ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье |
Юрий МОРОЗОВ
СТАЛ МЯГЧЕ, НО ТРЕНЕРСКИМ ПРИНЦИПАМ НЕ ИЗМЕНИЛ
Как только на игре одной из российских команд, проводящей в Турции сборы, появляется главный тренер "Зенита", для него моментально находится свободный стул. А любой тренер, стоящий у кромки поля, обязательно выберет момент и подойдет поприветствовать маститого коллегу. Морозов - это имя. Он один из немногих, кто представляет в новом российском футболе когорту специалистов еще союзной высшей лиги.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Белека |
БЫЛО ОБИДНО ЗА ПИТЕРСКИЙ ФУТБОЛ
- При ваших-то заслугах зачем вы согласились принять "Зенит" прошлым летом? Хотите еще что-то кому-то доказать?
- Во-первых, я люблю свое дело. А во-вторых, у меня было собственное мнение относительно развития "Зенита". Было больно смотреть, в каком направлении ведется работа. Был непонятен курс, выбранный тренерским штабом. В последние годы "Зенит" регулярно усреднялся футболистами, которых трудно назвать яркими личностями. Да, они что-то умеют, заработали определенное имя в футболе, но я бы не стал говорить о высоком классе большинства приглашаемых со стороны игроков. Я их называю "середнячками", и ставка на такого рода мастеров не может вести команду вперед.
- Что за собственный рецепт для "Зенита" был у вас?
- У нас пока нормально работают детские школы. В Питере тренеры-энтузиасты все еще дают отдачу в виде хорошо подготовленных молодых игроков. А я всегда считал и буду считать, что нужно растить своих звезд и звездочек. При этом я не отрицаю покупку игроков на стороне и не хочу, чтобы меня обвинили в квасном патриотизме, которым я никогда не страдал. Приглашать футболиста нужно, если это - мастер, способный сразу усилить игру команды, стать примером для остальных. Такая трата денег оправданна. У нас же как получалось: питерские футбольные школы давали выпуск, но клуб покупал игроков на стороне, а местная молодежь уезжала искать счастья. Поэтому, когда руководители "Зенита" предложили мне возглавить команду, я согласился.
- То есть курс на футболистов молодых, мало известных широкому кругу, стал политикой "Зенита"?
- Точнее - одним из ее краеугольных камней.
- Вы не боитесь, что на этом пути у вас и игроков не все будет ладиться, а терпение учредителя окажется коротким?
- Вы сами заметили, что мне уже поздно кому-то что-то доказывать. Поздно и бояться. У меня есть на что жить, есть имя и тренерские принципы. Уверен, что при правильной работе мы сможем прогрессировать и прибавлять - как в игре, так и в результатах.
ПИСАТЬ МЕМУАРЫ ЕЩЕ РАНО
- Нынешнее поколение футболистов готово обучаться, правильно работать?
- Хотят-то абсолютно все, но хотеть и мочь - разные вещи. Иному парнишке три раза скажешь, как надо сделать, пять раз посоветуешь - он пытается, а результата нет. А другому и одной подсказки хватает, чтобы перестроиться и начать делать даже лучше, чем от него ждешь. Наш турецкий сбор все равно даст отдачу любому приехавшему футболисту.
На этом этапе подготовки мы заложим фундамент, который позволит команде не возвращаться к пройденному, завершим работу над специальной скоростно-силовой выносливостью, чтобы дальше налаживать тактические связи, шлифовать технику. Именно скоростно-силовая работа - основа движения в футболе. Впрочем, хватит научных терминов.
- Кстати, о науке. Вы не намерены оформить свой богатый багаж знаний в книгу?
- Если говорить о мемуарах, то и времени нет, и большого желания. Пока работаю самостоятельно, не хочется ворошить былое, хочется жить будущим. А если речь о методической книге, то рукопись лежит дома уже лет десять. Тогда некому было издать, а теперь, боюсь, мой труд немножко устарел. Футбольная наука идет вперед.
- И какое направление в ней выбрали вы?
- Я определился еще в семидесятые. Мы тогда с Валерием Лобановским ездили на стажировку в Голландию. Футбол этой страны бурно развивался, и я многое там почерпнул. Принципы и по сей день остались прежними, но время наложило отпечаток. Сейчас стоит говорить не о тотальном футболе времен Кройфа и К°", а о футболе универсалов. Вы посмотрите, что вытворяют лучшие игроки мира, зарабатывающие целые состояния! Они же одинаково хорошо отбирают мяч, идут в атаку, двигаются и ведут силовую борьбу. Причем по всему полю! Вот это - моя модель игры, которую я стремлюсь привить "Зениту".
КУРТИЯН И КОНДРАШОВ
В НЫНЕШНИЙ "ЗЕНИТ" НЕ ВПИСЫВАЛИСЬ
- Насколько Морозов-2000 отличается, скажем, от Морозова-84?
- Я стал мягче как человек, но не как тренер. Требовательность, принципы в работе остались прежними, но к игрокам я стал относиться более терпимо.
Меня что прежде губило? Сверхтребовательность, направленная на получение результата. Путь был примерно одинаковым - что в "Зените", что в киевском "Динамо", что в ЦСКА. Набирал мальчишек, возился с ними. Поначалу они "смотрят в рот", хватают на лету, выполняют все требования. Потом ребята вырастают, и тренер Морозов, который постоянно требует, нередко кричит, гоняет на тренировках и сборах, без конца учит футболу начинает их раздражать. Сейчас я перестал быть беспощадным к себе и окружающим.
- Говорите, что стали мягче, но при этом трех футболистов, считавшихся еще недавно лидерами "Зенита", выставили на трансфер.
- Это вынужденная мера. Куртиян - классный футболист, но его стиль игры нынешнему "Зениту" не совсем подходит. Мы действуем быстро, иногда очень быстро. И Куртиян, любящий повозиться с мячом, частенько выпадал из ансамбля. Какой смысл держать талантливого игрока на скамье запасных? Лучше его продать, коли есть спрос. С Кондрашовым схожая история. Он хороший защитник, но тяжеловесный и сегодня просто не вписывается в состав, где все строится на быстром действии. Поэтому мы решили продать Куртияна и Кондрашова. И клуб выручит какие-то средства, и им дадим возможность заработать.
- Общественное мнение в Питере наверняка осудит вас.
- Вовсе нет. Меня поняли. У нас все-таки были результаты в прошлом сезоне - они людям видны.
- Неужели и за Березовского вас не критиковали? Один из символов "Зенита" 90-х оказался вне команды.
- Тут ситуация достаточно простая и одновременно сложная. Березовский сам себя в нее загнал. Прошлой зимой он высказал желание уехать за границу. Держа в уме его возможный отъезд, мы взяли молодого талантливого вратаря. Но в последний момент, когда переговоры были завершены, Березовский отказался от существующих договоренностей, разорвал контракт.
Это принесло массу проблем. Обиделись французы, которые на него рассчитывали, потерял в деньгах клуб, подыскавший своему игроку вариант за границей, а тренерам команды пришлось отложить ввод в игру молодых Малафеева и Бородина, хотя это было плановым решением и парни просто ждали отъезда Березовского. Моя совесть чиста: в игре Малафеев был просто сильнее и поэтому оказался в составе. А Березовский вынужден искать новый клуб. По-человечески ему можно посочувствовать, но спорт основан на конкуренции.
- В прошлом году "Зенит" занял седьмое место. Этот результат устроил учредителей клуба?
- Конечно, учредителям не очень нравится седьмое место - люди, вкладывающие свои деньги, хотят большего. Надеюсь, мы сумеем их порадовать в новом сезоне. Нам сложно бороться на равных с "Локомотивом" и "Спартаком", хотя бороться все равно будем. Есть еще две команды, чей потенциал, по моему мнению, выше зенитовского. Но на пару строк в таблице "Зенит" подняться в состоянии. Собственно, на такой результат нас и нацеливают учредители.