ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье |
НАД КЕМ ВИСИТ ЗЛОЙ РОК?
Юрий БУТНЕВ |
из Ла Манги |
К 25 годам Андрей Соломатин прошел через все футбольные круги ада: восемь переломов, три сотрясения мозга - едва ли в ближайшее время кто-то превзойдет этот печальный рекорд. "У этого человека напрочь отсутствует инстинкт самосохранения", - не помню, кто так сказал про Соломатина, но подмечено точно. И еще ему отчаянно не везет. Ведь есть же, например, Хлестов. Такой же боец. Встык идет так, что искры летят. Но Хлестову все нипочем, а Соломатин мыкается по больничным койкам.
Причем травмы часто подстерегают его на ровном месте. В одном из матчей за молодежную сборную Соломатин сломался, бросившись за никому не нужным мячом. После игры тогдашний главный тренер "молодежки" Михаил Гершкович допытывался у защитника "Локомотива", зачем он это сделал. Команда уверенно побеждала, соперник не сопротивлялся. Словом, не та ситуация, чтобы проявлять героизм. Соломатин в ответ только пожал плечами. По-другому он не умеет.
Над ним действительно висит какой-то злой рок. Еще будучи совсем маленьким, Соломатин чуть не утонул в болоте. Потом попал под милицейские дубинки, возвращаясь с матча "Спартак" - "Наполи". В 18 лет после очередного гипса у родителей не выдержали нервы: они запретили сыну заниматься футболом, да и он сам был не прочь поменять профессию. Но нигде себя не нашел и вернулся. Чего он только не делал, чтобы вырваться из заколдованного круга: ходил в церковь, обращался к гадалкам. Бесполезно. В год по операции - его норма. "Вы не представляете, как мне надоело проверять свой характер. Смогу я встать на ноги после очередной травмы или нет? Каждый раз даю себе зарок - больше никаких неосторожных движений. Но не получается, хоть тресни", - признался мне вчера Соломатин.
Но в одном Соломатину все-таки повезло: все его проблемы ограничиваются прямоугольником футбольного поля. А есть игроки, которым жизнь ставит подножку за его пределами. Несколько лет назад в новогоднюю ночь Алексея Бычкова пырнул ножом пьяный сосед. Нападающий долго лечился, а потом был вынужден форсировать подготовку к сезону. Ничего хорошего из этого не вышло. Полгода назад в похожую историю угодил Сергей Булатов. Он тоже оказался в больнице с ножевым ранением, после чего уже не смог заиграть в высшем дивизионе и сейчас пытается вернуться туда вместе с "Рубином".
Интересно, завидуют ли они Соломатину?
Андрей СОЛОМАТИН: "ВОСЕМЬ ПЕРЕЛОМОВ И ТРИ СОТРЯСЕНИЯ МОЗГА"
Если бы кому-то вздумалось определить самого невезучего игрока российского чемпионата, одним из главных претендентов на это звание был бы защитник "Локомотива" Андрей Соломатин. Почти каждый год судьба готовит ему испытания в виде различных травм. Соломатин относится к этому философски: "Да, мне иногда не везет, но главное - что я продолжаю играть".
Юрий БУТНЕВ |
из Ла Манги |
- Честно говоря, мало удовольствия рассказывать о своих многочисленных травмах, - признается защитник "Локомотива". - Читая мои интервью, родители всегда удивляются: "Неужели нет других, более интересных тем?"
- Есть, но что поделаешь, если вы сами постоянно подкидываете журналистам пищу для душещипательных материалов: то одна травма, то другая, то третья. Неужели с годами не пришло чувство осторожности?
- Конечно, пора уже перестраиваться. Самому надоело все время ходить по врачам.
- То есть время безрассудных поступков осталось в прошлом?
- Хочется надеяться, но в игре все равно забываешь обо всем на свете. Бросаешься грудью на амбразуру, не думая о последствиях.
- Не завидую вашим родителям и жене.
- Они уже считают, если я не вышел на поле, значит, со мной что-то случилось. Стоило мне не сыграть с "Русенборгом", как сразу же позвонила супруга и первым делом спросила: "Ты живой?" Даже на последнем награждении серебряными медалями президент РФС Вячеслав Колосков всем ребятам желал дальнейших успехов, а мне сказал: "Главное, чтобы у тебя больше не было травм".
- На тренировках тоже не даете спуску партнерам?
- Что там скрывать - иногда завожусь. На этом сборе чуть не сломал Дроздова. Он мне в "квадрате" мяч между ног прокинул - причем не один раз. Я разозлился, пошел в жесткий стык. Потом, конечно, сразу же извинился, но Дроздову от этого не легче. Стыдно, но ничего не могу с собой поделать.
- Но это цветочки по сравнению с тем, что выпало на вашу долю: к 22 годам восемь переломов и три сотрясения мозга. Интересно, вы простили тех, кто нанес вам травмы?
- Я ни на кого не держу зла - даже на того, кто сделал это умышленно. В конце концов футбол - не балет.
- Согласен. Мне почему-то вспомнился прошлогодний матч первого круга со "Спартаком", когда вы двенадцать минут играли с сотрясением мозга, а потом не смогли самостоятельно покинуть поле.
- Увлекся борьбой, да и напряжение к тому времени достигло апогея. Я держался, пока были силы.
- Над вами с детства какой-то рок висит: ведь вы в пять лет чуть не утонули в болоте.
- Да, упал с велосипеда прямо в трясину. Уже пузыри начал пускать, но, слава Богу, сосед оказался поблизости: услышал шум и прибежал на помощь. А когда чуть подрос, угодил в другую неприятную историю. Дело было после матча "Спартак" - "Наполи". На станции "Фрунзенская" в вагон метро ворвались милиционеры и начали бить всех подряд дубинками: у них это называется "рассредоточить толпу". Получив несколько ударов по голове, я упал и потерял сознание. Потом целую неделю дома отлеживался.
- Люди делятся на две категории: кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. Вы из какой?
- Я, видимо, плохой ученик. Перед каждым матчем внушаю себе, что надо быть осторожным, но на поле об этом забываешь.
- А правда, что вы боитесь высоты?
- Правда. На балкон стараюсь не выходить, но все равно наверх тянет. Помню, вместе с женой и дочкой решил прокатиться на малом колесе обозрения в Парке Горького. Как же я потом об этом пожалел! Да и Ольге было не по себе. Зато наша Вика, которой всего три с половиной года, веселилась до упаду.
- Соскучились по дому?
- Не то слово. Последние дни сборов - самое тяжелое время. Устаешь не столько физически, сколько морально - от разлуки с любимыми людьми.
- Вы уже один из ветеранов "Локомотива". Не возникает желания сменить обстановку?
- Я предпочитаю ничего не загадывать наперед. Пусть все идет, как идет.
- Бывший голкипер "Локо" Сергей Овчинников успешно защищает ворота "Порту". Вы ведь тоже могли оказаться в Португалии?
- В 97-м "Бенфика" взяла меня на заметку вместе с Овчинниковым. "Босс" в итоге подписал контракт, а я нет. Португальцы наблюдали за мной в нескольких матчах, а у меня, как назло, в эти дни ничего не получалось. Такое вытворял - страшно вспомнить. Давно убедился, что в нашем деле многое зависит от случая. Взять, например, Сергея Гуренко. Он сыграл два раза удачно на глазах у Капелло, и тот сразу пригласил его в "Рому". Там не получилось - перешел в "Сарагосу". Если ты в эту обойму попал, оттуда уже не выпадешь. Я ведь в "Локомотиве" тоже оказался по большому счету случайно. Мой прежний клуб "Траско" встречался с дублем железнодорожников. Я играть не собирался - болела нога. Но людей не хватало, поэтому пришлось выйти на поле. Не знаю почему, но на меня вдруг снизошло вдохновение: мы выиграли - 4:2, а я забил два мяча, сделал голевую передачу и заработал штрафной, с которого соперник пропустил еще один мяч. А на игре присутствовал Семин. Вскоре я стал игроком "Локомотива".
- Теперь вы еще и игрок сборной России. Только закрепиться в ней вам никак не удается. Стоило Олегу Романцеву назвать Соломатина лучшим в московском матче против сборной Израиля, как в следующей игре - с "Динамо" - вы опять получили травму.
- У меня уже был разговор с менеджером сборной Виктором Вотоловским. Он сказал, что я вхожу в число кандидатов.
- У вас есть какая-то глобальная цель в футболе?
- В 2002 году поехать на чемпионат мира, не ударить там в грязь лицом и потом заключить контракт с хорошим европейским клубом.
- Вы - азартный человек?
- В меру. Хотел вот перед Euro-2000 поставить в какой-нибудь букмекерской конторе на победу англичан, но помешала внеплановая поездка в Германию.
- Очередная операция?
- Увы. Опять вы перевели разговор на больную для меня тему!
Сергей БУЛАТОВ: "НА ВЫСШЕМ ДИВИЗИОНЕ КРЕСТ ПОКА НЕ ПОСТАВИЛ"
Сейчас Сергей Булатов тренируется с "Рубином". В контрольных матчах чаще всего выходит на поле во втором тайме, забивает с пенальти, которые нередко сам зарабатывает, и скорее всего подпишет контракт с одним из фаворитов первого дивизиона. Уже неплохо, если учесть, что полгода назад бывший форвард "Балтики" и "Факела" едва не расстался с жизнью. Как уже рассказывал "СЭ", в Самаре ему нанесли тяжелое ножевое ранение.
-Виновных так и не нашли? - вопрос Булатову.
- Ищут. Но мне уже намекнули: дело это, как говорят, "висяк", и лучше, если я откажусь от иска. Рядом с автостоянкой, где на меня напали, есть кафе с дурной репутацией. Дескать, там мог обкуриться какой-нибудь наркоман, который потом в угаре ударил меня ножом. Отношение к профессиональному спортсмену у наших органов довольно своеобразное: мол, зарабатываете бешеные деньги, а еще ходят и жалуются. Однако отказываться от попыток найти человека или людей, едва не отправившихся меня к праотцам, я не намерен. Даже веду собственное расследование с помощью друзей, благодаря которым и остался жив.
- Вы надеялись, что вернетесь в футбол?
- Настроение в первые недели было не просто плохим - ужасным. В 27 лет завершать карьеру, да еще таким образом, не хотелось. С другой стороны, понимал: надо радоваться, что вообще жив остался. Я ведь тогда уже успел отыскать себе новую команду и оказаться в "Рубине" на полгода раньше - казанцы уже договорились с "Факелом" о моей покупке. Но после случившегося Валерий Нененко разрешил мне тренироваться со своей командой. Я жил в Воронеже, приезжал на базу и набирал форму, за что главному тренеру "Факела" буду говорить спасибо при каждом удобном случае. Ведь и я, и Нененко прекрасно знали: после завершения контракта мы расстанемся. К тому моменту я четко понял: с высшим дивизионом мне придется расстаться - здоровье удалось поправить, но нагрузки, характерные для команд элиты, мне уже не под силу. Правда, на финише сезона я теоретически был способен выйти на поле минут на 20. Поразительно, но восстановление заняло куда меньше времени, чем я рассчитывал.
- Тому есть какое-то объяснение?
- Когда оказываешься на грани жизни и смерти, а потом судьба дает новый шанс заниматься любимым делом, осознаешь ценность всего этого. И потом, я очень хотел вернуться и забить свои голы. Мне ведь до заветной сотни мячей в первом дивизионе осталось не так и много - 25 голов. Надеюсь, за два-три сезона я их забью.
- То есть на высшем дивизионе для себя поставили крест?
- Нет. В душе надеюсь, что мне еще удастся выйти на поле в высшем дивизионе. Но пока я не провел ни одного официального матча после случившегося в Самаре прошлым летом, говорить об этом рано. Вот вернусь, забью первый гол - тогда и будет повод подумать: что дальше?
Андрей АНФИНОГЕНТОВ