ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье. Высший дивизион |
Евгений БУШМАНОВ
ПО ВСЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ, ИСКУПАТЬСЯ
В ВОЛГЕ МНЕ ТАК И НЕ ПРИДЕТСЯ
Многие были уверены, что защитник "Спартака" Евгений Бушманов проведет новый сезон в "Крыльях Советов". Однако уже в начале нашего разговора, состоявшегося в субботу утром в его московской квартире, мой собеседник дал понять, что в Волге ему искупаться, видно, не суждено, поскольку двусторонняя тренировочная игра в самарской команде на минувшей неделе в манеже "Спартак" стала для него скорее всего последней.
- Как же так? - удивился я. - Вас же в перерыве даже из второго состава в первый перевели. Значит, именно в нем хочет видеть опытного защитника главный тренер "Крыльев" Александр Тарханов.
- Он-то хочет, осталось только найти компромиссный вариант со "Спартаком". Но переговоры явно затянулись, а к общему знаменателю заинтересованные стороны прийти никак не могут.
- А в чем загвоздка?
- Как я могу ответить на этот вопрос, если на переговорах не присутствую? А потом нюансы в данном случае меня не интересуют. В таких делах для футболиста важен итоговый результат. А если я не поехал с "Крылышками" на сбор в Словакию, то для меня он ясен на 99,9 процента.
- Так где и с кем вам теперь тренироваться? Ведь дубль "Спартака" улетел на Кипр, а к основному составу - и это ни для кого не секрет - вы нынче отношения не имеете.
- Не волнуйтесь - я найду выход из этой ситуации. Было бы желание тренироваться и играть, а оно у меня есть. Еще какое! В этом и Тарханов мог убедиться во время сборов на Кипре, в Москве и в Болгарии.
- Во всех контрольных матчах, сыгранных там, вы, насколько мне известно, выполняли привычную для себя роль последнего защитника. Кстати, в прошлом сезоне с ней отменно справлялся Александр Бородюк, но теперь он один из ассистентов Тарханова. Не так ли?
- Пока да, но я не исключаю, что в предстоящем чемпионате Бородюка можно будет увидеть на поле - недаром он все-таки старается поддерживать должную спортивную форму. Хотя, с другой стороны, в волжской команде есть игроки, готовые сыграть либеро. Шунейко, например...
- А как вы ощущали себя в "Крыльях Советов"?
- Почти своим, ведь с Тархановым мы работали вместе много лет, а кроме того, один из его новых помощников Виктор Сачко помогал мне в свое время, как и многим другим спартаковцам - Дмитрию Ананко, Виктору Булатову, Дмитрию Парфенову, Валерию Кечинову, восстанавливаться после травм. В прошлом он был легкоатлетом, а для того, чтобы стать специалистом по физической подготовке футболистов, Сачко в течение пяти лет тщательно изучал особенности нашей игры и создал уникальную программу. По крайней мере, сегодня в функциональном отношении я чувствую себя превосходно.
- Вы предполагали, что ваши пути хотя бы временно пересекутся в самарском клубе с Тихоновым?
- Нет. Недаром Андрей не мог скрыть своего удивления, увидев меня на Кипре. "О, Женечка! Неужели и ты теперь в нашей компании?!" - "А что делать: надо же тебя спасать - один-то ты не потянешь", - ответил я, и мы оба рассмеялись.
- Как Тихонов выглядит?
- Внешне - великолепно: загорелый, посвежевший, спокойный, словно с курорта приехал.
- А на поле?
- На поле осваивает новую роль - плеймейкера.
- Получается?
- Сдвиги к лучшему на глаз видны.
- А сама волжская команда - какое впечатление на вас произвела?
- Неплохое. В ней есть кому играть - способные молодые ребята плюс футболисты со стажем, уверенные в себе, как, скажем, бывший спартаковец Андрей Коновалов. И если финансирование у "Крыльев Советов" будет стабильным, то и игра не должна разочаровать их многочисленных болельщиков.
- Как бы то ни было, а "Крылья" хотя бы помогли вам частично подготовиться к сезону. А сколько в общей сложности после Нового года вы вынуждены были заниматься самостоятельно?
- Недели две, не больше. Бегал кроссы, выполнял упражнения на тренажерах в спортклубе "Голд Джим", что на стадионе Юных пионеров. Словом, попусту времени не растрачивал.
- Трудно заставить себя работать в одиночку - без команды?
- Наверняка месяц-другой нелегко. Впрочем, когда знаешь, ради чего ты это делаешь, появляется такой настрой, какой мало кто испытывал. Для этого надо оказаться в моей шкуре.
- Что-что, а настрой у вас всегда был. С того самого дня, когда вы дебютировали в первой лиге, а точнее - в ярославском "Шиннике". Было это, по-моему, 13 лет назад...
- Да, в 1988 году. Помнится, Романцев, возглавлявший тогда орджоникидзевский "Спартак", к нам в Ярославль со своей командой на игру приехал. Мы победили, а я забил один мяч.
- Олег Иванович вам этого "не простил" и, когда на следующий год стал у руля уже московского "Спартака", пригласил 17-летнего ярославца Бушманова в свою команду.
- Было такое... В "Спартаке" я провел три сезона, потом до 96-го включительно - в ЦСКА, затем полтора года - в "Торпедо", а летом 98-го вернулся в "Спартак".
- Хорошая школа. К тому же первые серьезные уроки большого футбола вы получили в 15 лет, когда за юношескую сборную СССР играли.
- После чего продолжал "учебу" в союзных сборных и в 16, и в 17, и в 18... С Костылевым выиграли чемпионат Европы и с ним же заняли третье место на молодежном первенстве мира, а победили хозяева - португальцы, за которых играли Фигу, Руй Кошта, Жоао Пинту... Между прочим, в финале европейского чемпионата мы как раз их и обыграли. По пенальти.
- А вот на EURO-96, вам, помнится, не повезло. В матче с итальянцами вы сломались, и оборона наша дала трещину.
- Я запомнил эту игру на всю жизнь и прежде всего потому, что никак не ожидал, что выйду в основном составе. Ведь несмотря на то, что Юрий Никифоров не мог участвовать в первом матче из-за дисквалификации, все товарищеские встречи я провел на скамейке запасных или на трибуне. И вдруг за два дня до стартового матча с Италией Тарханов говорит: "Готовься, Женя, может быть, будешь играть..."
- И вы с листа сыграли настолько хладнокровно и безошибочно, что вывели из себя Дель Пьеро, который у углового флажка в совершенно безобидной ситуации прыгнул вам на голеностоп и нанес серьезную травму.
- Да, он мне "на добрую память" о себе приличный шрам на ноге оставил. А если серьезно, то очень обидно было, что не мог в Англии ни с немцами, ни с чехами сыграть.
- Но в конце концов вы ведь все равно вернулись в сборную. Самый свежий пример - Кишинев, товарищеский матч против футболистов Молдавии.
- Это было в конце мая, когда дела у меня в "Спартаке" складывались удачно. Но в разгар сезона последовала серия поражений, и с середины августа я лишился постоянного места в основе и появлялся там примерно раз в месяц.
- Зато вам дали возможность проявить себя в Лионе в матче Лиги чемпионов...
- Видно, у тренеров не было выбора.
- Тяжело без игровой практики выходить против Андерсона и его партнеров?
- "Спартаку" в декабре в эмоциональном плане играть тяжело. Я даже не припомню, когда в этом месяце спартаковцы выигрывали в последний раз. И тем не менее перед "Лионом" я говорил ребятам: "У французов надо во что бы то ни стало выигрывать, потому что в феврале одолеть "Баварию" будет намного сложнее". Но увы, "Спартак" уступил во всех трех матчах. В последних двух я не играл, а в лионском поражении вряд ли виноват лишь один последний защитник. Посмотрите внимательно видеозапись того матча, и вы убедитесь, что проиграла вся команда.
- Та злополучная встреча стала для вас последней в "Спартаке"?
- Да. Поэтому есть люди, которые подыскивают для меня новую команду. Или российскую, или зарубежную.
Леонид ТРАХТЕНБЕРГ