ФУТБОЛ |
Виктор ГУСЕВ БЕЗ МИКРОФОНА |
ЗАГОВОР В ПОЛЬЗУ "СПАРТАКА"
У комментаторов не принято открыто говорить о своих клубных симпатиях. Владимир Маслаченко - особый случай. Когда команде отдана целая спортивная жизнь, тут уж никуда не денешься...
Но это исключение. А если говорить о правиле, то мне, честно говоря, не совсем понятно, как можно, рассказывая о матче российского чемпионата или Кубка, в принципе кому-то симпатизировать. В комментаторской кабине-комнатушке (с ее зимним холодом, летним удушьем и безнадежной слепотой запотевших стекол - в другие времена года) болеешь исключительно за телезрителей. И за самого себя.
Поэтому, когда получаю очередное письмо с едва ли не самым популярным вопросом, отвечаю совершенно искренне: да, в детстве - с самого начала шестидесятых - вместе с отцом болел за московское "Динамо". Лев Яшин, Валерий Маслов, Игорь Численко, Владимир Козлов - абсолютные кумиры, которым (так уж мы устроены) никогда не будет равных. Сколько бы ни старались Зидан с Шевченко. И даже Дэвид Бекхэм из наиболее симпатичного мне зарубежного клуба. Всего лишь мелькнувший на динамовском горизонте и точно незнакомый подавляющему большинству сегодняшних фанатов Владимир Ларин - и тот вдруг возникает из детской памяти, когда сегодня вижу на стадионах мира пушечный удар Михайловича или Роберто Карлоса.
Особый разговор об, увы, недавно ушедшем из жизни Геннадии Еврюжихине. С ним лично встретился в конце семидесятых, в окопах сугубо африканской войны, где я, выпускник столичного иняза, в погонах старшего лейтенанта почему-то воевал на стороне одной юной социалистической страны против другой, при этом непостижимым образом защищая (как нас уверяли) интересы ...социализма. Еврюжихин прибыл в Эфиопию в роли дипкурьера, привез письма из дома, успел сыграть с нами в футбол, забив красивый гол в камуфляжную сетку, а потом почти всю ночь рассказывал о том, что нового в Москве, как дела у любимого "Динамо"...
Впрочем, я когда-то об этом уже писал, да и дело сейчас совсем в другом.
Даже разделенные клубными симпатиями, мы во все времена, когда было надо, выступали единым фронтом. Вместе болели за наших против заезжих басков. Вместе восторгались игрой армейца Всеволода Боброва во время легендарного английского турне московского "Динамо". Это из книг. А вот, скажем, слезы юного динамовского болельщика после гордой, но, увы, бесполезной ничьей "Торпедо" в матче далекого 66-го с великим и ужасным "Интером" - уже из личного опыта.
Конечно, времена изменились. Изменились и нравы. Сегодня мы болеем в английском стиле. Шарф - символ непримиримости. "Роза" алая, "роза" белая (или бело-голубая) - война да и только.
Но так ли много у нас общих футбольных успехов, чтобы мы могли позволить себе - подобно тем же англичанам или немцам - взять и надеть клубную футболку поверх национальной? Пусть пресыщенные фанаты "Реала" отправляются на международный матч болеть против "Барселоны", а "миланцы" мечтают о провале "Интера" в еврокубке. Уверен, для России - это нечто надуманное, привнесенное. У нас, как и многое другое в фанатском движении, подобная пикировка перед лицом общего соперника выглядит слепым подражательством. Ведь, помимо всего прочего, это еще и не в русском характере.
Мы сильны исторической памятью, особенно памятью своего детства. Называйте меня ретроградом в мои 45, но я, наверное, уже никогда не смогу понять даже очень талантливую фигу в газетном или телевизионном кармане накануне матча наших с немцами. Или гневный телефонный звонок из российского клуба-конкурента: мол, что, Гусев, плетете с коллегами заговор в пользу "Спартака"?!
Потому что вот уже в течение нескольких дней я действительно плету этот заговор. И очень надеюсь, что хотя бы отчасти его результатом сегодня станут переполненные трибуны "Лужников" - и сошедший с ума от одной на всех футбольной любви город. При виде которого придирчивый испанский арбитр Лопес Ньето, даже пожалев, что у него нет теплой шубы, не посмеет и заикнуться о морозе.
Мой "спартаковский заговор" закончится сегодня вечером с финальным свистком все того же Ньето. Но 28 февраля российская сборная играете греками. И - предупреждаю заранее, чтобы зря не звонили, - в комментаторской кабине на острове Крит я снова буду болеть за команду Романцева.
Берегите себя.
Виктор ГУСЕВ