - и слова, и музыку - сочинил сам. Считаю, что ее можно петь.

- На публике выступаете?

- Пришлось на юбилее Аркадьева, когда ему исполнилось 70, на сцене петь. Было телевидение, записывало этот вечер, но не получилось что-то со звуком. Они попросили приехать в студию, снова записали и показали в эфире.

- Вам понравилось?

- Да. В фехтовании все знают, что я пою и играю. В Турции на молодежном чемпионате мира в шикарном "Хилтоне" проходил заключительный вечер. Играл оркестр, полно народу. А когда у оркестра был перерыв, на сцену поднялся тренер из Франции и спел короткую песенку. И тут из зала: "Сайчук! Сайчук!" Я вышел и запел: "Из далека долго течет река Волга..." Пел без аккомпанемента, пианино не было. Смотрю, подходят оркестранты и начинают мне подыгрывать. Удивился, конечно, а сам думаю: все-таки, наверное, пою ничего.

У брата, я уже говорил, был хороший голос. Папа играл на скрипке и пел, когда дома гости собирались.

- Такая художественно-музыкальная семья, и вдруг один сын - спортсмен. Это не огорчало близких?

- Они меня больше воспринимали не как спортсмена, а как тренера, к которому пришел успех. Я создавал систему нашего физвоспитания, которую все считали передовой. Писал много методической литературы, ее использовали в других странах.

НАДЕЛ МАСКУ - В ГОРЫ СХОДИЛ,
НАГРУДНИК - В САУНУ

- В конце 70-х у вас был конфликт с одной из ваших учениц. Вам даже пришлось уехать из страны.

- Я не боролся, потому что не знаю, как бороться с женщиной. Зашел к зампреду Спорткомитета Анатолию Ивановичу Колесову и сказал, что не могу здесь работать, поеду куда-нибудь. "Есть предложение из Болгарии, - говорит он. - Тренировать пятиборцев. Но если поедешь туда, я тебя прошу, о фехтовании забудь".

- То есть не готовь конкурентов?

- Может, он в шутку так сказал. Потом болгары попросили Колесова, чтобы мне разрешили работать с фехтовальщиками. А в современном пятиборье на "Дружбе"-84 болгары в фехтовании заняли первое место, обыграв наших.

- Сейчас вы тоже участвуете в подготовке пятиборцев, уже российских. Что можете сказать об их возможностях?

- Я только в феврале начал с ними работать. У мужчин дела с фехтованием обстоят неважно. В ближайшие год-два придется приложить много усилий, чтобы поднять этот вид нашего пятиборья. Эдуард Зеновка не попал на Олимпиаду в Сиднее, потому что на отборочных соревнованиях именно в фехтовании провалился. Набрал всего 700 очков, хотя обычно его норма - 900-1000. А причина очевидна. Он брал уроки у тренера по фехтованию, тренировался с фехтовальщиками. Те его постоянно атаковали, и Зеновке приходилось в основном обороняться. В результате защита у него теперь очень хорошая, нападать же он и не пытается, потому что ему это было сложно делать, дерясь с чистыми фехтовальщиками. Вот если бы он у них брал уроки, а дрался с пятиборцам хотя бы три раза в неделю... Но Зеновка этого не делал. Убежден: только поэтому он и не попал в Сидней.

- Кстати, почему "брать уроки"? Везде же говорят "тренироваться".

- У нас так принято. Этот термин давно ввели.

- А вы сами еще выходите на дорожку?

- Обязательно. Вы знаете, я уверен, что когда надеваю маску и нагрудник, беру в руки шпагу, то продлеваю себе жизнь. Что значит, надеть маску? В ней организм получает на 30 процентов меньше кислорода, чем в обычных условиях. Это как подняться на высоту 2000 м. Надел маску - поднялся в горы. Надел нагрудник - сходил в сауну. А я всего-навсего был на работе. Кстати, замечено, что тренеры по фехтованию обычно бывают долгожителями.

- В вашем возрасте многие уже давно копают грядки на даче, а вы еще востребованы и на покой не собираетесь.

- Я просто люблю фехтование, очень люблю. Много отдал ему. Особенно много как тренер. У меня времени свободного совсем не было, колоссальные нагрузки. Только фанатик может так работать.

Елена РЕРИХ