ФУТБОЛ |
РОССИЙСКИЙ КЛУБ |
РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ |
ЛОКОМОТИВ Нижний Новгород |
Такое ощущение, что в Нижнем Новгороде в последние два-три года над футбольной командой ставят эксперимент. Ее то сажают на голодный паек, то вообще лишают денег, а она выживает не смотря ни на что.
В ПОЛОСЕ ОТЧУЖДЕНИЯ
Валерий ОВЧИННИКОВ
ПОКАТИЛИ ПО НОВЫМ РЕЛЬСАМ
Бытует мнение, что, Нижний - не футбольный город. В разное время здесь работали Арсен Найденов и Александр Мирзоян, команду райцентра тренировал Александр Бубнов, и все они, словно сговорившись, утверждали и утверждают, что виду спорта номер один в этом уголке России не выжить - он никому здесь не нужен.
Тем не менее благодаря усилиям энтузиастов-одиночек футбольная жизнь в городе теплится. А главный нижегородский подвижник Валерий Овчинников, совершив за годы работы в железнодорожном клубе несколько подвигов, приобрел бесценный опыт. Трудно сейчас сказать, кто станет новым владельцем "Локомотива" и его главным спонсором. Но команда сохранила состав, а значит, в сезоне 2001 года в первом дивизионе железнодорожники наверняка станут возмутителями спокойствия.
В эти дни главного тренера волжан застать в родном городе трудно. Команда только что вернулась со своего второго сбора. Именно там, по словам Овчинникова, начал обретать контуры "Локомотив"-2001. А пока его тренер и президент рассказывает о том, как и чем жила команда в последние годы.
- Обещаниями жили, наставлениями и пожеланиями. Такой вот рецепт выживания. Я уже сетовал на нашу лошадиную судьбу - кормят не тогда, когда хотим, а когда дадут и если захотят дать. У лошадей с голодухи ребра выпирают, мы же в первом дивизионе оказываемся. Спросил бы хоть кто-нибудь, на какие средства "Локомотив" нынче сборы проводит.
- И на какие же?
- Овчинников занял у друзей под честное слово. Потому что сидеть и ждать - смерти подобно. Каждый упущенный день - очки, потерянные в сезоне.
- А если ничего не изменится?
- Значит, буду нести ответственность за собственную глупость.
- Попытка сохранить команду - глупость?
- Наверное. Я и мои помощники допустили ошибку, послушав создателя "Локомотива" Омари Шарадзе. Покидая пост начальника Горьковской железной дороги, он просил не оставлять команду: брошенное, мол, не поднимут. При Шарадзе впервые с финансовыми проблемами столкнулись только в 98-м, но тогда вся страна в сложной ситуации оказалась. Нам надо было возвращаться в высший дивизион, а состав, с которым начинали сезон, что называется, не тянул. Летом провели ударную дозаявочную кампанию, но тут дефолт. Мы за многих футболистов не рассчитались - подорожали-то они аж в четыре раза. Выкручивались как могли. Некоторые клубы - не хочу их называть, всем плохо было - пожаловались в ПФЛ. И до последнего тура "Локомотив" не знал, снимут с него 6 очков или нет. Хорошо, Шарадзе опять помог - расплатились. Но уже тогда стало ясно: железная дорога в одиночку команду не потянет.
- И вы решили создать акционерное общество?
- Акционерное общество, конечно, не панацея, но едва ли не единственный способ выжить провинциальному клубу. На Руси ведь как раньше было: брались всем миром и строили дом. Но магнаты к нам в очередь за спонсорством, как к "Спартаку", не выстраиваются. Поэтому руководство дороги и предложило создать акционерное общество на паях - совместно с областными и городскими властями. Но мы уверенно начали сезон-99, и всем показалось, что жизнь и без этого замечательна.
- "Локомотив" тогда действительно стал возмутителем спокойствия.
- Мы, что называется, "попали в состав". В команде, которой было отроду две недели и один сбор, сложилась крепкая центральная ось, и игра пошла. Никому не известный Холли, взятый в аренду за копейки, списанные в прежних клубах Кузнецов, Татарчук и Аваков - эти четверо дали результат в первом круге. Потом словака у нас, как бы помягче выразиться, изъяли. На Татарчука посыпались травмы, а Кузнецовым мне пришлось затыкать дыру на позиции либеро. Тут еще "Жемчужина" прибавила, и в концовке чемпионата пришлось попотеть. Обошлось, но гром таки грянул - отставка Шарадзе. Мы словно попали в полосу отчуждения. И акционирование превратилось в вопрос жизни и смерти.
- Однако местные власти проявлять инициативу не торопились.
- Я их судить не вправе. В бюджетах города, области и раньше "Локомотив" не упоминался. А ведь профессиональная футбольная команда - не слет юных пионеров. Она живет и работает круглый год, требуя больших затрат. Наш хоккейный "Старт" - дай бог ему опять завоевать медали - еще может существовать на 10 миллионов рублей. Однако на эти деньги не проживет ни один футбольный клуб второго дивизиона. Понятно, чтобы выделить на "Локомотив" средства из бюджета, надо что-то урезать. Но губернатор Саратовской области Аяцков считает, например, что, поддерживая футбол, он снижает затраты на медицину, на борьбу с преступностью. И это правильно.
- Главный спонсор "Локо" - железная дорога - совсем забыл команду?
- Может быть, помнит, только мы этого не замечаем. Я понимаю: начальник дороги хочет иметь мощный клуб, рвущий любых соперников вплоть до "Спартака", а не затурканного аутсайдера. Но нельзя же ставить задачу: "Не выполните, всех разгоню!"
Прошлогодний чемпионат мы, кстати, начинали с неплохим составом - многие футболисты потом громко заявили о себе в именитых клубах. Неужели Новосадов, Савельев, Быстров - слабые игроки? А вот сплоченной команды единомышленников, как год назад, уже не было. За первый круг ни одной победы! Появились и проблемы психологического плана - требовалась свежая кровь. Вот почему в период дозаявок пришлось обратиться к игрокам, не нашедшим места в других командах. Скажу так: мы могли зацепиться за 14-е место. Но не везло - не забивали даже пенальти на последних минутах. А теперь... Перед Новым годом и после в течение двух недель тщетно пытался пробиться к начальнику дороги с единственным вопросом: "Что делать с командой?" Быть может, подчиненные не докладывали ему об этом?
- То есть "Локомотив" обрел юридический статус акционерного общества без ведома главного спонсора?
- А что оставалось делать? Мы создали ОАО, в котором для всех желающих двери были не просто открыты, а вырваны, выброшены - заходи и владей. В общем покатили по новым рельсам.
- Но мэр Нижнего Юрий Лебедев считает, что акционерное общество - всего лишь новая вывеска при старых хозяевах.
- Не хочу пререкаться с мэром, знаю, как много он делает для болельщиков. Единственное, о чем хочу его попросить, - узнавать о состоянии дел в клубе из первых уст. Между сборами я заскочил в Нижний на двое суток. Были выходные, тем не менее губернатор Иван Скляров разыскал меня и пригласил для разговора. Не скажу, что беседа получилась легкой. Но после встречи я сделал вывод: команда области нужна. И если губернатор поможет - прорвемся!
- Ваш собеседник поставил задачу на грядущий сезон?
- Склярову известно, что мы сохранили прошлогодний состав, достойно выступавший в высшем дивизионе. Он знает - коллективу по плечу любые задачи.