Газета Спорт-Экспресс № 260 (2456) от 14 ноября 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 ноября 2000 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ-2000. Высший дивизион

Борис БУНЯК

ПОПРОБОВАЛ БЫ В РОССИИ ЕЩЕ РАЗ

- Не жалеете, что поехали работать в Элисту? - вопрос Буняку.

- Нет. Профессиональный тренер должен потрудиться везде, где ему предлагает судьба. Меня, разумеется, крайне огорчил результат работы в Элисте, но я не хочу брать всю вину за случившееся на себя. Меня, например, поразил низкий уровень профессионализма в "Уралане". Ничего подобного я раньше не встречал.

- Вы имеете в виду футболистов?

- Их в первую очередь. То, как они относились к тренировкам, вели себя на поле и вне его, не выдерживает никакой критики.

- Но ведь в числе тех, кто, по вашему утверждению, имел низкий уровень профессионализма, были и 7 футболистов из Югославии. Разве вы не знали их недостатки?

- Речь не о моих земляках - они-то как раз были безупречны в плане отношения к делу. Я говорю обо всех остальных членах команды, за исключением, пожалуй, Цвейбы.

- Но, согласитесь, одно дело безропотно выполнять ваши указания, соблюдать режим и совсем другое - проводить с максимальным КПД календарные матчи. Югославы, по всеобщему мнению, "Уралану" ничем не помогли. Хуже того, некоторые из них выглядели просто беспомощно.

- Ваша оценка справедлива лишь отчасти. Слабо смотрелись не все. На мой взгляд, лишь Чиркович, Алемпиевич и Савичевич показали себя с наихудшей стороны, у остальных проблески нормальной игры хоть и нечасто, но были.

- В двух словах, почему ваши соотечественники так и не заиграли?

- Видите ли, российский футбол требует отдельного осмысления. Я говорил своим землякам, что потребуются хорошая выносливость и крепкие мускулы, но они этого не учли. А ведь тот же самый Савичевич 6 лет отыграл в Греции, и небезуспешно. А что случилось с Войводой - третьим бомбардиром чемпионата Югославии? У меня нет слов, чтобы выразить свое недоумение. Это катастрофа.

- Игроков для "Уралана" вы подбирали лично или вам их рекомендовали?

- Сказать, что я вез "кота в мешке", было бы признанием собственной ошибки, но на самом деле так и произошло. С некоторыми познакомился в салоне самолета по пути в Элисту. Я знал, что кое-кто из моих попутчиков долго не играл, но чтобы в такой степени... Не поверите, но уже после двух-трех матчей хотел с ними расстаться.

- Обижены на футболистов-соотечественников, ведь они, по существу, вас крупно подвели?

- Да, обижен. И никогда больше не буду иметь с ними дело.

- Как и на каких условиях вас пригласили в "Уралан"?

- Самый первый контакт у меня был с Николаем Шовгуровым, который познакомил с Кирсаном Илюмжиновым. Какие-то особые условия не обговаривались, все было подчинено главной цели - спасти команду от вылета.

- Насколько мне известно, вы почти не сомневались, что эту задачу удастся выполнить. На чем была основана уверенность?

- Меня пригласили в чужую страну для выполнения конкретной цели. Разве это не мечта любого тренера? Был убежден: справлюсь, и по сей день считаю, что все делал правильно.

- Может быть, вы переоценили свои возможности?

- Скажу так: я недооценил специфику российского футбола и переоценил класс игроков, которых привез с родины.

- По Элисте ходят слухи: мол, Буняк и К° успели отхватить еще летом деньги, которых вполне хватит на безбедную жизнь в Югославии...

- Это ложь. Мы получили ровно столько, сколько заслужили. Задача не выполнена, следовательно, поедем домой налегке.

- Почему вы не препятствовали уходу из "Уралана" Терещенко, Тутиченко и Аваляна? А Бренер, Жаринов и Кошелев и вовсе покинули команду по вашей указке.

- В первых трех я был заинтересован, но они не нашли общего языка с руководством клуба. Бренера отправил домой и не жалел об этом: он нарушал режим, думал о чем угодно, только не о футболе. По тем же причинам избавился от Жаринова, хотя продолжаю считать его очень талантливым футболистом. По своему потенциалу он должен играть за сборную России, но растрачивает себя впустую. Кошелев, напротив, старательно тренировался, но в играх откалывал такие номера, что я терял рассудок.

- Решение об отчислении игроков вы принимали самостоятельно или с согласия начальства?

- С первых дней пребывания в "Уралане" я предложил наказывать нерадивых по схеме: денежный штраф - увольнение. Меня поддержали.

- В своем первом интервью "СЭ" вы отметили, что неплохо изучили российский футбол. Когда почувствовали, что знаний этих вам не хватает?

- Я говорил, что знаком с русскими командами - участницами еврокубов - "Спартаком", "Локомотивом", "Зенитом". Уже в Элисте просмотрел множество кассет с играми других соперников "Уралана". Не могу сказать, что был чем-то сильно удивлен.

- И к какому главному выводу пришли?

- У большинства российских футболистов слабая начальная база. То есть не у всех за плечами хорошая школа. Скажем, отвергнутый мной Жаринов - воспитанник "Динамо", и эта выучка видна невооруженным глазом. Но многие другие игроки высшего дивизиона могут похвастаться только хорошей физической формой и самоотдачей.

- Однако руководимый вами "Уралан" опустили на дно турнирной таблицы в основном легионеры...

- В нашей команде футболистов без школы тоже было в избытке. Нас побеждали за счет более высокой мотивации и... как это правильно сказать?

- ...безобразного судейства?

- Да. Арбитры в России - мое самое горькое разочарование. Понимаете, они навредили не столько Буняку, сколько всему вашему футболу. И процесс этот, судя по всему, бурно развивается. Недавно я видел в Элисте матч местных детей с ростовскими. Главное, что запомнилось - беспрерывные апелляции юнцов к взрослым арбитрам. Чему они научатся в таких условиях? Отвечаю: зависимости от людей, именуемых судьями.

- Российская пресса довольно часто писала о провале югославского эксперимента в Элисте. Вас это задевало?

- Разумеется. Я хотел даже пригласить некоторых ваших коллег, чтобы они собственными глазами посмотрели на работу Буняка и его ассистентов. Мне не стыдно за свой труд в плане учебно-тренировочного процесса. Жаль, конечно, что результата добиться не удалось. Еще хотел бы возразить "СЭ", поместившему информацию о том, что Буняка, мол, почти не знают в Югославии. Это оскорбительно. В своей стране я успешно работал в ряде команд, а также инструктором Футбольного союза.

- Неудача в России как-то отразится на вашей дальнейшей карьере?

- Жизнь покажет. Могу лишь сказать, что в Югославии мой неуспех расценивается как необъяснимое ЧП, как некий природный катаклизм, против которого человек бессилен. Одного не пойму: чем я разгневал потусторонние силы? (После этих слов Буняк показал мне выходящую на сербском языке газету "Свет футбола". Там его работа в "Уралане" оценивается, как "немыслимое фиаско", а игроки, работавшие с ним, как весьма слабые. - А.Е.)

- Если вдруг руководство "Уралана" пожелает продлить с вами контракт, каких ошибок постараетесь избежать?

- Избавлюсь от многих нынешних игроков.

- А кого оставите?

- Цвейбу, Васича и Миллу плюс всех местных ребят.

- Итак, "Уралан" сгубили плохие футболисты и судьи. Что еще? Может быть, слабая финансовая база?

- Как ни странно, деньги не были проблемой. Их выдавали ровно столько, сколько требовалось.

- Месяц назад вы жаловались, что подолгу не видите президента клуба. С тех пор что-то изменилось?

- Мне кажется, что все, кто имел хоть какое-то отношение к команде, слишком рано смирились с провалом и соответственно ослабили к нам внимание. Жаль. Самое досадное, что такими же настроениями прониклись и игроки.

- Не страшно будет еще раз попробовать себя в России?

- Нисколько. Ошибки лучше всего исправлять там, где они были допущены. Вопрос в другом: дадут ли мне вторую попытку...

Александр ЕМГЕЛЬДИНОВ

Элиста