Газета Спорт-Экспресс № 240 (2436) от 19 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 октября 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

ПОДХОДЯТ ЛИ ШАХМАТАМ ФУТБОЛЬНЫЕ ИСТИНЫ?

В 6-й партии на первый ход ферзевой пешки Владимира Крамника Гарри Каспаров, как и в 4-й встрече, избрал принятый ферзевый гамбит. Партия развивалась по новому сценарию, ферзей соперники не меняли, белые получили сильнейшую атаку. Крамник, добившись подавляющей позиции, вновь упустил выигрыш. Разрыв в одно очко сохраняется - 3,5:2,5 в пользу претендента, но психологическое преимущество перешло к чемпиону мира.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Лондона

КРАМНИКА ОБЫСКИВАЛИ ПЕРВОГО

Из трех арбитров, сидящих сбоку сцены, двоих - гроссмейстера Юрия Авербаха и Анжея Филиповича - я хорошо знаю, поэтому перед началом 6-й партии был ими допущен за кулисы, в "рабочую зону" судей. Главный арбитр Филипович даже попросил меня ему помочь: придвинуть поближе к судейскому столу монитор, на котором крупно - во весь экран - изображен циферблат используемых в матче шахматных часов. Поэтому теперь смело могу говорить, что участвовал в организации 6-й партии.

А она получилась захватывающей по сюжету. Но прежде, чем рассказать о дебюте и перипетиях игры, сообщу читателю кое-что о закулисной стороне. На судейском столике помимо упомянутого монитора с часами и монитора, на котором высвечивается доска, есть еще два маленьких секретных мониторчика, которые никто из зрителей не видит: на них - изображение комнат отдыха участников. На этот раз корреспондент "СЭ" вместе с Авербахом и Филиповичем наблюдал за тем, что там происходило.

Надо сказать, чувство довольно неприятное: ощущаешь себя подглядывающим в замочную скважину. Но Авербах сказал, что им это необходимо делать по протоколу: участники должны быть все время в поле зрения арбитров. И вот я вижу, как за пять минут до начала игры в свою комнату пришел Крамник (на этот раз он приехал в "Риверсайд-студию" заранее). Арбитр Эрик Шиллер специальным металлоискателем просвечивает его с головы до ног, не забывая при этом изучить шевелюру и обувь. Как я догадываюсь, обыскивают Владимира, дабы исключить использование миниатюрного радиопередатчика, по которому могут идти подсказки. Каспаров появляется в своей комнате секунд за 30 до старта. Шиллер проверяет металлоискателем и чемпиона мира. Я вижу: словно в камере-одиночке, сидит грустный "заключенный" Крамник и ждет, когда его вызволят из заточения. Телекамеры, которые "подсматривают" за Каспаровым и Крамником, в их комнатах установлены, видимо, под потолком, поэтому изображения участников матча выглядят несколько карикатурными, как при фотосъемке "рыбьим глазом".

Но вот с проверками покончено, и сэр Джереми Хэнли, президент Совета директоров компании "Брейн Гейме", вызывает на сцену участников матча. Чуть позже я расскажу о неприятном "шпионском" инциденте, который случился в пресс-центре, - он имел непосредственное отношение к компании "Брейн Гейме". Но это позже, сейчас перейдем непосредственно к игре.

В ПРИНЯТОМ ФЕРЗЕВОМ ФЕРЗЕЙ НЕ МЕНЯЛИ

В пресс-центре была распространена книга одного из арбитров матча Эрика Шиллера. Называется она "Дебюты чемпионов мира". В ней исследуются дебюты, которые применяли (а относительно Каспарова уместнее сказать - применяют) все 13 чемпионов мира. Там есть и всевозможные графики, как в серьезном научном труде. Так вот, исследуя дебюты из черного репертуара Каспарова в ответ на 1. d2 - d4, Шиллер обнаружил, что 13-й чемпион мира меньше большинства своих предшественников на шахматном троне применял позиции, характерные для ферзевого гамбита (сюда входит и "славянка", и "меран"). Только 20 процентов из 100 приходится у Каспарова на ферзевые построения (у Фишера еще меньше - процентов 5). Другими словами, почти все время Каспаров играл всевозможные системы, которые Шиллер называет "индийскими" (сюда входит и "Грюнфельд").

Но после страшнейшего удара, который нанес Крамник излюбленному каспаровскому "Грюнфельду" во 2-й партии, чемпиону мира приходится вторично применять несвойственный его стилю и непривычный с точки зрения даже простой статистики принятый ферзевый гамбит.

Несмотря на свою знаменитую дебютную подготовку, испытанных помощников гроссмейстера Юрия Дохояна и мастера Александра Шакарова, а также новичков в команде - гроссмейстеров Михаила Кобалию и Андрея Харлова, несмотря на всю свою компьютерную оснащенность, чемпион мира вновь попал в дебюте в трудное положение. На этот раз Крамник ферзей не менял, а в соответствии с классическими канонами принятого ферзевого гамбита оставил себе "изолятор" в центре и совершенно виртуозно использовал его в качестве форпоста для своих коней.

Появившийся в пресс-центре французский гроссмейстер Жоэль Лотье - секундант Крамника - сиял, что-то шепнул наклонившемуся к нему врачу претендента Валерию Крылову, который, видимо, спросил о позиции. Теперь засиял Крылов - слова Жоэля ему явно понравились. Наверное, тот сказал примерно следующее: "Каспарова выловили и ведут на эшафот". Когда же к Жоэлю с аналогичным вопросом обратились журналисты, он скромно произнес: "Позиция Крамника мне нравится".

Еще бы она не нравилась! Фланговые пехотинцы белых далеко внедрились в расположение неприятеля, красавцы-кони занимали доминирующие поля е5 и с5, ладья на а3 приготовилась к переброске на активные рубежи. В общем, караул! Особенно неприятен черным был пехотинец "h", который подобрался к их королю и нагло заглядывал в его резиденцию! На пресс-конференции после партии чемпион мира скажет, что из-за этого проклятого пехотинца он чуть не проиграл все сражение, потому как ему пришлось здорово ослабить свою позицию ходом g7 - g6.

В дальнейшем черным ходами f7 - f6 и g6 - g5 пришлось вообще развалить свою королевскую крепость и отправить короля скитаться, но это было потом, когда преимущество белых стало решающим. А оценка по выходе из дебюта была однозначна: претендент получил очень хорошую игру, черным оставалось единственно верными ходами удерживать позицию. И Гарри, собрав волю в кулак, делал свое "черное" дело в надежде на то, что его юный и чересчур мощный соперник все же когда-нибудь ослабит свою мертвую хватку и даст ему малость передохнуть.

Призрачные надежды чемпиона сбылись во время третьего, последнего контроля после 6 часов игры! Но об этом чуть позже, сейчас об инциденте в пресс-центре.

ШПИОН И "МЕРТВАЯ ГОЛОВА"

Наша маленькая русская община в пресс-центре состоит из старейшины русской службы Би-би-си Леонида Владимировича Финкельштейна, корреспондента радио "Маяк" Якова Дамского и вашего покорного слуги.

Сидим мы, стало быть, у своих мониторчиков, обмениваемся шутками-прибаутками, как вдруг небольшую комнату прорезал душераздирающий вопль. Мы вздрогнули и посмотрели туда, где разворачивалось странное действо. Гроссмейстер Рэй Кин (в белом пиджаке и галстуке "бабочка"), покраснев как рак, что есть мочи орал на какого-то журналиста в бейсболке. А затем выгнал из пресс-центра, запретив в него приходить. Когда мой сосед, почтенный Леонид Владимирович спросил у Кина, в чем дело, тот показал ему на экран монитора, который до этого был в распоряжении человека в бейсболке. На экране крупными зелеными буквами бегущая строка: Braindeadgames.net. Перевод этой пародийной надписи (официальное название организации, проводящей чемпионат, - Braingames.net) звучит так: "Игры мертвого мозга".

Казалось бы, зачем расстраиваться из-за глупой шутки какого-то журналиста? А все дело в том, что в компании, организующей чемпионат, еще до его начала произошел раскол. Бывший зять Рэя Кина Дейвид Леви выступил с тяжелыми (как считает Кин, безосновательными) обвинениями. Технический директор Мэлколм Пейн, имеющий серьезный бизнес в своей фирме "Шахматы и бридж", неожиданно для всех за несколько дней до начала матча оставил пост его технического директора. В общем, какие-то свои "подковерные битвы", а журналист в бейсболке работает у Пейна... Оказалось, что глумливая надпись стала лишь поводом для вспышки ярости у Кина, противоречия были гораздо глубже. Надо сказать, что и английская, и американская пресса в курсе происходящего. Теперь вот и мы в курсе.

КАСПАРОВ СЫГРАЛ НЕ ХУЖЕ "ГЛУБОКОГО ЮНИОРА"

Между тем позиция Каспарова стала совершенно безнадежной. Во всяком случае, "официальная оценка" компьютеризованного пресс-центра была такой: "У белых большие шансы на победу". Мама Каспарова Клара Шагеновна, столкнувшись со мной на выходе из зала, еле слышно спросила: "У Гарика проиграно?" Я ответил: "Вероятно, да. Надеяться можно только на чудо. Но вы же помните, в 4-й партии оно произошло..." Мама чемпиона ничего не сказала, только опустила голову и вышла из зала.

Но чудо все же случилось!

После того как Крамник увел своего ферзя из центра и занялся неожиданным "пешкоедством", у Гарри, как он сказал на пресс-конференции, затеплилась надежда на спасение. А когда Крамник совершил решающую ошибку (так считает Каспаров), сделал очень плохой ход g2 - g3, резко ослабив позицию своего короля, то надежда Гарри стала обретать реальные очертания. И после хода Крамника 62. Kph3 в пресс-центре раздался возглас сотрудника каспаровской интернетовской фирмы Марка Грингарда: "Джуниор" говорит: после 62...Фf5 позиция становится ничейной!" Стали ждать, найдет ли Гарри ход своего электронного помощника в матче "Каспаров против остального мира" - одной из сильнейших компьютерных программ "Дип Джуниор"?

Гарри нашел этот ход! Крамник, имевший несколькими ходами ранее колоссальный перевес и большие шансы на выигрыш, в очередной раз его не добился.

На пресс-конференции говорил только Каспаров. О том, что партия была очень интересной, что соперник упустил легкий выигрыш. Он был возбужден, весел и словоохотлив. Крамник молчал. Только когда Каспарова спросили, что он думает о постоянно уменьшающемся количестве партий в матчах на первенство мира (24, 20, теперь - 16), Каспаров пустился в пространные рассуждения. А Крамник бросил реплику: "Меня бы устроило и шесть партий".

Понятное дело, что устроило бы. Но ведь еще играть десять партий! И если дважды не попадать в пустые ворота, то надо вспомнить знаменитую футбольную истину: "Не забьешь ты, забьют тебе".

Теперь все ждут первого гола Каспарова.