ФУТБОЛ |
Бывший вратарь "Сент-Этьена" Максим Левицкий, оказавшийся владельцем поддельного греческого паспорта, дисквалифицирован во Франции на четыре месяца, из которых два - условно. Причем полсрока уже прошло, так как учитывается месяц временной дисквалификации, которой новичок "Спартака" подвергся, пока продолжалось разбирательство.
ЛЕВИЦКИЙ И АЛЕКС НАКАЗАНЫ ПО МИНИМУМУ,
А "СЕНТ-ЭТЬЕН" ЛИШИЛСЯ СЕМИ ОЧКОВ
С ПРЕЗИДЕНТОМ ОБОШЛИСЬ СТРОЖЕ, ЧЕМ С ФУТБОЛИСТАМИ
Такое же наказание юридическая комиссия Национальной футбольной лиги Франции вынесла бразильскому нападающему "зеленых" Алексу Диасу игравшему с фальшивым паспортом Португалии. В то же время президенту "Сент-Этьена" Жерару Солеру запрещено заниматься какой-либо связанной с футболом деятельностью в течение года, а с клуба сняли в чемпионате страны семь очков. "Сент-Этьен" подал апелляцию.
Комиссия работала примерно три часа. Она, в частности, заслушала Алекса, не явившегося по вызову неделей ранее, когда показания давал Левицкий. Перед заседанием южноамериканец и его адвокат отреклись от интервью бразильской газете, из которого явствовало, что футболист получил португальский паспорт по настоянию президента "Сент-Этьена" и поставил подпись в документе после гарантий его подлинности. Однако, как поведал журналистам председатель комиссии Жан-Пьер Камю, в ходе разбирательства форвард все-таки сказал о причастности Солера к афере. "Мы пришли к выводу, что руководитель клуба должен нести большую ответственность, чем игроки, у которых, как нам представляется, имеются смягчающие вину обстоятельства", - подчеркнул Камю.
В отношении Левицкого и Алекса во Франции заведено уголовное дело "за пользование фальшивыми документами", так что говорить о завершении неприятной истории рано (не возникнут ли у Левицкого со временем проблемы с въездными визами?). Вместе с тем в спортивном плане бывшие одноклубники отделались легко. Очевидно, помогла "явка с повинной". Теоретически Французская федерация футбола может предложить ФИФА дисквалифицировать Левицкого на то же количество матчей, которые он пропустил бы, играя во Франции, но французские коллеги полагают, что она этого делать не будет.
"ЗЕЛЕНЫХ" ПОНИЗИЛИ. НО ДАЛИ ШАНС ВЫПУТАТЬСЯ
Больший резонанс, чем непродолжительная дисквалификация двух легионеров, в стране чемпионов мира и Европы получило лишение "Сент-Этьена" семи очков. Тем более что подобная мера была принята впервые в истории Национальной футбольной лиги.
Возникает вопрос: откуда взялась цифра семь? Ответ: в принципе "от фонаря". В правилах проведения соревнований размер очкового штрафа не оговорен. Результаты по 17-й тур включительно были официально утверждены лигой и пересмотру не подлежали. В последующих шести матчах "Сент-Этьен" набрал девять очков, но две победы из трех он одержал без Левицкого. Судя по всему, члены юридической комиссии решили поставить "Сент-Этьен" в турнирной таблице вровень с командой, занимающей 16-е место (в данном случае "Метцем"), первое из трех последних, которое грозит вылетом в D-2. "Мы могли наказать "Сент-Этьен" и более сурово, однако решили дать ему шанс отстоять право выступать в высшем дивизионе", - сказал Камю.
Иск "Тулузы", требовавшей присудить ей победы в двух матчах с "Сент-Этьеном", комиссия не удовлетворила. Результат встречи первого круга давно утвержден. К игре 2 декабря, после которой и разгорелся сыр-бор, "Сент-Этьен" подошел, имея в составе, как теперь установлено, четырех иностранцев вместо трех положенных, но на поле тогда вышли лишь двое: Левицкий и Алекс. Ивуарийца Гюэля и бразильца Луиса Алберту не было даже среди запасных. Возможно, правда, что комиссия Лиги по организации соревнований примет по иску "Тулузы" иное решение, так что "Сент-Этьен" не застрахован от потери еще трех очков.
Примечательно, что следователь Николя Шарьер, занимающийся делами Левицкого и Алекса, желает теперь также выслушать Жозе Алоизио, еще одного бразильского нападающего "Сент-Этьена". Этот игрок выбыл в сентябре из строя до конца сезона ввиду разрыва крестообразных связок левого колена и находится на родине. Есть подозрения, что и его португальский паспорт поддельный.
ЧИСТКА ЗАХВАТЫВАЕТ НОВЫХ ЛЮДЕЙ
Кроме того, 30 января юридической комиссии предстоит собраться вновь, чтобы заслушать руководителей "Метца" и "Монако". И опять на повестке дня стоят паспортные вопросы.
В понедельник полицейские из спецслужбы по борьбе с фальшивками наведались из парижского предместья Нантер в Лотарингию и допросили вратаря "Метца" и сборной Колумбии Фарида Мондрагона, у которого на руках оказался паспорт все той же Греции, поскольку якобы у голкипера нашелся прадедушка грек. На следующий день колумбиец узнал, что 14 марта его вызывают в парижский суд. А это уже отличный от дела Левицкого и Алекса оборот. Максимальное наказание во Франции за пользование поддельным паспортом - пять лет тюрьмы и штраф до 500 тысяч франков (около 70 тысяч долларов).
У "Метца" есть основания открещиваться от аферы: во-первых, греческий паспорт вратаря датирован еще февралем 1999 года, в то время как клуб вступил в переговоры о трансфере Мондрагона годом позже, во-вторых, колумбиец не оказался для "Метца" сверхнормативным иностранцем, то есть клуб не был срочно заинтересован в его европейском статусе. С другой стороны, считается, что наличие гражданства одного из государств - членов ЕС увеличивает стоимость футболиста на 20 - 30 процентов: он не занимает места в квоте, его проще продать и т.п.
У "Монако" же возникли проблемы с чилийским защитником Пабло Контрерасом, обладателем итальянского паспорта, подлинность которого сейчас тщательно проверяется через Интерпол. Клуб сам под воздействием лиги передал документы чилийца и двух молодых аргентинских "испанцев" на экспертизу службе безопасности княжества Монако. Аргентинцам инкриминировать нечего, а вот паспорт Контрераса вызвал сомнения. Не дожидаясь результатов расследования, южноамериканец потихоньку уехал на родину, что только усилило подозрения.
Итальянский паспорт был выдан чилийцу еще в 1997 году, в то время как в "Монако" он появился лишь летом 1999-го. На сегодня помимо Контрераса в клубе иностранцами считаются Шабани Нонда (ДР Конго), Рафаэль Маркес (Мексика) и Марсело Гальярдо (Аргентина).
Александр ПРОСВЕТОВ