Газета Спорт-Экспресс № 77 (2570) от 6 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 апреля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 4-й тур

АНЖИ - ДИНАМО

В принципиальном поединке четвертого тура в Нальчике между "Анжи" и "Динамо" одному из самых молодых и перспективных форвардов российского чемпионата динамовцу Спартаку Гогниеву будет противостоять опытнейший вратарь махачкалинцев Александр Жидков, поигравший еще в советские времена.

Александр ЖИДКОВ

НЕ ЖАЛЕЮ, ЧТО ПЕРЕСЕЛИЛСЯ В МАХАЧКАЛУ

Говоришь с голкипером "Анжи" Александром Жидковым и словно возвращаешься в тот футбол, советский. Дань ностальгии. Но когда мы сидели с ним на базе в Махачкале, он словно заклинание повторял: "35 лет, 35 лет... Год осталось играть? Или два? А дальше - что?!" Ему, как Александру Бородюку, пока никто не предложил место второго тренера.

ИНТЕРНАТ

- Говорят, до сих пор ребята в ростовском интернате работают на том поле, на котором мы страдали, - рассказывает Жидков. - Плацем его называли. Ни единой травинки - бетонка и песок. И вышли оттуда в моем поколении - Хидиятуллин, Назаренко, Галайба, Паровин, Осипян, Гогричиани, Бондарук, Ковтун... Самым одаренным Алексей Еременко считался, до "Спартака" дошел, а сейчас в Финляндии доигрывает. Мы со Стасом Руденко конкурировали - засыпем штрафную песком, чтоб не так больно падать, и летаем по "девяткам". Дождаться не могли, когда кто-то домой в Азов или Таганрог съездит - домашней еды привезет. По шесть человек в комнате жили - весело! Мечтал остаться в Ростове, но жизнь иначе распорядилась.

"НЕФТЧИ"

- Пригласили в дубль ростовского СКА, пошел. Быстро понял, что никто с поступлением в институт мне помогать не собирается. Тут пригласили на игру в Волгодонск - "Атоммаш" против "Спартака" Орджоникидзе. Съездил, отыграл - да там и остался. 160 рублей ставка, сорок - за победу, да еще и сантехником числился на заводе "Атоммаш" - доплата приличная. Оттуда в сборную России вызвали на Спартакиаду, а после нее и в "Торпедо" звали, и в ЦСКА, и в Баку... Валентин Козьмич Иванов меня в "Торпедо", начиная с 8-го класса, тянул: "Давай, переезжай в Москву, закончишь школу, будешь в дубле, хорошая ставка..." Отказался - он Подшивалова пригласил. Ошибся я, конечно. Надо было идти. Жил бы сейчас на Автозаводской улице, а не в Махачкале. А тогда в Баку подался. Сбежал из "Атоммаша", ни с кем не попрощавшись. Прикинул, что Крамаренко вот-вот сойдет, 38 лет, а тут я - всегда готовый. Как-то съездил с "молодежкой" в Тулон, возвращаюсь, а "Нефтчи" к выезду в Киев готовится. Крамаренко сам решил не играть. Туаев, тренер, меня вызывает: "Надо ж когда-то начинать, правильно?" Может, отвечаю, лучше дома, и не против Киева? "Нет, надо!" Получили - 0:5. Потом - 0:4 от Харькова, 0:3 в Тбилиси. Ничего, обстрелялся... Еще случай - от Федора Черенкова два пенальти в одном матче выловил, но все равно проиграли. В следующем туре уже от Михайличенко пенальти беру, и снова проигрываем. А в другой игре против Киева чуть Протасова не убил, на перехват выходя. Меня потом на КДК честили - Шумахером называли. После встретились в киевской столовой, за один стол нас усадили. "Олег, не обижаешься?" - "Это футбол!" Единственное, что в Баку меня тогда держало, - институт. Мама говорила: "Я неграмотная, а тебе, сынок, надо учиться". В медицинский поступил, на санитарный факультет. С футболом закончу - пойду на рынок, курам печати ставить. Как анатомию сдавал - тысяча и одна ночь!

КИЕВ

- К Лобановскому переходил с условием, что дадут институт закончить. "Вопросов нет..."А тут турне - Германия - Америка. Почти месяц. Ректор говорит: уедешь - отчислим. Я к Лобановскому, тот: "В футбол будешь играть или учиться?" Я закипел: "Учусь!" На тренировки ходить перестал, за учебники засел. Пузач звонит: "Что случилось?!" - "Сессию сдаю". Вызвал меня Лобановский. Сдавай, говорит, потом вернешься. Характер на характер пошло - и моя взяла. А в Киев я влюбился - зелень, каштаны... С Пашей Яковенко в одной комнате поселили. В Италию меня как-то Лобановский в составе сборной СССР взял - третьим вратарем. Тут-то я и понял, что Дасаев с Чановым сойдут, а я вроде как третий вратарь страны. Все классно шло до киевского матча со "Спартаком". Проиграли, ошибся я - Пасулько с Родионовым своими голами, выходит, на лавку меня усадили... Недавно с Родионовым тот матч вспоминали. И за дубль мне Лобановский играть не давал, и за основу. Заявление об уходе приношу - Васильич не подписывает. Хорошо, говорит, пишешь. Киевские годы - вычеркнутое из карьеры время. Хотя, если честно, Чанов посильнее меня был. Потом великое поколение во главе с Лобановским разъехалось, и я остался вроде как единственным и незаменимым. Дома "Барселоне" проигрываем со счетом 2:3 - Бакеро, Стоичков и Лаудруп мне забили. Зато на "Ноу Камп" в ответной игре здорово отстоял - 1:1. Возвращаемся - Пузач меня на лавку усаживает. А накануне игры с ЦСКА сын руку повредил, и я домой срочно уехал с базы, Пузач о том узнал и отчислил.

Поехал в Полтаву с приятелем - автокатастрофа. Ничего от моего "Мерседеса" не осталось, мотор да крыша, а сам легким сотрясением отделался. С тех пор за руль стараюсь не браться, хоть столько лет прошло.

АВСТРИЯ

- В 92-м уехал в Австрию. До этого, правда, в "Спартаке" на просмотре побывал. Сравнил с Киевом. Понял, что в Москве к футболистам, которые на сходе, относятся более доброжелательно. Любимым выражением Валерия Васильевича было "отработанный материал".

Приехал в "Медлинг". Думал, недельку спокойно потренируемся, а тренер говорит: "Час тебя проверяем и контракт подписываем!" Я удивился, но подписали. Первые полгода все здорово было, а потом с Андреем Калайчевым из отпуска возвращаемся и видим на тренировке нового вратаря и защитника. В клубе говорят: "У нашего президента и вашего менеджера конфликт, будет суд..." В итоге получил я неустойку за полгода. Что делать? Возвращаться в Киев к пустым прилавкам? Ребенку три года! Решили с женой, что полгода в Австрии буду тренироваться с юношами. Потом через Киев поступило предложение - Израиль.

ИЗРАИЛЬ

- До сих пор понять не могу, кому я был нужен, полгода не игравший - месяц, что провел в винницкой "Ниве", не считаю. Приехал, словом, в "Цафририм". Странно, думаю, - после Чанова, Уварова, вратарей сборной, берут на тех же условиях Жидкова. Правда, контракт так составили, что через месяц можно прервать. Но первый сезон я так отыграл, что сразу трехлетнее соглашение предложили. Приз получил от федерации футбола как голкипер номер один лиги. При живых Уварове и Гинзбурге! Потом тренер пришел, младше меня на два года, и сделал все, чтобы меня убрать. Жаль, я в Израиле под 70 тысяч долларов в год получал, больше - только звезды из местных.

"АНЖИ"

- Три месяца сам искал в России команду. Друзьям звонил, знакомым... Забыли меня. Бескову даже звонил! Из Баку весть приходит: "Есть вариант с Махачкалой. Поедешь?" Не помню, сколько лет назад в олимпийской сборной у Гаджиева с Сальковым играл, но поехал. Теперь не жалею.

Юрий ГОЛЫШАК

Махачкала - Москва