Газета Спорт-Экспресс № 7 (2500) от 12 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 января 2001 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Регулярный чемпионат

РУССКИЕ ЗВЕЗДЫ НХЛ ПОДДЕРЖИВАЮТ ДЕМАРШ СУШИНСКОГО

Корреспондент "СЭ" в Северной Америке Игорь РАБИНЕР попросил наших ведущих легионеров НХЛ прокомментировать решение форварда "Миннесоты" Максима Сушинского вернуться в "Авангард"

Александр КОРОЛЮК:
"СУШИНСКИЙ ПОПАЛ В "МОЮ" СИТУАЦИЮ"

- У меня в первые два года карьеры за океаном были похожие ситуации, когда очень хотелось вернуться в Россию, - начал разговор форвард "Сан-Хосе" Александр Королюк. - Я тоже приехал в Штаты с семьей, и уже здесь у меня родился ребенок, мне тоже с трудом давался язык... На второй год, когда надолго осел в фарм-клубе, поступило предложение от новокузнецкого "Металлурга", и я едва его не принял - настолько неуютно здесь себя чувствовал.

Но и тогда, и в другие критические моменты всякий раз останавливался и говорил себе: "Ты должен добиться того, для чего приехал, - закрепиться в НХЛ". И вскоре после приглашения из Новокузнецка я все-таки дождался своего часа: из-за чьей-то травмы меня вызвали в "Шаркс", и мне удалось завоевать место в основном составе. И больше в фарм-клубе не оказывался ни разу!

Что касается Сушинского, то ответить на вопрос, правильно он поступил или нет, очень трудно. По хоккейным меркам ему уже немало лет, и начать новую жизнь наверняка очень тяжело. Игрок он, судя по тем матчам, которые я видел, достаточно мягкий, более российский, если так можно сказать, чем НХЛовский, - хотя его семь голов за "Миннесоту" говорят о том, что он вполне мог играть и здесь. Но если чувствовал себя дискомфортно, если понимал, что к этой жизни привыкнуть не сможет, - значит, поступил правильно.

Виктор КОЗЛОВ:
"В РОССИИ ЕГО ВСТРЕТЯТ КАК ГЕРОЯ"

- Нестандартное решение принял Максим, что и говорить, - удивился лидер "Флориды" Виктор Козлов. - Не скрою, оно меня поразило, поскольку до сих пор ни о чем подобном я не слышал. Лично у меня желания вернуться играть в Россию не было даже в первое время - я знал, зачем еду, и был готов выдержать любые трудности. Но раз Сушинский так решил - значит, у него были на то основания. Или ностальгия, или моральная усталость от совсем новой жизни, языка, которого он не знал...

Говорить, что он поступил неверно, я не имею права, поскольку не знаю, что в действительности происходило в "Миннесоте". Мое мнение таково: раз человек решился на столь неординарный поступок - значит, был уверен, что так ему будет лучше. Что ж, дай бог ему удачи - тем более что, убежден, в России Максима встретят как героя.

Максим АФИНОГЕНОВ:
"ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ, БЫЛ ЛИ МАКСИМ ПРАВ"

- Я играю в НХЛ всего второй год, а потому очень хорошо помню свое состояние, когда только сюда приехал, - говорит нападающий "Баффало Сэйбрз" Максим Афиногенов. - Было очень тяжело - чувствовал себя глухонемым, да и попал совсем в другую жизнь. На динамовской базе тебя и покормят, и разбудят - словом, почти все сделают. А в Америке ты полностью предоставлен самому себе. Если мне в 20 лет потребовалось какое-то время, чтобы к этому привыкнуть, то могу себе представить состояние Сушинского, который намного старше.

Лично для меня самым трудным был момент, когда после тренинг-кемпа вопреки моим ожиданиям я оказался в фарм-клубе. После "Динамо" и сборной России это было, мягко говоря, не очень приятно. Не скрою, в тот момент возникали нехорошие мысли, настроение было прескверным. Но поддержали родители и друзья, да и я сам себе внушил, что в карьере случаются и плохие моменты, на которых тем не менее жизнь не останавливается. Решил терпеть, работать, доказывать - и, к счастью, уже через две недели получил вызов в основную команду. Но здесь, в Америке, я просто работаю, а душой по-прежнему дома, в России. И за "Динамо" переживаю так же, как раньше, общаюсь с ребятами, с нетерпением жду известий о команде, которая сделала меня игроком.

Ну а Максим... Он принял решение, а правильное оно или нет, покажет время.

Евгений НАБОКОВ:
"КОГДА-ТО ТОЖЕ МЕЧТАЛ ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ"

- Обсуждать решение Сушинского не нужно - у каждого человека своя жизнь, - полагает лучший голкипер "Сан-Хосе" и всей лиги Евгений Набоков. - Тем более что истинные причины, заставившие его принять такое решение, знает только сам Максим.

Думаю, у каждого игрока, приезжающего в Америку из России, бывает очень тяжелый период адаптации и сомнений, стоит ли ему здесь оставаться. У меня такое было в первый сезон, когда в фарм-клубе "Сан-Хосе" я провел всего 35 игр из 80, а потом меня еще и не выпустили на матчи плей-офф. В тот момент всерьез подумывал о возвращении в московское "Динамо", которому многим обязан. Но мой агент и его русская помощница убедили меня, что возвращение - это самый простой вариант, а нужно работой заставить всех себя уважать. И действительно, самый трудный момент я перетерпел, а потом стало гораздо легче.

Что же касается Сушинского, то он вряд ли посреди сезона вернулся бы в Омск, если бы по-настоящему поставил перед собой цель закрепиться в НХЛ. Его отказ ехать в фарм-клуб говорит как раз о том, что такой целеустремленности у Максима не было. Действительно, приехав за океан, мы попадаем в совершенно другой хоккейный мир и, если хотим в нем остаться, должны жить по его законам.

Сергей КРИВОКРАСОВ:
"ОН ПРОСТО НЕ ХОТЕЛ ЖИТЬ В АМЕРИКЕ"

На фоне одобрительных высказываний большинства российских легионеров слова одноклубника Сушинского по "Миннесоте" Сергея Кривокрасова, который дал интервью газете Minnesota Star Tribune, прозвучали диссонансом.

- Я старался помочь Максиму, но, по-моему, ни в чьем участии он не нуждался, - считает форвард "Миннесоты". - Сушинский не хотел жить в Америке, а потому замкнулся в себе и даже не пытался выйти из добровольного заточения. Мне было очень обидно, что на протяжении нескольких месяцев моя помощь ему даже не понадобилась.

***

Так уж получилось, что я оказался единственным российским журналистом, который общался с новичком "Миннесоты" Максимом Сушинским за океаном. Мы разговаривали 25 октября после матча "Торонто" - "Миннесота", который сложился для Максима очень удачно. Однако легионер выглядел подавленным - он почти не общался с одноклубниками, хотя с большой радостью поговорил со мной на родном русском языке. Когда мы распрощались, грустный Сушинский на плохом английском долго пытался выяснить у работника стадиона, как найти автобус "Миннесоты"...

Владимир ДИМИТРОВ

собственный корреспондент "СЭ" в Канаде

Алексей КАСАТОНОВ

ПОСЛЕ ПРОВАЛА В ПИТЕРЕ
СЧИТАЮ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ ПЕРЕД СУШИНСКИМ

Экс-защитник "Нью-Джерси" и "Бостона", экс-генеральный менеджер сборной России-2000 Алексей Касатонов, который сейчас находится в Северной Америке, поступком Сушинского удивлен не был.

ЛЕМЭР "ЗАСУШИЛ" СУШИНСКОГО

- Для меня несомненно одно: решение Максима в середине сезона вернуться в "Авангард" - это поступок, - говорит Касатонов. - Это решение человека, который пожертвовал немалыми деньгами ради того, чтобы получать удовольствие от хоккея и быть лидером на площадке. Убежден, что дело вовсе не в незнании Максимом английского языка, как это сейчас подается многими в Америке. Нынешний главный тренер "Миннесоты" Жак Лемэр известен как сторонник так называемого капкана, который убивает в нападающих индивидуальность, заставляя их в первую очередь думать о защите своих ворот.

В свое время он "высушил" таких талантливых бомбардиров, как Джон Маклин и Валерий Зелепукин. Сушинский в такой хоккей, цель которого - победа со счетом 1:0, играть не захотел. Уверен, что уехал он именно поэтому, а не из-за того, что испугался незнакомой американской жизни.

Неверно говорить и о том, что Максим не выдержал уровня НХЛ, - сейчас, после расширения лиги до 30 команд, этот уровень приблизился к нашему. И уж тем более клуб-новичок "Миннесота", сформированный из хоккеистов, оказавшихся ненужными другим клубам, - совсем не та команда, в которой Сушинский мог потеряться на чьем-то фоне.

РОССИЯ ПРИОБРЕЛА, АМЕРИКА ПОТЕРЯЛА

- Для российского хоккея решение Сушинского - несомненно, со знаком "плюс". В конечном счете, в чемпионат и в сборную России возвращается незаурядный хоккеист, которого, к слову, недооценили во время чемпионата мира в Санкт-Петербурге. Кстати, признаюсь: как член штаба нашей сборной на том первенстве, испытываю перед игроком чувство вины за ту недооценку. Решение оставить Сушинского в запасе после трех шайб, заброшенных им в ворота сборной Франции, было ошибочным. Возможно, настроя таких вот ребят нам в решающие моменты и не хватило...

ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА ОКЕАНА

Россия - страна крайностей. У нас или обожают, или ненавидят, или восторгаются, или глумятся. Так, уверен, будет и с Сушинским. Его поступок назовут либо героическим, либо трусливым. Патриоты отечественного хоккея сделают из омского форварда икону, а космополиты - сторонники хоккея заокеанского - превратят экс-нападающего "Миннесота Уайлд" в огородное пугало.

А ведь на самом деле жизнь написала о 26-летнем петербуржце глубокую и вовсе не однозначную драму - об одиночестве и ностальгии, терпении и боли. Драму, которую можно трактовать как рассказ о человеческом малодушии и неумении преодолевать временные трудности, а можно - как о нежелании мятежной личности сломить свое "я" даже ценой больших денег.

Скажу сразу, что с Сушинским я не знаком, и одно это исключает возможность категоричных выводов. Но, уже несколько лет общаясь с десятками наших НХЛовцев, прекрасно знаю, каково каждому из них - без исключения - приходилось в их первый заокеанский год.

"Так тяжело было, что иногда до последней минуты не хотел на тренировки идти - не имел никакого желания работать. Первые полгода, несмотря на то, что забивал, все время не давала покоя мысль: что я здесь делаю?" Это - слова нынешней звезды "Вашингтон Кэпиталз" Сергея Гончара. "Иногда, когда все в раздевалке опять начинали говорить по-английски, думал: Господи, зачем я сюда приехал, жил бы себе спокойно в Москве, играл за ЦСКА, разговаривал на родном языке..." Это - воспоминание сегодняшнего лидера "Калгари Флэймз" Валерия Буре.

Гончару в пору его переезда за океан было 20 лет. Младшему Буре - 17. Сушинскому - уже 26.

Первые двое были мальчишками, не обремененными иными заботами, кроме хоккея, но их тоже на первых порах тоска согнула в три погибели. Они, как и многие другие, перетерпели и разогнулись. А третьего, отца пятилетней дочери, приехавшего в Америку сложившейся личностью, груз прошлого скрутил так, что распрямиться он уже не смог. Замкнулся в себе, не захотел мучиться, приноравливаться к чужим законам - и честно уехал, чтобы вновь стать самим собой.

Имел право. Чтобы уважать себя и жить так, как просит душа, совершенно необязательно находиться в Америке и играть в НХЛ.

Согласен с Алексеем Касатоновым: для российского хоккея поступок Сушинского - с безусловным знаком "плюс". Впервые наш игрок сознательно отказался от немалых денег ради того, чтобы не раствориться в чужом хоккее и остаться самим собой. Мужественный поступок.

Игорь РАБИНЕР

Сан-Хосе

ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ

Банальнее не скажешь - в не слишком богатый на звезды российский чемпионат приехал один из самых русских снайперов второй половины 90-х годов, что пойдет нашему хоккею только на пользу. На родину возвращается автор нового отечественного рекорда - впервые в ходе заокеанского регулярного чемпионата легионер, несмотря на действующий контракт со всемогущей НХЛ, без лишних слов и громких заявлений возвращается на родину. И не просто легионер, а лидер своего клуба: Сушинский, между прочим, до сих пор является вторым снайпером в истории "Миннесота Уайлд"!

Другое дело, насколько талантливый форвард окажется востребованным родным чемпионатом. Чемпионатом, многие результаты которого вызывают у ряда журналистов саркастическую улыбку. Чемпионатом, со многими матчами которого букмекерские конторы, как правило, предпочитают дела не иметь.

Как ни жаль, но опыт группы наших игроков, вернувшихся из НХЛ, печален: на родине своего таланта они так и не проявили. После сверкающих и переполненных 20-тысячных заокеанских дворцов трудно возвращаться на другую, пусть и родную планету. Увы, в России в отличие от Северной Америки хоккеем никто - ни чиновники, ни журналисты, ни даже игроки - всерьез пока не занимается. Это - и наша вина, и наша беда.

Игорь ЛАРИН

Москва