Газета Спорт-Экспресс № 222 (2418) от 28 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 29

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 сентября 2000 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СИДНЕЙ-2000

ТЕННИС

Евгений КАФЕЛЬНИКОВ: "ПРЕДСТАВЛЯЮ ЗДЕСЬ
НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ, НО И ВСЮ СТРАНУ"

Евгений Кафельников - теннисист плоть от плоти русский. В нем вы не найдете ни французской изысканности, ни немецкого педантизма, ни американской нахрапистости. Зато налицо океан таланта и море непредсказуемости. Была бы эта пропорция обратной, россиянин не входил бы столько лет в мировую элиту.

Игорь РАБИНЕР

из Сиднея

26-летний сочинец - человек настроения, как, в сущности, и любой из нас. Когда он заведен, когда у него горят глаза, когда он свирепеет от желания кому-то что-то доказать, тягаться с ним почти никому не под силу. Но если стимул пропадает, теннис становится Евгению в тягость, и на корт выходит его тень.

Такой тенью он был в последние месяцы перед Сиднеем. За несколько дней до начала Олимпиады Кафельников сказал мне: "Я даже сомневался, стоит ли в таком разобранном состоянии лететь в Австралию. Но потом вспомнил, что это "моя" страна, да и лучшего шанса вернуть уверенность в себе у меня в этом году может и не быть. А шанса почувствовать, что такое Олимпийские игры, может не быть вообще никогда".

То, что Евгений чувствовал себя накануне старта, как голодный зверь перед охотой, было видно невооруженным глазом. Сразу после утомительнейшего авиаперелета по маршруту Ташкент - Сидней он принялся истязать себя трехразовыми тренировками. Валерий Охапкин, врач нашей теннисной команды, сказал мне: "Попомните мои слова, от Жени тут очень многого можно ожидать".

Счет первого матча против костариканца Хуана Антонио Марина - 6:0, 6:1 - уже позволил судить о настрое Кафельникова. Соперник, конечно, не гигант, но нашу звезду отличает способность вдруг проиграть кому угодно. И если Евгений отдал Марину всего один гейм, то, значит, с собранностью у него все в порядке.

Этот вывод подтвердил матч третьего круга против Марка Филиппуссиса. Австралийские болельщики поддерживали своего игрока таким жутким ревом, что дрогнул бы и супермен из голливудских триллеров. Главная надежда хозяев Ллейтон Хьюитт вылетел в первом круге, вслед за ним покинул Олимпиаду Патрик Рафтер, и Филиппуссис остался последним шансом в мужском одиночном турнире.

Но Кафельников был, как скала. Конечно, он ошибался, но для такой обстановки невероятно мало. А главное, в отличие от соперника Евгения не трясло от страха в решающие моменты. И финалист US Open-98 был сломлен в двух сетах.

Очередным соперником Кафельникова стал Густаво Куэртен. Если сложить номера олимпийского "посева" россиянина и бразильца, то выйдет цифра 7, в то время как среди шестерки остальных участников четвертьфиналов был "посеян", да и то лишь 8-м, только испанец Ферреро. Получалось, что вчера проходил досрочный финал.

Уже второй гейм показал, что с "морально-волевыми" у Кафельникова проблем вновь не предвидится. Критические 0:40 на своей подаче могли привести к худшему из возможных сценариев. И россиянин пошел на риск, ошеломив Куэртена несколькими результативными выходами к сетке. Разящие удары с задней линии тоже стали у нашего теннисиста бесперебойными - и гейм был выигран.

Соперники почти не ошибались, и очко выигрывал тот, кто оказывался чуть терпеливее и тоньше. Неудивительно, что оба брали свою подачу. Но чем ближе была развязка сета, тем явственнее нервничал бразилец. В 10-м гейме при счете 5:4 в пользу Кафельникова Куэртен на своей подаче умудрился трижды попасть в сетку без особых на то оснований. Сочинец играл гораздо спокойнее - и сет был взят!

Пятый гейм второй партии породил сомнение в хеппи-энде: Кафельников проиграл свою подачу. Но мгновенно ее отыграл! Ни на минуту не оставляло ощущение, что он полностью контролировал свои нервы и эмоции. И в ключевой момент второго сета опять оказался выдержаннее бразильца. В 12-м гейме перед неизбежным вроде бы тай-брейком Кафельников дважды выдал умопомрачительный прием, затем мастерски обвел соперника - и счет стал 15:40. Первый же шанс взять гейм на чужой подаче россиянин использовал на все сто. А с геймом был выигран и матч. В полуфинале Кафельникова, единственного оставшегося в турнире "сеяного" игрока, ждет француз Ди Паскуале.

- Думаю, мне сегодня весьма пригодился победный опыт выступлений на австралийском покрытии, - сказал после матча Евгений. - Корт в Сиднее такой же, как в Мельбурне, где в прошлом году я выиграл Открытый чемпионат Австралии, а в этом вышел на нем в финал. Чувствую себя здесь очень уверенно.

- А до Игр все было наоборот...

- Да, я играл не так, как могу и должен. Надеялся, что в Австралии приду в себя. Так и вышло. Теперь мне осталось выиграть два матча, чтобы завоевать золото. Будет стыдно, если, забравшись так далеко и обыграв Филиппуссиса и Куэртена, я остановлюсь в шаге от цели. В конце концов на тех же турнирах "Большого шлема" я играю четыре раза в год, а Олимпиада эта у меня первая и, возможно, последняя.

- Все ли теннисисты относятся к олимпийскому турниру всерьез?

- Скажу о себе. На меня произвело огромное впечатление общение с нашими спортсменами в Олимпийской деревне. Когда я увидел тех, кто ради победы на Играх вкалывал, как проклятый, четыре года, то уже не мог относиться к Олимпиаде иначе. В деревне я понял, что представляю здесь не только себя, но и всю страну. Почувствовал себя членом большой команды. И как только появляется возможность, хожу болеть за наших - на гимнастику, баскетбол, волейбол... Если, дай Бог, завтра я выиграю полуфинал, то в среду обязательно отправлюсь поддержать сборную России на какое-нибудь соревнование.

- Что вы знаете о Ди Паскуале?

- Я с ним ни разу не играл, но зато потренировался здесь перед началом турнира. Разгром, который он учинил Ферреро, был по-настоящему впечатляющим. Физически я чувствую себя идеально, но полуфинал тем не менее будет очень тяжелым.

- Какой победы было сложнее добиться - над Филиппуссисом или Куэртеном?

- Над Филиппуссисом. Он играл дома, и поддержка зрителей стала для него мощным психологическим допингом.

- Сегодня в решающие моменты у Куэртена начинали сдавать нервы - в отличие от вас.

- (Улыбается.) Опыт, как и мастерство, не пропьешь. Он и выручал меня в трудных ситуациях.

- Не разозлили вас резкие слова президента ОКР Виталия Смирнова в ваш адрес накануне Олимпиады? Тогда вовсю ходили слухи о вашем якобы отказе лететь в Сидней, и он на пресс-конференции обвинил теннисиста Кафельникова чуть ли не в предательстве родины.

- Этот неприятный факт действительно имел место, но сейчас я не хочу к нему возвращаться. Скажу только, что играю не для президента нашего Олимпийского комитета, а для 250 миллионов людей, которые живут в России и болеют за ее сборную.

ТЕННИС. NSW Tennis Centre. 25 сентября

Мужчины. Одиночный разряд. 1/4 финала. Роджер Федерер (Швейцария) - Карим Алами (Марокко) - 7:6 (7:2), 6:1. Евгений КАФЕЛЬНИКОВ (Россия, 5) - Густаво Куэртен (Бразилия, 2) - 6:4, 7:5. Томас Хаас (Германия) - Максим Мирный (Белоруссия) - 4:6, 7:5, 6:3. Арно Ди Паскуале (Франция) - Хуан Карлос Ферреро (Испания, 8) - 6:2, 6:1.

Парный разряд. 1/4 финала. Алекс Корретха/Альберто Коста (Испания) - Максим Мирный/Владимир Волчков (Белоруссия) - 6:7 (4:7), 6:3, 7:5.

1/2 финала. Себастьян Ларо/Даниэль Нестор (Канада, 4) - Дэвид Адамс/Джон-Лаффни Де Джагер (ЮАР, 5) - 6:1, 6:2. Марк Вудфорд/Тодд Вудбридж (Австралия, 1) - Корретха/А. Коста - 6:3, 7:6 (7:5).

Женщины. Одиночный разряд. 1/2 финала. Елена ДЕМЕНТЬЕВА (Россия, 10) - Елена Докич (Австралия) - 2:6, 6:4, 6:4. Винус Уильяме (США, 2) - Моника Селеш (США, 3) - 6:1, 4:6, 6:3.

Парный разряд. 1/4 финала. Серена Уильямс/Винус Уильямс (США) - Жюли Алар/Амели Моресмо (Франция, 1) - 6:3, 6:2. Ольга Барабанщикова/Наташа Зверева (Белоруссия) - Петра Мандула/Каталин Мароци (Венгрия) - 6:3, 7:5. Элс Калленс/Доминик Ван Роост (Бельгия, 5) - Милагрос Секьера/Мария Алехандра Венто (Венесуэла) - 4:6, 7:5, 6:4. Кристи Боогерт/Мириам Ореманс (Голландия) - Бенджамас Сангарам/Тамарине Танасугарн (Таиланд) - 6:4, 3:6, 7:5.