ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР В ЛИНАРЕСЕ |
НИЧЕЙНЫЙ ЛЕД ТРОНУЛСЯ!
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Линареса |
НА РАДОСТЬ СЕНЬОРУ РЕНТЕРО
В 4-м туре "Линареса"-2001 ничейный лед наконец-то тронулся! И тут же стало заметно, как повеселел отец-основатель и многолетний директор, а ныне почетный гость турнира Луис Рентеро, непримиримый враг ничьих. Во время тура вместе с алькальдом Линареса Хуаном Фернандесом Гутьерресом и какими-то высокими гостями из правительства Андалусии он заглянул к нам в пресс-центр, явно пребывая в хорошем расположении духа. До этого, кстати, на вопрос, что он думает о 9 ничейных партиях в первых трех турах, Рентеро ответил коротко и значительно: "При мне такое, конечно, было невозможно!" И, как встарь, хлопнул меня по плечу.
Две победные партии тура разительно отличаются друг от друга. Во встрече Александра Грищука и Гарри Каспарова была полная драматизма борьба, и только грубый зевок новобранца "Линареса" в сильнейшем цейтноте помешал ему завершить поединок лучше. Алексей Широв свое поражение от Юдит Полгар объяснил резким спадом формы. Со стороны действительно показалось, что у Алексея произошло какое-то короткое замыкание: начав черными жертвовать материал, он не смог остановиться и в итоге отдал слишком много. Полгар оставалось только собирать нежданные плоды незрелой атаки Широва, который в предварительных расчетах проглядел несложную защиту соперницы, в чем и признался мне после тура.
Третья партия завершилась вничью. Профессор Анатолий Евгеньевич Карпов принимал кандидатский минимум по одному из своих "фирменных начал", новоиндийской защите, у молодого венгерского аспиранта Петера Леко. Защита состоялась. Карпов заодно проверил Леко и по разделу "ладейный эндшпиль", который у того прежде явно хромал, и проставил венгерскому гроссмейстеру зачет.
Ну, а теперь подробности. И начнем, конечно же, с центральной партии тура: первой встречи юного москвича Грищука с сильнейшим игроком мира последних 15 лет Каспаровым.
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ
Вначале небольшое отступление - впрочем, имеющее непосредственное отношение к сути предмета. Из Москвы в Линарес мы добирались в одной компании с Грищуком и его тренером Анатолием Быховским. И уже в Мадриде, где, порядком подустав, мы ждали электричку на Линарес, я спросил у юного гроссмейстера: что он думает о предстоящем дебюте в самом знаменитом шахматном турнире? Грищук на вопрос ответил нарочито равнодушно и с легкой иронией: дескать, рад, конечно, что пригласили в такой турнир, но сказать, что безумно счастлив, не могу. Турнир-то носит явный "рекламный характер": один молодой, один ветеран, одна девушка... Как рассчитывает сыграть в своем первом в жизни супертурнире? Ни на этот вопрос, ни на просьбу предсказать победителя Грищук отвечать не захотел.
Зато Быховский, с улыбкой слушая ученика, взял было слово: "Когда Саше было 11 лет, он мечтал сыграть с Каспаровым..." И тут же осекся под взглядом в упор Грищука. Потом закашлялся и с нарочитым смехом стал повторять: "Шучу, шучу, шучу..." Хотя я-то понял: не шутит. А почему, собственно, молодой человек так стесняется давней детской мечты сыграть с чемпионом мира? Когда Грищуку было 11, Каспаров ведь уже был чемпионом.
Открою маленькую тайну. Приглашение Грищука в турнир состоялось не без участия Каспарова. Когда в Линаресе отказался играть Вишванатан Ананд, организаторы поинтересовались у Гарри: кого бы он рекомендовал включить в состав вместо чемпиона мира ФИДЕ? И добавили, что председатель оргкомитета хотел бы пригласить Юдит Полгар. Ответ Каспарова: "Если хотите, чтобы турнир был интересным, пригласите Грищука!" В итоге (помимо Ананда, отказался от участия и Владимир Крамник) в Линарес попали и Полгар, и Грищук.
Так Каспаров, как в свое время и Крамнику, составил протекцию еще одному молодому шахматисту. Интересно, чем это кончится для самого Каспарова? Молодые-то растут.
...По окончании партии я спросил у Каспарова, что он думает о юном московском гроссмейстере. И услышал:
- Его ждет большое будущее.
Партия получилась очень интересной. Решающую роль сыграл цейтнот Грищука, ставший следствием упущений в подготовке. Рассчитывая на то, что Каспаров позволит ему применить его излюбленную "английскую атаку", дававшую до сих пор Грищуку чуть ли не стопроцентный результат, Александр не слишком уверенно отреагировал на еле заметную перестановку ходов Каспарова: сначала ферзь черных вышел на b6, потом вернулся на с7. В этой редакции "английский выпад" g2 - g4 выглядел несколько преждевременным. Как рассказал Каспаров во время их совместного с Грищуком анализа партии, его тренер гроссмейстер Юрий Дохоян накануне остроумно заметил: "Лучшим ходом в позиции после 16-го хода черных для белых был бы ход 16. g4 - g3" Но не даром говорят "пешки назад не ходят". И тренер Грищука Быховский во время партии не раз подчеркивал эту же мысль: "Если бы у белых пешка "g" стояла на месте, у них все было бы в порядке..." В итоге неизлечимые бреши на полях f4 и h3, возникшие после резвого марша белой пешки "g" в начале партии, погубили их в конце поединка. Но даже с этими "дырами" в камзоле юный мушкетер мог не проиграть дуэль, будь у него побольше времени. Растратив его на поиски правильной расстановки фигур, Грищук в самый ответственный момент попросту зевнул промежуточный шах 24... Кh3.
Как сказал Каспаров, до этого игра его соперника была безупречной и позиция все время колебалась вокруг динамического равновесия, но после грубой ошибки на 24-м ходу партия белых была проиграна. По мнению 13-го чемпиона мира, равновесие сохраняло 24. Ла5, в этом случае белым пришлось бы жертвовать качество, но образовавшиеся проходные "b" и "с" компенсировали некоторый материальный урон.
КАСПАРОВ:
- Эту позицию мы с Юрой Дохояном смотрели в прошлом году в Сараево, когда готовились к партии с Мовсесяном. Вчера ночью мы ее посмотрели еще раз. Дошли в анализе до ходов белых 15. Се2 и 16. Cd4, машина показала правильный ответ черных: 16... Cd6. После чего я сказал: все, пора спать, уже поздно... Дальше как-нибудь разберусь за доской. Я видел, что позиция получается очень сложная: белые отдали все поля на королевском фланге, а черные - на ферзевом, вдобавок мой слон на b7 не может вступить в игру. Думаю, примерное равенство. Но 24. Се5 - грубая ошибка. А после очень сильного хода черных 26... Kg5 у белых все зависает, и позиция рушится.
Все вышесказанное вместе с вашим корреспондентом слышал и Грищук. Думаю, ему была полезна фраза: "Машина указала правильное 16... Cd6". Мне кажется, если бы машина Грищука перед партией ему тоже что-то "указала", он не потратил бы все время на то, что можно было найти до игры. И тогда бы не зевнул ход 24... Kh3.
Бесценный опыт: в 17 лет совместный анализ только что проведенной партии с тем, с кем мечтал сыграть, когда тебе было 11. Встреча первая, но ведь не последняя!
ШИРОВ ВИДИТ ТО, ЧЕГО НЕ ВИДЯТ ДРУГИЕ. И НАОБОРОТ
Партия между Полгар и Шировым до 15-го хода повторяла партию Широв - Каспаров из "Линареса"-99. Тогда, правда, Широв играл белыми, но не такая уж редкость, когда игрок его уровня отлично играет вариант за оба цвета (пример: Каспаров блестяще играет вариант "сицилианки" с 6. Се3 и за белых, и за черных).
Надо отдать должное Полгар (в этом турнире она и с Каспаровым проделала то же самое): венгерская шахматистка смело идет на такие рискованные продолжения, на которые не решаются даже более авторитетные мужчины. Ведь, оставив короля в центре, она в любой момент могла попасть под разгромную атаку после программного прорыва в центре е5 - е4. Да и выигрыш пешки "b", на который она пошла, выглядел со стороны очень рискованным. Да, вероятно, и был таковым, так как продолжений атаки у черных было много. Например, вместо 19... Фс7 гроссмейстер Любоевич предлагал 19... Фа7.То, что проделал в реальной партии Широв, со стороны смахивало на шахматное самоубийство. Вот как сам он это объясняет.
ШИРОВ:
- Видимо, спортивная форма плоха, раз ход с2 - с3, который видели все, я просто не вижу. Во-первых, я мог повторить позицию, сыграв 22... Сh6, а во-вторых, там могли быть и другие возможности. Трудно сказать, было бы лучше или нет, но то что не хуже - это сто процентов!
В АНАЛИЗЕ КАРПОВ "ЧЕРЕЗ РАЗ" ВЫИГРЫВАЛ У ЛЕКО
На фоне острых сицилианских поединков несколько старомодно выглядела новоиндийская защита в трактовке Карпова и Леко. 12-й чемпион мира играл ее столько раз, что мог бы написать монографию, где весь учебный раздел состоял бы только из его собственных партий. Наверное, штук сто набралось бы.
Ничто, впрочем, не ново под луной. В этой партии Карпов получил небольшой, но стойкий перевес. Распространено мнение, что он любит играть такие позиции. Думаю, однако, что Анатолий Евгеньевич не возражал бы получить и что-нибудь посущественнее. Но для этого, извините, надо больше работать и играть, а это для прославленного шахматиста, обремененного кучей других дел, все сложнее и сложнее. Турнир в Линаресе - лишь отдушина от постоянной московской суеты. И поэтому Карпову приходится играть, в сущности, на старом теоретическом багаже. Для ничьих пока хватает. Или хватало? Эту оговорку делаю потому, что в 5-м туре ожидается встреча с Каспаровым. Там на старом багаже уехать будет непросто...
Итак, небольшой, но стойкий перевес в дебюте превратился в устойчивый перевес в ладейном эндшпиле. Но для победы его оказалось мало. Когда анализировали партию, Леко постоянно проигрывал. Но победа в анализе очков в таблицу не приносит.
4-й тур. Полгар - Широв - 1:0. Грищук - Каспаров - 0:1. Ничья: Карпов - Леко.
После четырех туров: Гарри Каспаров (Россия) и Юдит Полгар - по 2,5 очка; Петер Леко (оба - Венгрия), Анатолий Карпов - по 2; Александр Грищук (оба - Россия) и Алексей Широв (Испания) - по 1,5.