Газета Спорт-Экспресс № 215 (2411) от 20 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 сентября 2000 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СИДНЕЙ-2000

САФИН ПРИЕХАЛ ИГРАТЬ ЗА РОССИЮ
И БОЛЕТЬ ЗА ФУТБОЛ

Вчера в 6 часов утра по сиднейскому времени произошло знаменательное событие. Впервые на Олимпийские игры в ранге лидера мировой классификации приехал российский теннисист.

Первыми, кто встретил Марата Сафина в международном аэропорту столицы Игр XXVII Олимпиады, были спецкорреспонденты "СЭ"

Александр ПРОСВЕТОВ

из Сиднея

"БРАТКО! ЗА ТЕБЯ БОЛЕЮТ ПРАВОСЛАВНЫЕ"

Личный самолет президента Узбекистана Ислама Каримова доставил Сафина из Ташкента в Бангкок, далее же наш теннисист добирался компанией British Airways. Причем рейс ВА-7306 приземлился в Сиднее на 20 минут раньше, чем ожидали руководители Всероссийской теннисной ассоциации, а летевший первым классом Марат моментально получил багаж. "Пока никого, кроме нас, нет", - радостно сообщили мы, когда он вынырнул из таможенной зоны в зал прилета. В ответ Марат Сафин предложил выпить кофе или чаю и, не располагая австралийскими долларами, устремился было к обменному пункту, но мы уговорили его не церемониться и согласиться на наше скромное угощение.

- Сколько времени пришлось провести в пути?

- Сейчас подсчитаем: пять с половиной часов до Бангкока, там в аэропорту два часа и еще восемь - до Сиднея. Итого, пятнадцать с половиной.

- Но по крайней мере первую часть маршрута вы, наверное, преодолели в настоящем летающем отеле?

- Это был обычный самолет - с первым и бизнес-классом.

- Утомились?

- Я благоразумно наелся снотворного и крепко спал.

Тем временем Марата узнали работающие в аэропорту девушки. Когда спустя несколько минут туда подъехали президент ВТА Шамиль Тарпищев и ее вице-президент Алексей Селиваненко, у столика в кафе "Астро" выстроилась небольшая очередь желающих получить автографы. Мужчина средних лет сложил из двух пальцев латинскую букву V и выпалил на сербско-хорватском: "Братко! За тебя болеют православные".

СТАТЬ ПЕРВЫМ ВО ВСЕХ НОМИНАЦИЯХ

- Когда на US Open завершался финальный матч Марата с Питом Сампрасом, я как раз участвовал в сессии МОК, - рассказал в автомобиле Шамиль Тарпищев. - Поручил следить за развитием событий сыну. После того как он сообщил мне на мобильный телефон результат, президент ОКР Виталий Смирнов передал записку Хуану Антонио Самаранчу, и тот, прервав заседание, объявил о победе Сафина. Возник перерыв на несколько минут, во время которого все нас поздравляли. Испанец Самаранч - большой любитель тенниса, в Испании же, где долгое время тренировался Марат, его считают своим человеком.

Сафин, в свою очередь, посокрушался, что потерял фотографию, на которой он запечатлен в компании с Биллом Клинтоном после полуфинала на US Open. Когда проезжали мимо магазина подержанных машин, заметил, что цены на автомобили в Австралии, судя по всему, невысокие, а потом пожаловался, что теперь устроители турниров серии Tennis Masters Series целый год не будут предоставлять ему машину. А все потому, что недавно сафинский "Мерседес" занесло на скользком покрытии возле бензоколонки, и Марат наехал на бордюр, повредив колесо.

До олимпийской деревни мы добирались битый час, поскольку водитель-волонтер сбился с пути, так что времени поговорить было достаточно.

- Марат, как чувствуете себя в шкуре первого номера?

- Да я ведь толком первым еще не стал. Как ни крути, а сами теннисисты полагают, что старая классификация, по итогам 52 недель, точнее отражает уровень мастерства. Хотя в сентябре и новая система позволяет составить представление о том, кто как играл в течение года. Но игроки еще не перестроились. И пока я второй.

- Теперь цель, видимо, состоит в том, чтобы обойти Сампраса и по старой системе подсчета очков?

- У меня для этого есть реальные шансы, поскольку Сампрас в Сидней не приехал. Надо дойти до полуфинала или финала. С другой стороны, Куэртен отстает на 300 очков, так что явно меня не обгонит. Самое трудное - миновать первый круг, потому что предстоит играть с крайне неудобным для меня Санторо.

- Французские газеты называют Санторо специалистом по Сафину.

- Единственный, кого он может обыграть, это я. А дальше Санторо не пройдет. Причем он и сам об этом знает. Надеюсь все же, что в конце концов мне удастся выиграть у Санторо хотя бы на Олимпиаде.

- Похоже, у вас сформировался комплекс?

- Вот именно, комплекс. Сколько же нервов я потерял с этим человеком! За четыре встречи выиграл у него лишь один сет. Представляете? Когда играю с Санторо, то не могу избавиться от ощущения, что он достает все мячи и постоянно меня обманывает. Пусть уж лучше побыстрее заканчивает с теннисом.

- Как оцениваете покрытие, на котором проводится турнир?

- Оно такое же, как на US Open. Быстрый низкий отскок, к которому я привык. Поэтому надеюсь, что все будет нормально.

РЕШИЛ ИГРАТЬ В СИДНЕЕ ЕЩЕ ГОД НАЗАД

- Что для вас значит Олимпиада?

- Давайте поставим точки над i. Меня убили сообщения, что якобы мы с Кафельниковым не хотим ехать на Олимпиаду, что мы зажравшиеся миллионеры, которым Игры вовсе не нужны. Кем бы они ни были, люди, раздувшие через прессу эту кампанию, я их не уважаю. Для себя я еще год назад решил, что поеду в Сидней. Если есть шанс участвовать в Олимпиаде, то его обязательно надо использовать. На прочих турнирах я играю в первую очередь за себя, а на Олимпиаде - за страну. И потому обязан все отдать, чтобы больше никто не мог сказать, будто мы не уважаем свою родину.

- В основном разговоры касались не вас, а Кафельникова.

- Женя - мой партнер, у нас дружеские отношения, и я считаю, что должен его защищать.

В беседу вступил Шамиль Тарпищев:

- Такими высказываниями людей лишь отталкивают от родины. Все говорят о том, что буржуй Кафельников прилетел в Австралию на собственном самолете, но почему-то не задумываются о том, что стоянка в аэропорту обходится ему ежедневно в сумму от 10 до 30 тысяч долларов, что отель он себе оплатил сам. То есть участие в олимпийском турнире ему заведомо в убыток.

После этого Сафин вновь продолжил отвечать на вопросы.

- Кого считаете главными претендентами на победу?

- Куэртена, Хьюитта, Нормана и Кафельникова. Это самые стабильные игроки, для которых попадание в полуфинал или финал - норма. Остальные могут оказаться там, только если пойдет игра.

- А каковы ваши с Кафельниковым шансы в парном разряде?

- Я давно не играл пару и не имею нужного навыка. Если Женя будет в хорошей форме, то постараюсь ему по мере сил помочь.

В ДЕРЕВНЮ, ЧТОБЫ ПОТУСОВАТЬСЯ

- Состязания по каким видам спорта, кроме тенниса, вам хотелось бы посмотреть на Олимпийских играх?

- Интересно было бы увидеть американских баскетболистов из Dream Team. Кроме того, я люблю футбол, но, к сожалению, российская сборная на Олимпиаду не попала.

- На корте вы, случается, очень ловко укрощаете мячик ногами. Часто удается поиграть в футбол?

- Время от времени, хотя мне не всегда это разрешают. Кстати, недавно в Индианаполисе мы устроили матч Европа - Южная Америка и чуть-чуть не победили. За нашу команду играли французы - Грожан, Клеман, Ди Паскуале, а также Александр Волков. Правда, Саша в конце совсем обессилел и подпирал штангу.

- В отличие от Кафельникова, вы решили поселиться в олимпийской деревне. Это чтобы не выделяться?

- Не в том дело. У каждого свой стиль жизни. Женя - человек семейный, предпочитает одиночество. А я люблю потусоваться. Мы люди разного возраста и интересов. Если я размещаюсь в олимпийской деревне, то это потому, что мне там интересно.

Издали коттеджи деревни показались Марату симпатичными. Однако впоследствии на вопрос, не хотел бы он купить себе такую же дачку, ответил лаконично: "Ни за что". Разместился Сафин в домике вместе с пятиборцем Дмитрием Сватковским, генеральным секретарем ВТА Александром Каливодом, тренером Дмитрием Дегтяревым (кстати, к ним должен подсоединиться и Волков). На втором этаже коттеджа живет женская сборная по теннису.

В 11 часов Марат отправился на корты - поболеть за наших, оттуда спустя час - на экипировку в представительство фирмы Reebok. Между тем сам он связан контрактом с Adidas. Эта нестыковка еще будет обсуждаться на переговорах между Reebok, ОКР и Госкомспортом.

- Олимпийский комитет поступил неэтично, заключив контракт без консультаций со спортсменами, - заметил вице-президент теннисной федерации Алексей Селиваненко. - Он, по сути, продал то, что ему не принадлежит.

- Создается впечатление, что наших лучших теннисистов на Олимпиаде не ждали, - добавил Шамиль Тарпищев. - Как иначе расценивать слова одного высокопоставленного спортивного деятеля, который заявил: "Если не будут выступать в форме Reebok, то лучше пусть вообще не приезжают в Сидней, потому что иначе ОКР потеряет 400 тысяч долларов".

Из представительства Reebok Сафин вернулся на корты, посмотрел матч с участием Кафельникова, в 16.00 начал тренировку. А в 7 часов вечера вместе с Кафельниковым и руководителями российского тенниса приехал в Олимпийский парк - поболеть за российских гимнасток.