ФУТБОЛ |
Дмитрий РАДЧЕНКО
ЗА ЭТО НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ
Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ В "ЗЕНИТЕ" СВОЙ ПЕРВЫЙ ШТРАФ
Известие о том, что Дмитрий Радченко присоединился к "Зениту", проводящему сбор в Барселоне, стало одной из самых громких новостей последних дней в российском футболе. И пусть сам бывший форвард сборной России о перспективе своего возвращения в родной Питер и в российский чемпионат говорит пока весьма осторожно. Повод вспомнить перипетии футбольной судьбы одного из самых ярких наших нападающих 90-х годов все равно налицо.
ДВА С ПОЛОВИНОЙ ЯЗЫКА
- Буэнос диас! Бон диа! Ухае! Добрый день! - вот так оригинально поприветствовал меня Радченко, когда я дозвонился к нему в Барселону.
- Что, Дима, хотите показать, что за семь с лишним лет, проведенных за границей, овладели тремя языками?
- Не тремя, а двумя с половиной, - скромно признался собеседник. - Испанским, португальским и почти - японским.
Я решил не оставаться в долгу и в свою очередь удивил Радченко тем, что в подробностях - правда, на чистом русском, - описал гол, который он забил "Локомотиву" 13 лет назад. Долговязый, чуточку угловатый 17-летний ленинградский старшеклассник промчался с мячом по черкизовскому полю, на котором после проливного дождя образовались стипль-чезские ямы, и гнавшиеся за ним кряжистые защитники москвичей настигли беглеца лишь тогда, когда он влетел с мячом в ворота и, обессиленный, повис на сетке.
- И как вы, журналисты, все помните?! - искренне поразился Радченко.
Я ответил, что помню действительно многое. Например, то, как 4 октября 1991 года на пути из Афин в Москву Дмитрия в самолете утешала беременная жена. И не потому, что "Спартак" уступил в ответном матче Кубка УЕФА один мяч АЕКу, а потому, что загипсованный муж, растянувшись на двух креслах, стонал от невыносимой боли. К счастью, все обошлось: Дмитрий поправился и вернулся на поле, а Людмила подарила ему дочь. Виктория родилась в России, а вот ее младшая сестричка Настя, которой через два месяца исполнится полтора года, - в Испании.
ТРИ АГЕНТА И ЛИЧНЫЙ АДВОКАТ
- Когда Насте исполнится 16, она имеет право получить испанский паспорт, - сообщил Радченко.
- А вам его иметь не хотелось бы? Если да, то не пойти ли по стопам Карпина?
- Да, перспектива заманчивая - выбор вариантов продолжения карьеры в странах ЕС резко возрастает.
- Так берите адвоката - и в суд!
- Там у меня и документы никто не примет: для этого необходим действующий контракт с испанским клубом.
- И что, для Радченко это проблема? Вы же играли в паре с самим Бебето, вас помнят по сборной России и "Расингу", вас разрывали на части "Депортиво", "Селтик" и "Астон Вилла"!
- Представьте себе, проблема. В первом дивизионе для меня вакансий сейчас не оказалось. Во втором были, но это такое болото - по "Компостеле" помню. Там 80 минут мяч находится в воздухе и лишь 10 на земле. Я такой футбол не люблю и даже ради гражданства ЕС играть в него не хочу.
- Что ж, значит, вашему агенту придется потрудиться.
- Вообще-то агентов у меня три. И адвокат имеется.
- И часто вам приходилось прибегать к его услугам?
- Несколько раз. Например, когда подписывал контракт с "Депортиво". Это были приятные хлопоты. Были и неприятные - в "Мериде", где в конце сезона мне задерживали зарплату. Стоило вмешаться в дело адвокату, как вопрос решился за четыре дня. Кстати, в Испании в подобной ситуации на защиту игрока может встать и федерация. Если клуб нарушает контракт, она ставит ему ультиматум: не произведете расчет с футболистом в течение недели - отправитесь в третий дивизион. Что, собственно, с "Меридой" впоследствии и случилось.
В ПАРЕ С БЕБЕТО
- С "Депортиво" такая история произойти, вероятно, не может?
- Да, сегодня "Депортиво" входит в пятерку самых богатых клубов Испании. Хотя, когда я перебирался в Ла-Корунью из Сантандера, галисийская команда такими материальными возможностями, как нынче, не располагала.
- Ла-Корунья, на мой взгляд, городок очень симпатичный. Но полагаю, не это побудило вас перебраться туда из "Расинга", где вы с Дмитрием Поповым ходили в настоящих героях?
- Конечно, нет. Во-первых, видеть меня в своей команде очень хотел главный тренер "Депортиво" Джон Тошак. Во-вторых, мне предлагали подписать солидный контракт по системе "4 плюс 1". И, наконец, кто откажется составить дуэт в атаке легендарному бразильцу Бебето?
- Между тем вы едва не оказались в "Селтике". Помнится, я навестил вас в Сантандере как раз в тот неподходящий момент, когда вы паковали чемоданы для марш-броска в Шотландию.
- Было такое... Да еще совершенно неожиданно позвонили из "Астон Виллы", и пришлось перезаказывать билеты на самолет. Но и в премьер-лиге сыграть мне было не суждено. За считанные часы до вылета в Англию президент "Расинга" показал мне депешу из Ла-Коруньи, где были до мельчайших подробностей расписаны условия, которые предлагал мне "Депортиво".
- Если не секрет, они были лучше, чем у "Астон Виллы"?
- Нет, чуть хуже. Но мы с Любой решили все-таки не менять привычную Испанию на незнакомую Англию.
- Я видел - и на стадионе, и по телевизору - немало матчей, сыгранных вами в тандеме с Бебето. И вот что заметил: партнеры явно предпочитали отдать мяч бразильцу - даже когда вы были открыты, а он закрыт. Не бывало обидно?
- А на что обижаться, если играешь рядом с идолом? Именно идолом - и для болельщиков, и для партнеров, и для руководства клуба. К тому же иной раз команда предпочитала тактику игры с одним форвардом. Но надо отдать должное Бебето: даже когда он попадал в плотные тиски трех защитников, со своей ролью справляться умудрялся потрясающе.
- Насколько мне известно, латиноамериканские звезды любят в Европе окружать себя свитой соотечественников. В Валенсии сам наблюдал, как с Ромарио на тренировку приезжали человек 25 бразильцев. Бебето тоже с утра до вечера сопровождали друзья-поклонники?
- Нет, Бебето, кроме жены и троих детей, в свободное время никто был не нужен. Если Ромарио до утра просиживал в барах и отплясывал самбу в дискотеках, то Бебето - примерный семьянин и домосед. В разговорах с партнерами был сдержан, но у нас с ним сложились добрые отношения. Я у него и португальскому учился.
- Когда валлийца Тошака сменил бразилец Карлос Алберто Силва, "Депортиво" стал самой бразильской командой Старого Света: новый тренер привез с собой Ривалдо, Луизао и еще человек пять. И бедному русскому "пассажиру" место в латиноамериканском вагоне доставалось все реже и реже. И все-таки: как игралось вам с кудесниками мяча?
- К их манере надо было привыкнуть. По-моему, ни Мауро Силва, ни Донато, ни тем более Бебето и сами зачастую не знали, что они сделают в следующую секунду.
- Известно, что вас готовы были выкупить "Расинг" и другие клубы. Но "Депортиво" запросил такую компенсацию, что вариант остался один - аренда. "Райо Вальекано", "Мерида", "Компостела"...
- ...И, наконец, наступил тот счастливый миг, когда мою судьбу решали уже не миллионеры за стаканом красного, а я сам. Созвонился с Геной Перепаденко, у которого сохранились хорошие связи с израильтянами, и он предложил мне отправиться в Голландию на сбор тель-авивского "Маккаби". В конце концов на Востоке я и оказался - только не на Ближнем, а на Дальнем. Страна восходящего солнца предложила такие деньги, от которых отказаться было невозможно.
- Больше, чем в свое время "Депортиво"?
- По-моему, я уже ответил на этот вопрос.
ФУТБОЛ НА "ПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФА"
- Деньги деньгами, но в Японии совершенно иной уклад жизни, чем в той же Испании, не говоря уже о России. Адаптироваться к нему, надо полагать, было непросто?
- Не то слово! Япония и Испания - это небо и земля. Ну, например, в Испании хотя бы раз в неделю команда собирается в ресторане - посудачить, пообщаться, лучше узнать друг друга. В Японии за полтора года у нас не было ни одного совместного ужина! Правда, был я как-то в гостях у игрока "Джубило Ивата": поел, попил чаю, поблагодарил, попрощался и ушел. Испанского застолья, которое начинается в десять вечера и длится едва ли не всю ночь, японцы не культивируют. Да и вообще к иностранцам особых симпатий не питают. Нет, страна, конечно, интересная, но чтобы там жить, надо там и родиться. Поэтому, когда в Японии появился Бебето, я сразу же остудил восторг местных фанатов: больше двух месяцев, помяните мое слово, не продержится. Ошибся ровно на две недели: бразилец уехал через полтора, так и не поняв, почему японцы обедают в 11.30 утра, ужинают в шесть вечера, а в восемь уже все спят.
- Выходит, вы прожили в Японии в десять раз дольше, чем Бебето. Успели выиграть национальный чемпионат. Ваша команда стала обладателем Суперкубка Азии, хотя в заявку на тот турнир вас внести не успели. Скажите, в Японии все продолжается тот футбольный бум, который там был семь-восемь лет назад?
- Пожалуй, нет. Но такие звезды, как Дунга или Скиллачи, которые играли до меня в "Джубило Ивата", сделали свое дело - заразили футболом японских мальчишек. Что же касается организации дела в любом профессиональном японском клубе, то она налажена по меньшей мере не хуже, чем в "Барсе" или "Реале". А в чем-то и лучше. Скажем, тот же "Реал" принимает соперников в четырехзвездном отеле, а японские команды останавливаются только в пятизвездных. Причем занимают целый этаж, и даже если на нем остаются свободные номера, посторонних туда уже не поселят ни за какие деньги. Летают исключительно бизнес-классом. У каждого клуба четыре массажиста, два физиотерапевта, суперсовременная база. Помню, в первый раз собрался выйти на газон с мячом. Стою - а ступить на траву не решаюсь - думаю, наверное, ошибся полем, здесь, видимо, в гольф играют. Оказалось, не ошибся - это наше тренировочное поле!
- Не было возможности задержаться в Японии еще на год-другой?
- Была. Правда, в другом клубе. Но старшей дочери нужно было продолжать учебу в Испании, и мы вернулись домой, в Ла-Корунью.
- На "Ямахе"?
- "Ямаха" действительно была главным спонсором нашего клуба, но подарками футболистов не баловала. Кстати, даже если бы мне вздумалось приобрести в специализированном магазине собственную футболку или фотографию, мне дали бы всего лишь десятипроцентную скидку.
ДНИ ЧЕРНЫЕ И СВЕТЛЫЕ
- Дима, а ведь могло бы и не быть у вас никакой Японии: десять лет назад вы едва вообще не закончили с футболом. Я все видел собственными глазами с трибуны стадиона в Афинах, но так и не понял, как вы на ровном месте получили такой жуткий перелом.
- Никто ничего не понял. Притормозил - и опорная нога не выдержала. В греческой больнице врач, взглянув на снимок, схватился за голову: "Хорошо, если будешь ходить не хромая..." Но в ЦИТО Сергей Миронов и Сергей Архипов вопреки первоначальному диагнозу сумели вернуть нападающего Радченко в "Спартак". За что я им по сей день бесконечно благодарен.
- Раз уж заговорили мы с вами о черных днях, вспомним еще один. Март 1993-го, полуфинал Кубка кубков в Антверпене. Вы забили первый гол, но вскоре опять-таки покинули поле из-за травмы. И во втором тайме вас, как и другого травмированного, Попова, очень не хватало. Тем более в условиях откровенно предвзятого судейства португальца Коруаду. А ведь тот "Спартак" мог выиграть не только у "Антверпена", но и у "Пармы" в финале на "Уэмбли". Согласны?
- Да, тогда "Спартаку" это было по силам. Это ведь был тот самый "Спартак", который сезоном раньше в четвертьфинале Кубка чемпионов забил три мяча "Реалу" на "Сантьяго Бернабеу".
- Причем первые два были на вашем счету.
- Испанцы помнят их до сих пор. Думаю, эти мячи и предрешили мою дальнейшую судьбу
- А еще у меня стоит перед глазами ваш гол шотландцам на их поле в отборочном матче Евро-96.
- Ну, тогда Шалимов отдал такой пас, что промахнуться было невозможно.
- И тем не менее на финальный турнир в Англию вы не поехали.
- Не только я. И Кульков, и Юран...
- Вы к этой теме с Романцевым когда-нибудь возвращались?
- Нет, с тех пор наши пути как-то ни разу не пересеклись.
- А могут?
- Могут. Но только в том случае, если я окажусь в "Зените" и заиграю так, что тренеры сборной снова захотят меня видеть в ее составе. Впрочем, говорить об этом преждевременно. Пока я лишь приглашен на сбор "Зенита". Не более того.
ПРОСТИТЕ, ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ
- Прилетев в Барселону, вы уже потренировались в питерской команде. Как впечатление?
- Ребята в "Зените" собрались молодые, одаренные, честолюбивые. Откровенно говоря, на поле они меня помучили изрядно.
- Желаю, чтобы ваши мучения поскорее закончились. А для этого нужно всего-навсего набрать былую форму. И спасибо, Дима, что при всех заботах нашли время для интервью.
- А вот тут, боюсь, одним "спасибо" вам не отделаться. Я ведь интервью дал без разрешения главного тренера, а в "Зените" за это штрафуют.
- Ну, во-первых, штрафуют штатных игроков, а вы еще не подписали контракт. Во-вторых, на первый раз Юрий Андреевич Морозов по старой дружбе может и простить. А если нет - срочно звоните своему адвокату.
- Не стоит. Адвокат наверняка скажет: тренер прав, а штраф заплатите пополам с журналистом.
- Согласен, - сказал я и, чтобы не быть голословным, пошуршал у трубки купюрой достоинством в сто рублей.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ