КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ" |
Финский лыжник Яанне Иммонен дисквалифицирован за употребление запрещенного препарата, а команда Финляндии лишена золота чемпионата мира в эстафете 4х10 км
ПЯТНО НА ЧИСТОМ СНЕГУ
Cказать, что на Финляндию обрушился скандал страшной силы, значит, не сказать ничего. Таксист, с которым моему коллеге Владимиру Гомельскому довелось ехать на лыжный стадион в Лахти, узнав о профессии пассажира, расстроено сказал:
- Понимаете, мы всегда гордились тем, что Финляндия - одна из наиболее чистых в экологическом отношении стран. И свой спорт всегда считали предельно чистым. А теперь они... - водитель замолчал, подбирая нужное слово. - Они потеряли уважение всего финского народа...
Напомню, что случилось. После первой же - 15-километровой - мужской гонки чемпионата мира положительный результат на hydroxiethyl starch (HES) дала допингпроба Яри Исометсы. Два дня спустя на пресс-конференции гонщик взял на себя всю вину, сказав, что ни тренер, ни врач команды не были в курсе происходившего. По словам Исометсы, у него от природы слишком высокий уровень гемоглобина. И применяя HES (а это синтетическая плазма), гонщик рассчитывал этот уровень снизить.
Финское телевидение без передышки обсуждало тему, давало в эфир интервью со спонсорами команды. Среди них немало крупнейших государственных фирм, и все они сходились в том, что очень хорошо подумают, прежде чем продлевать отношения с лыжной сборной Финляндии до Олимпийских игр-2002.
Победа в эстафете в какой-то степени сгладила инцидент. Уже на следующее утро в пресс-центре появились открытки с изображением "золотой" финской четверки (значительную часть снимка занимали спонсорские логотипы). Почувствовав себя в какой-то степени реабилитированными, гонщики великодушно заявили, что случай с Исометсой, несмотря на всю серьезность последствий, не более чем досадное недоразумение. Кто-то из спортсменов даже отдал изгою свою медаль.
Из финских спортивных кругов просочилась и такая информация. Накануне чемпионата Исометса находился в затруднительном финансовом положении: все деньги он вложил в строительство большого дома для своей семьи. Естественно, планировал поправить дела выступлением в Лахти. Когда же ЧП произошло, финская лыжная федерация якобы предложила Яри огромную сумму за то, чтобы он взял все на себя, а потом тихо ушел из гонок совсем. Исометса якобы согласился. Правда, вскоре передумал и по совету адвоката даже намеревался подать на федерацию в суд, поскольку в финском официальном справочнике запрещенных препаратов HES отсутствует. Но затем последовал второй удар - в виде дисквалификации Иммонена, и новый скандал заставил забыть об Исометсе в принципе.
Наконец, в минувший понедельник информационные агентства распространили сообщение: в Лахти на одной из улиц найдена спортивная сумка финской сборной, набитая всевозможными приспособлениями для переливания крови, одноразовыми шприцами и ампулами с HES. Дело начало приобретать криминальный запах.
Спонсоры опять в шоке. Даже министерство спорта Финляндии поспешило заявить, что государственная поддержка лыжников (а лыжные гонки в Финляндии - национальный вид спорта) может прекратиться совсем. В понедельник же было объявлено, что помимо Исометсы и Иммонена дисквалифицированы (то есть уволены без права когда-либо работать по специальности) трое тренеров финской команды, в том числе главный - Кари-Пекка Киро.
Но я, собственно, не об этом. А о тупике, в который медленно, но верно движется весь мировой спорт. По мнению специалистов, создание независимого антидопингового агентства WADA, располагающего новейшими методиками обнаружения любых попыток вмешаться в организм атлета, в скором времени может привести к тому, что дисквалификации начнут исчисляться даже не десятками, а сотнями и тысячами. И что тогда будет со спортом?
HES - препарат на самом деле безобидный. И даже (вопреки сообщениям агентств) вполне легальный. Окажись рядом с Исометсой профессиональный врач, скандала и дисквалификации вполне можно было бы избежать. Например, в анкете, которую представитель команды в обязательном порядке заполняет перед допингконтролем того или иного спортсмена, сообщить о том, что гонщик отравился и был подвергнут распространенному методу очищения организма. С применением HES. К слову, повсюду в мире с этой процедуры начинается выведение алкоголика из запоя.
Но поскольку официальная допингслужба чемпионата предупреждена не была, действия финна попали под пункт "манипуляции с кровью" - ведь главная беда упомянутого препарата заключается в том, что ввести его можно только внутривенно.
Есть, кстати, основания полагать, что Исометса и Иммонен действовали сами, не ставя никого в известность. Может, пытались таким образом "прикрыть" нечто более серьезное и запрещенное - типа эритропоэтина. А может, перестраховались, став заложниками собственной дури. И вроде криминала особого не найдешь.
Но попробуй объясни это финскому таксисту..
Получается интересная ситуация. С одной стороны, все те, кто так или иначе имеет отношение к большому спорту, прекрасно понимают, что "стерильным" он не может быть по определению. Слишком велики нагрузки, цели и деньги. Но это как бы правда для внутреннего пользования. Для широкой публики она совершенно иная.
Посередине же - спортсмены. Которые, несмотря на титулы, славу и деньги, совершенно бесправны. Да, финские руководители пытались публично встать на защиту Исометсы. Но, сдается, лишь потому, что предвидели последствия для себя самих. Таких примеров множество и в других странах. В том числе и в России.
Мне же почему-то отчаянно жаль не Исометсу и не Иммонена, а Харри Кирвесниеми. 42-летнего ветерана, давно ставшего в своей стране национальным героем, у которого отобрали золотую эстафетную медаль.
Ведь и он, хотя бы изредка, ходит по магазинам и ездит в такси.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
Лахти - Москва |
КАК ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА?
Прокомментировать ситуацию, сложившуюся в современном спорте в связи с проблемой допингов, корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ попросила заместителя директора Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры профессора Сергея Португалова.
- Путь в сторону постоянного расширения списка запрещенных препаратов, безусловно, тупиковый, - сказал Португалов. - Например, сейчас всерьез ведутся разговоры о том, чтобы запретить креатин - натуральное вещество, которое образуется в организме и накапливается в мышцах. И это лишь потому, что креатин научились производить искусственно. Все это ведет к тому, что львиная доля усилий спортсменов и тренеров затрачивается не на достижение результата, а на бесконечные меры предосторожности - чтобы случайно не попасть под санкции из-за неосторожно и не вовремя принятого лекарства. За что лишили золотой медали чемпионата мира-99 Александра Багача? Да ни за что. Точно также ни за что в Сиднее была отобрана золотая олимпийская медаль у румынки Андреа Радучан. Чудом удалось отстоять Марию Киселеву. Случись иначе - у России не оказалось бы двух высших наград в Сиднее в синхронном плавании.
Наверняка помните, как в позапрошлом году на Всемирном антидопинговом конгрессе президент МОК Хуан Антонио Самаранч выступил с инициативой пересмотреть существующий список запрещенных препаратов в сторону резкого сокращения. Но тогда же разразился скандал, связанный с проведением процедуры выборов олимпийских столиц. Поэтому инициатива была скомкана и забыта. Конгресс так ничего и не решил.
Безусловно, запрещенными должны остаться сильнодействующие стимуляторы, представляющие угрозу для жизни спортсмена, опасные гормональные препараты. Особо жестким контроль должен остаться в юношеском спорте. Но в целом, считаю, существующий список должен быть в ближайшее время серьезно пересмотрен. А кроме того, необходимо ввести более щадящую и избирательную шкалу санкций за нарушения.