Газета Спорт-Экспресс № 208 (2404) от 12 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 сентября 2000 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СИДНЕЙ-2000

РОССИЯ НАКАНУНЕ ИГР

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ

Просматривая список нашей олимпийской сборной, я обнаружила, что в команде гребцов-академиков в самом быстроходном классе судов - восьмерке есть спортсмен, которому 51 год! Не поверив своим глазам, решила позвонить в Федерацию гребли России. "Ну что вы, это вовсе не ошибка, - развеял мои сомнения мужской голос. - Александр Лукьянов - наша звезда. Рулевой. Олимпиада-2000 станет для него уже пятой по счету. И со всех предыдущих он возвращался с медалями".

НАШ 51-ЛЕТНИЙ СУПЕРРУЛЕВОЙ
ЗАХВАТИЛ В АВСТРАЛИЮ УДОЧКИ

ДОСЬЕ "СЭ"

Александр ЛУКЬЯНОВ

Родился 19 августа 1949 года в Москве.

Образование высшее.

Профессия - тренер по академической гребле.

Заслуженный мастер спорта. В сборной с 1970 года.

Олимпийский чемпион-76 (Монреаль), вице-чемпион Олимпиады-80 (Москва), вице-чемпион Олимпиады-88 (Сеул), бронзовый призер Олимпиады-96 (Атланта). Двукратный чемпион мира и чемпион Европы.

Подполковник запаса.

Вес 55 кг, рост 163 см.

Дозвониться в австралийский город Графтон, куда наша сборная по академической гребле прибыла еще 15 августа, оказалось несложно. К счастью, в этот день у наших гребцов был выходной, и Александра Лукьянова нашли сразу же.

- В Австралию мы прилетели одними из первых. Устроились превосходно, в двухместных номерах, - рассказывает Лукьянов. - До речки рукой подать, всего 3-4 минуты ходьбы. Хозяева оказались очень гостеприимными, кормят нас очень вкусно, помогли наладить тренировочный процесс, предоставив дополнительные лодки - двойки и четверки. В общем, условия отличные. Говорят, что нашим основным конкурентам - американцам - в этом смысле повезло чуть меньше.

- Как готовитесь к стартам?

- Утром 10-километровый кросс и зарядка. Как правило, в день получается по 2-3 тренировки. Четыре дня работаем, а пятый - выходной.

- И как его проводите?

- Полная свобода действий. Иногда отправляемся погулять в центр города или в кино. А вообще-то я и мой экипаж лучшим развлечением считаем рыбалку. Поэтому захватили с собой из Москвы удочки. Правда, похоже, рыбы в местной реке нет - здесь такая соленая вода, что после каждой тренировки лодки приходится мыть, чтобы не испортились.

- Не трудно вам будет уже в пятый раз бороться за олимпийские медали?

- Экипаж у нас проверенный. С этими ребятами, если не считать одной замены, я выступал на Играх в Атланте, где мы заняли третье место. Честно говоря, в течение почти всего предолимпийского сезона мы выступали вполсилы. У нас не было цели побеждать любой ценой, поэтому ребята не горячились, спокойно и методично решали конкретные задачи. Проверить себя решили в Испании во время сбора. В Севилье мы выиграли контрольные заезды на дистанциях 500 и 1000 м, легко опередив всех фаворитов. Так что к старту в Сиднее мой экипаж готов и вполне может претендовать на медали. Во всяком случае, противники воспринимают нас всерьез и даже, по-моему, побаиваются.

- Ваши партнеры младше вас лет на 20-25. Как чувствуете себя рядом с ними?

- Прекрасно! (Смеется.) Стариком себя не считаю. Я спортивный, очень веселый человек. Всячески стараюсь поддерживать боевую форму. Живу в жестком режиме: 4-5 стартов в месяц. Правда, сейчас мне очень сложно сохранять свой вес - в Графтоне нас просто закармливают! А я должен весить не больше 55 кг. Что же касается ребят, то они мне как родные дети. За 33 года, что я провел в спорте, успел приобрести кое-какой опыт и могу чему-то научить молодых. Кстати, у меня в команде две роли - спортсмена и тренера. Последняя для меня даже важнее. Я ведь в отличие от других тренеров все время в лодке с экипажем и должен быть готов в случае необходимости дать верный совет. Сложно, но это лучше, чем стоять на берегу и чувствовать свое бессилие помочь.

- А как складываются ваши отношения с главным тренером сборной Александром Шитовым? Он советуется с вами?

- Обязательно. Мы с ним знакомы еще со времен монреальской Олимпиады. По-моему, мы даже ровесники. Но обмен мнениями у нас двусторонний: иногда я прихожу к нему проконсультироваться.

- У вас есть какие-нибудь тактические заготовки?

- А как же! Стратегия прохождения дистанции - это, пожалуй, главное. Надеюсь, нам удалось приготовить несколько сюрпризов для конкурентов.

- На чью помощь во время олимпийской регаты рассчитываете прежде всего?

- Надеюсь, наш загребной не подведет. Ведь вести команду, задавать темп придется ему. И если он растеряется, то сидящие за ним семь человек ничего не смогут сделать. Поэтому загребной должен обладать острым умом, суперинтеллектом, крепким здоровьем, смекалкой, большой физической силой. У нас на это место претендуют 28-летний Андрей Глухов и 24-летний Антон Чермашенцев. Окончательно определимся с загребным за несколько дней до старта.

- Не припомните какую-нибудь занятную историю из вашего олимпийского прошлого?

- В 76-м в Монреале перед самым финалом в нашем экипаже произошло ЧП - заболел гребец. У парня так подскочила температура, что он едва не терял сознание, но все равно собирался выйти на дистанцию. Конечно же, пришлось его заменить. Все произошло так быстро, что запасной, по-моему, не сразу понял, что его вызывают на старт. В итоге мы завоевали золото. И нам вручили шесть медалей вместо ожидаемых пяти (на тех Играх Лукьянов выступал в четверке с рулевым. - Е.Р.). Судьи решили, что заболевший спортсмен тоже достоин награды. И вот во время церемонии награждения эта самая шестая медаль выскользнула у кого-то из рук, упала в воду и пошла ко дну. К счастью, горевали мы недолго: водолазы ее достали и вернули нам.

P.S.Вообще с гребцами нередко случается что-нибудь курьезное. На днях в одной столичной газете появилась информация, будто нашу команду задержали на таможне, так как в багаже было обнаружено 30 кг сырого мяса. На самом деле, как уверяют в федерации, нашли всего две банки тушенки и бутерброд с колбасой. Который пришлось отдать собаке-ищейке.

Елена РЕНЖИНА