Газета Спорт-Экспресс № 243 (2439) от 23 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 октября 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Михаэль ШУМАХЕР

КРАСНЫЕ ИДУТ!

Лина ХОЛИНА

из Куала-Лумпура

Михаэль Шумахер не из тех людей, кто сомневается в своих талантах. Самоуверенность - качество характера, отнюдь не лишнее для того, кто намерен стать лучшим пилотом планеты, - была визитной карточкой немца с первых же его шагов в "Формуле-1". Однако таким я еще не видела Михаэля. Теперь уже 3-кратный чемпион мира прибыл на последнюю гонку сезона на Сепанге в прекрасном расположении духа. Своим триумфом, который, как считают его поклонники, главным образом в Германии, сделал Шумахера бессмертным, он наслаждался уже полторы недели, и мысль о том, что "Феррари" еще предстояло завоевать Кубок конструкторов, ни в коей мере не могла испортить ему удовольствие. Ведь для командной победы пилотам Скудерии было достаточно заполучить в Малайзии лишь 3 очка, что, как справедливо считал Михаэль, было лишь делом техники. Поэтому с самого начала гоночного уик-энда, то есть с четверга, он был очень улыбчивым, ни от кого не скрывался и всем своим видом демонстрировал, что... отдыхает!

- Кубок конструкторов на сей раз будет наш. Три очка, то есть одно четвертое место, и дело решено, - объяснил Шумахер причину своего прекрасного настроения. - Признаться, победа в чемпионате далась гораздо легче, чем казалось на старте сезона. После успеха на Сузуке у меня словно гора с плеч свалилась. Я чувствую себя окрыленным и способным на многое. Последняя гонка наконец-то может превратиться в езду для удовольствия. Это прекрасно! Я буду наслаждаться. Хочу, чтобы это продолжалось как можно дольше.

- Теперь на вашей каскетке вновь после 5-летнего перерыва красуется надпись "Чемпион мира". Это накладывает отпечаток на ваш пилотаж?

- В принципе, гонки для каждого из нас - это не только работа, но и удовольствие. Мы гоняемся потому, что любим это дело. Но моя нынешняя ситуация просто идеальна: нет никакого давления, ты можешь пилотировать машину свободно, иногда доходить до предела, но только в случае необходимости. Иногда можно даже позволить себе посмотреть по сторонам!

- Неужели нет ни малейшего волнения в преддверии гонки?

- В прошлом году Малайзия принесла мне успех, почему бы вновь не добиться его? К тому же это прекрасная страна, которая дает массу возможностей для проведения каникул. Думаю, надо проводить 10 "Гран-при" в этой части света и только 5 - в Европе. Сейчас я расслаблен, но отнюдь не расконцентрирован. Главная цель сезона достигнута, осталось достичь второй.

Анализируя свой первый чемпионский титул за рулем "Феррари", Шумахер заметил:

- Все должны совершенно четко понять: "Формула-1" - это нечто гораздо большее, чем просто пусть и грандиозное, но шоу, которое показывают по телевизору. "Формула-1" - это отнюдь не только гонщики, за которыми, собственно, камеры и следят. В "Феррари" за моей спиной около 500 специалистов высочайшего класса. И без их колоссального труда я не смог бы проехать по трассе и метра. Теперь мы стали чемпионами. Жаль, что я не могу обнять каждого из тех, кто помог осуществиться моей мечте. Но каждому я говорю огромное спасибо, вы были просто прекрасны!

- 500 - это очень много, поименно всех не назовешь. Но есть же ключевые фигуры...

- Лука Ди Монтеземоло - не просто глава всей компании, он ее сердце. Он прекрасно знает, что такое успех в "Формуле-1", потому что стоял во главе команды, когда Ники Лауда стал чемпионом мира. Именно он двигает "Феррари" вперед, предвидит все мелочи и заражает своей уверенностью остальных. Он обладает уникальной способностью заботиться о каждом. Он - вдохновитель.

Жан Тодт - человек, который построил нынешнее "здание" "Феррари" из отдельных кирпичиков. Он давно уже настоящий друг и мой, и моей жены Коринны. Я никогда не встречал человека, так много работающего изо дня в день. Жан успокаивается только в одном случае - когда все идеально на 100 процентов.

Росс Браун - супермозг нашей команды. Возможно, он лучший тактик в "Формуле-1". Даже в самой критической ситуации Росс остается холодным, как лед, сохраняет способность четко мыслить и принимать абсолютно верные решения. Я ему слепо доверяю.

Рори Бирн - один из тех, у кого мозг никогда не отдыхает. Если его нет на фабрике, он звонит туда каждый день для того, чтобы убедиться: дела идут нормально. Он практически живет в аэродинамической трубе! Он "шьет" для меня машину.

Лука Бальдиссери - гоночный инженер моего болида. И он всегда на моей стороне. Игнацио Лунетта - главный инженер, обладающий огромнейшим опытом. Пино Д'Агостино - инженер. Никто не слушает итальянский гимн в нашу честь с большим воодушевлением! Паоло Мартинели - технический директор по мотору, исключительный специалист. Стефано Доменикали - менеджер команды, наш организационный талант. А Вилли Веббер - мой менеджер.

- Понятно, что те, кто окружал вас в "Феррари" и оставался вашим единомышленником в любой ситуации, сыграли ключевую роль в этом триумфе. А что скажете о соперниках? Говорят, чем сильнее тот, кого вы победили, тем ценнее победа.

- Бесспорно. Мика Хаккинен - лучший парень среди тех, с кем мне приходилось бороться за чемпионское звание. Надеюсь, мы с ним проведем еще несколько хороших сезонов. У нас были прекрасные гонки в прошлом, но настолько сложной и напряженной, как на Сузуке, еще точно не было. До предпоследнего этапа мы не знали, кто же из нас лучший. В этом году у нас, возможно, были машины одного уровня, и мы никак не могли найти ответ на вопрос, кому достанется чемпионский титул.

- Как вы провели эти две недели между Японией и Малайзией?

- После победы на Сузуке многие пытались заставить меня отпраздновать ее по-настоящему. Но я счел, что еще не время. Я хотел подумать о будущем и прошлом, хотел продлить этот момент. Моя жизнь после Сузуки была очень тихой и спокойной. Мы с Коринной поехали на острова, только она и я. Необходимо было отдохнуть после дальних перелетов, сбросить напряжение от США и Японии. Только отдохнув, я смог заставить себя сконцентрироваться на Малайзии. Время пролетело незаметно. Эти дни принесли мне истинное счастье. Жена говорит, что никогда не видела меня таким умиротворенным, не тренирующимся по 3-4 часа в день и вообще не делающим свою обычную работу. Я даже прочел две книги, что для меня совершенно нетипично - я не большой поклонник чтения. А тут лежал себе на солнце, спал вдоволь, ел, снова шел на пляж, вот и пару книг одолел.

- Вы сказали, что этот титул не идет ни в какое сравнение с двумя предыдущими. Не передумали?

- Ни в коем случае! Чем больше времени проходит с момента победы, тем больше я укрепляюсь в таком мнении. Этот титул - самое большое достижением в моей карьере. Это первая победа для "Феррари" за 21 год. И она пришлась на 2000 год. А как тяжело далась!.. Ведь во время гонки в Японии до второй дозаправки мне приходилось проходить круги в квалификационном режиме. Когда я возвращался из боксов на трассу, Росс Браун, поддерживавший со мной связь, говорил: "Все выглядит хорошо, все выглядит хорошо". Он-то мог видеть прямую старт - финиш и Хаккинена. Я ожидал услышать от него: "Все плохо!" Но вместо этого Росс крикнул: "Все чертовски хорошо!" В этот момент я понял, что выиграл.

- А ведь в нынешнем сезоне ходили слухи, что Шумахер готов чуть ли не покинуть гонки...

- Я думал об этом после гибели Айртона Сенны, думал и после трагического инцидента в Монце, когда погиб тот парень, стюард... Это могло длиться минуту, неделю, несколько месяцев, но в итоге я начинал работать, потому что эта работа приносит мне наслаждение. А хорошо выполненная, она приносит двойное наслаждение. Так что все разговоры о том, что после сезона-2000 я собираюсь покинуть гонки, не имеют под собой никакой почвы! Нет у меня ни малейшего намерения и уходить из "Феррари". Выступления за эту команду доставляют мне особенное наслаждение. Столько лет мы вместе трудились, чтобы сделать машину такой, какова она сейчас, научить ее побеждать. Покинуть команду в данной точке развития просто невозможно. Думаю, "Феррари" может стать огромной силой в "Формуле-1", такой, как "Макларен" в 80-х и "Уильямс" в 90-х.

Мне 31 год, и я чувствую себя молодым. Во мне бурлят эмоции - положительные и отрицательные, что делает жизнь интересной и радостной. К тому же я не считаю свою миссию до конца выполненной. Я не рассматриваю этот чемпионский титул, которому я, естественно, очень рад, как некий итог. Я мечтаю о большем, мечтаю об эре "Феррари".

На вопрос, возможно ли это, отвечает технический директор команды Росс Браун:

- Не думаю, что даже во время победной гонки на Сузуке мы увидели максимум того, на что Михаэль способен. В последние годы "Феррари" испытывала давление со всех сторон, и это не могло не сказаться. Но он смог сохранить спокойствие. И теперь мы увидим иного Михаэля.

Что ж, поживем - увидим. После третьей победы Шумахера в чемпионате мира, 32 поулов и 44 выигранных "Гран-при" вокруг только и разговоров, что о рекордах. Михаэль утверждает, что поинтересуется, сколько и чего он выиграл, только когда соберется на пенсию. "Нет, - говорит 4-кратный чемпион мира Ален Прост. - Я беседовал с ним и знаю, что он следит за рекордами и хочет побить их все".

В этом году немцу многое удалось. До рекорда Проста - 51 победа в "Гран-при" - осталось всего 7 шагов. Напомню, что в сезоне-2000 Шумахер, причем уже не впервые, выиграл 9 "Больших призов". До рекорда Хуана Мануэля Фанхио - 5 высших титулов - Шумахеру не хватает двух. Завершать карьеру он, как вы помните, не собирается. Значит, и эта цель достижима. Единственный рекорд, до которого немец может не дотянуться, это 65 поул-позишн, принадлежащий неповторимому Айртону Сенне.