ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ |
В 10-м туре лидеры Алексей Широв и Гарри Каспаров завершили свои поединки вничью, а Александр Морозевич, одержав черными победу, вышел на 3-е место. От лидеров его отделяет пол-очка.
Александр МОРОЗЕВИЧ: ПЯТАЯ ПОБЕДА ЧЕРНЫМИ!
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Вейк-ан-Зее |
Вообще-то во все времена считалось, что играющий белыми еще до первого хода имеет некоторое преимущество: можно выбрать стратегию поединка - от открытого начала до закрытого. Можно применить королевский гамбит или дебют Гроба (есть и такой). Существует такая притча. "Полюбите нас черненькими, - говорят шахматные фигуры, - беленькими нас всякий полюбит". Всякий, но не Морозевич. Вот как раз для него гораздо интереснее и лучше играть черными!
Посмотрите на турнирную таблицу: Морозевич выиграл пять партий, проиграл две. Все пять побед добыты им черными! Проиграны - белыми. Черный цвет - "ударный" цвет Морозевича. Как он добивается успеха черными? Очень просто: получает по дебюту якобы "безнадежную" позицию (вспомним партии с Виши Анандом и Владимиром Крамником), а потом постепенно обыгрывает соперника. Ананд успел понять это и свести дело к ничьей, воспользовавшись цейтнотом Морозевича. Было бы у Александра чуть больше времени, не ушел бы от расплаты и чемпион мира ФИДЕ. Ну а встреча с чемпионом мира Крамником - вообще самый яркий пример игры Морозевича "от противного". Получить такую противную позицию по дебюту и победить?! Это надо уметь...
В отчетном туре с Алексеем Федоровым случилась в чем-то непохожая на обычную для "черного" Морозевича история, а в чем-то типичная. Необычная в том, что Федоров зевнул: просмотрел двухходовую угрозу мата, вынужден был отдать ферзя за слона, а еще через несколько ходов сдаться. Типичная же в том, что соперник был убежден, что у него "лучше"! Поэтому начал искать выигрыш и "нашел"...
Зевнуть каждый может, скажете вы, и будете правы. Но почему так часто "зевают" с Морозевичем, причем в "лучших", а порой "выигранных" позициях? А потому, что он создает на доске такую "неразбериху", что, кажется, черт ногу сломит, а ему хоть бы что! Я уже начал было считать Морозевича своего рода шахматным мазохистом: чем хуже позиция, тем лучше для него. Но, посмотрев, как он анализирует, понял, что Александр видит доску совершенно иначе, чем другие!
Есть же любители такого опасного вида спорта, как скалолазание. Видели когда-нибудь этих умельцев, которые находят мельчайшие шероховатости на вертикальной (внешне гладкой!) скале и, рискуя жизнью, все ползут и ползут вверх - сантиметр за сантиметром, все выше и выше... Морозевич в шахматах делает что-то похожее: благодаря своему феноменальному (не побоюсь этого слова) таланту, необычному видению доски он умеет находить в позиции еле заметные шероховатости и, цепляясь за них, поднимается по отвесной скале - все выше и выше... Порой срывается, больно ударяется, но снова и снова штурмует высоту. И соперники теряются! Даже очень и очень сильные гроссмейстеры, играя с ним белыми (Ананд, Крамник - куда сильнее?!), не знают, что им делать с этим Морозевичем. А теперь представьте, что будет, если Александр сумеет улучшить дебютный репертуар и в игре белыми? Даже страшно подумать...
АНАНД ПОКАЗАЛ, КАК ШИРОВ МОГ У НЕГО ВЫИГРАТЬ
Партия с чемпионом мира ФИДЕ Анандом была для Широва не только очень важной с точки зрения его турнирной судьбы, но и исключительно принципиальной. Именно в ней он должен был узнать сам и убедить остальной шахматный мир в том, случайно или закономерно было его сокрушительное поражение от индийца в финальном матче чемпионата мира ФИДЕ. Ведь в Тегеране Алексей смог взять у Ананда лишь пол-очка. Маловато. Может, был в плохой форме? Но ведь сейчас-то в Вейк-ан-Зее Широв в отличной форме, партию с Каспаровым будем считать особым случаем... К тому же жребий дал Широву белые, а он в отличие от Морозевича, как и все нормальные люди, предпочитает играть именно ими. И Широв был очень близок к тому, чтобы выиграть у Ананда, он никогда не был так близок к победе над Виши. Но вновь не сумел взять верх. Уж если ТАКУЮ партию не выиграть, что же тогда выигрывать?
Во французской защите был разыгран разменный вариант - внешне довольно пресный, но на самом деле очень ядовитый из-за полного отсутствия у черных контригры. После того как черные пропустили белого ферзя на h5, казалось, что Широв получил "свою" позицию, в которой, не считаясь с жертвами, поставит мат вражескому королю. Но Алексей в этой партии показал себя тончайшим позиционным игроком: ферзя на h5 он выдвинул, оказывается, не для того, чтобы мат ставить, а для действий на ферзевом фланге!
Подметив "каталонские" мотивы в позиции (слон на g2), испанский подданный блестящим ходом 22. Фа5 приступил к исполнению своих обязанностей по строгой инспекции ферзевого фланга. И очень скоро его жесткие меры по наведению порядка на этом участке доски привели к полной доминации белых и почти полному пату черных: редкое зрелище!
Взгляните на диаграмму - на ней положение на доске, возникшее после 29-го хода черных. Надо иметь фантастически крепкие нервы, чтобы спасти такую позицию черными, и надо очень нервничать, чтобы не выиграть ее белыми.
После партии организаторы пригласили Ананда в пресс-центр продемонстрировать партию и рассказать, как он смог с честью выйти из столь трудного положения. И Виши во всем признался. В позиции на диаграмме Широв выигрывал очень просто: 30.Cg2 Лс7 31. Кc6 Лb7 32. Лd8 и т.д. Пройдя мимо несложной победы в первый раз, Широв все равно продолжал сохранять отличные шансы на успех, после того как он выиграл качество. Разумеется, не стоило пускать черную ладью на второй ряд. Для этого достаточно было продвинуть на одно поле пешку "b" и затем поставить "нижнюю" ладью на d2. Виши легким движением руки показал, как одна ладья белых сторожит второй ряд, а вторая, "верхняя", пожирает пешки черных...
Но и после этого Широв не утратил шансов на победу. Как показал Виши, отогнав черного слона на поле f8, белые должны были двигать сначала пешку "h", а затем пешку "g". Варианты очень непростые, но раз их видел Ананд (причем, что характерно, без помощи компьютера), то почему их не видел Широв? Ведь ему не раз удавалось создавать в эндшпиле практические этюды! Может, сыгранная накануне партия с Каспаровым отняла у него слишком много душевных и физических сил?
С КАСПАРОВЫМ БЕЛЫМИ ВСЕ СТАРАЮТСЯ "СУШИТЬ"
Каспаров, конечно, видел, что его главный конкурент должен победить Ананда, поэтому старался не отстать. Но он играл, во-первых, черными, а во-вторых, белыми с ним все стараются "сушить".
Гроссмейстеры с рейтингом 2600 и выше хорошо знают, как это делается. С первых ходов на важнейших магистралях возводятся мощнейшие надолбы, белые занимают выжидательную позицию и ждут, когда соперник "дернется". Ох, уж эти профессионалы "усушки" и "утруски". В этом смысле очень характерны глубоко оборонительные маневры Йеруна Пикета, который изо всех сил старался выстоять белыми: 15. Лd2. 17. Фd1, 18. Сb1. Чувствуете, какая профилактика по методу знаменитой "избыточной защиты" Нимцовича - все назад, все по местам! И ждем-с. Когда враг полезет на нас, трусливых и предусмотрительных... Враг, он же Каспаров, долго ждать себя не заставил: 19 ...с5!, 21 ...d4! И красавец-удар - временная жертва фигуры.
23... Cd4! Чувствуете противоположную тенденцию: все вперед! Но трусливый Пикет не просто "прятал тело жирное в утесах" из пешек, когда грянул гром, он перекрестился, мобилизовал все защитные силы своего шахматного организма и сделал ход, спасающий белое войско: 24. с6! Сс6 Только так можно обезопасить себя от натиска черных фигур. В ряде вариантов грозила вторая жертва - на f2! А теперь слон, завлеченный на с6, после следующего великолепного защитного хода 25.Kd5! оказывается под ударом, и это спасает Пикета от поражения.
В дальнейшем Каспаров попытался выиграть чуть более приятный ладейный эндшпиль, но... "ладейники" и с лишними-то пешками, как известно, выигрываются не всегда, а тут пешек было поровну. Хотя фигуры черных выглядели гораздо активнее, этого оказалось недостаточно для победы.
КРАМНИК ПОСЛЕ ЛОНДОНА ОСЛАБ
Чемпиона мира Крамника припугнул в этом туре Веселин Топалов (так выразился сам болгарин). Позиция черных после принятия ими жертвы пешки внушала некоторые опасения. Но чемпион мира нашел точную защиту. В их последующем совместном анализе выигрыша за белых при 19... Се7 найдено не было.
Потом я спросил у Владимира, чем объяснить его поражение от Морозевича в предыдущем туре. Уж не большим ли желанием "сломать фишку" и выиграть невыигрывающуюся позицию? Чемпион усмехнулся и ответил, что действительно он, как обычно, и в этой партии стремился к победе, но утомленный поисками перевеса в дебюте, который соперник разыграл очень рискованно, стал ошибаться. "Поплыл", - признался Крамник. И добавил, что к таким турнирам надо тщательно готовиться физически, а он этого сделать не сумел.
Оно и понятно: после Лондона Крамник хотя и отдыхал, но какой это отдых - непрерывные интервью, съемки... Причем и в России, и во Франции... Тут, конечно, не до всяких там "Линаресов".
ТИВЯКОВ ОДЕРЖАЛ ПЕРВУЮ ПОБЕДУ, А АДАМС - ВТОРУЮ
В отчетном туре радостное событие случилось у Сергея Тивякова - он одолел своего нового земляка Яна Тиммана. Заслуга Тивякова в этой партии заключается в том, что Сергей весьма профессионально наказал знаменитого голландца за некорректную жертву. А вот Люк ван Вели так откровенно хотел добиться ничьей белыми с Майклом Адамсом и так робко ее просил, что жесткий Микки, отказав ему, примерно наказал. А Петер Леко преуспел белыми на работах по "усушке-утруске" во встрече с Василием Иванчуком - желанный исход случился на 17-м ходу.
10-й тур. Федоров - Морозевич - 0:1. Ван Вели - Адамс - 0:1. Тимман - Тивяков - 0:1. Ничьи: Топалов - Крамник, Пикет - Каспаров, Широв - Ананд и Леко - Иванчук.
После десяти туров. Алексей Широв (Испания) и Гарри Каспаров - по 7 очков; Александр Морозевич - 6,5; Владимир Крамник (все - Россия) и Майкл Адамс (Англия) - по 6; Вишванатан Ананд (Индия) и Василий Иванчук (Украина) - по 5,5; Петер Леко (Венгрия) - 4,5; Веселин Топалов (Болгария), Ян Тимман и Люк ван Вели (оба - Голландия) - по 4; Алексей Федоров (Белоруссия) и Йерун Пикет - по 3,5; Сергей Тивяков (оба - Голландия) - 3.