ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2001 |
На предстоящем чемпионате мира в Германии Владимир Юрзинов будет консультантом тренерского штаба сборной России. В той же роли он выступал в 1993 году - тоже в Германии и тоже в команде, возглавляемой Борисом Михайловым. Тогда мы выиграли золотые медали. Первые и пока последние в истории российского хоккея.
Владимир ЮРЗИНОВ
ЗНАЮ, ЧЕГО ЖДУТ ОТ МЕНЯ
В ГЕРМАНИИ КОЛЛЕГИ
ЗАПАСУСЬ РУЧКАМИ И БЛОКНОТАМИ
- Понятие "консультант" может означать в России все, что угодно, - от "свадебного генерала" до "серого кардинала". А как вы расцениваете предложенную должность?
- Это не должность, это особая работа. Выполнять ее я буду не впервые, поэтому мне ясно, что необходимо делать и чего ждут от меня коллеги. Начало нашему сотрудничеству было положено в 1993 году. В ставшей тогда "золотой" сборной России было два моих воспитанника - Титов и Смирнов. Сейчас ситуация несколько иная, но принципы нашей общей работы остаются прежними.
- Возьмете ли вы с собой в Германию коньки?
- То есть буду ли я проводить тренировки? Нет, это дело тренеров. А мне придется запастись блокнотами и ручками. Я буду еще одной головой сборной - надеюсь, не самой плохой, и еще одной парой глаз - надеюсь, достаточно зорких. Не собираюсь я и подходить во время матчей к скамейке запасных - там вотчина Бориса Михайлова и его помощников. Свою задачу вижу прежде всего в анализе игры нашей команды и соперников. Общую стратегию и концепцию выработает Михайлов, и я готов помогать ему во всем. Если он попросит съездить и посмотреть кого-либо из потенциальных соперников, то поеду, посмотрю, проанализирую и изложу свои соображения тренерскому штабу.
- Насколько хорошо, кстати, вы знакомы с Михайловым?
- С Михайловым, как известно, мы вместе работали в 1993 году. Владимир Крикунов играл под моим руководством в рижском "Динамо", а Валерий Белоусов - в сборной СССР. Хорошие, серьезные люди, каждый из них сейчас - сложившийся тренер со своей концепцией, навыками, умением ставить игру. Совместные усилия таких специалистов должны принести достойные плоды.
ВПЕРВЫЕ УВИЖУ КОМАНДУ В ПРАГЕ
- А нет ли у вас каких-то расхождений теоретического или практического свойства с руководством сборной?
- Результат наших расхождений, например, с Михайловым, был наглядно продемонстрирован 8 лет назад. А если серьезно, то все мы люди, конечно, разные, с разными опытом, взглядами на современный хоккей, концепциями построения игры. Иначе и не может быть. Но каждый тренер, приходя в национальную команду, прекрасно понимает, что ни о каких личных амбициях речи быть не может. Все подводится под общий знаменатель краткого по времени, но весьма значимого мероприятия - чемпионата мира. Исходя из этого и работаем.
- А со сборной уже встречались?
- Впервые увижу ее в Праге на товарищеском матче. Формирование команды, ее подготовка на сборах - дело тренерского штаба. Моя же роль, повторяю, весьма деликатна.
- Вы будете вносить какие-то кадровые предложения - хотя бы касающиеся хоккеистов, играющих в Европе?
- Я считаю вполне целесообразным иметь в сборной человека, который бы следил за нашими европейскими легионерами. И сам мог бы этим заняться, но такой вопрос пока не возникал. Поэтому никого рекомендовать не стану. Информации недостаточно.
В 98-м УШЕЛ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
- Прошлогодний питерский провал как-то повлиял на ваше решение вновь поработать в сборной?
- Ничего, кроме душевной боли, итог того чемпионата мира вызвать не мог. Надо постараться полностью отрешиться от случившегося год назад и продолжать работать, чтобы вернуть утраченные позиции. Сам я сделаю для этого все, что в моих силах.
- После питерского фиаско среди болельщиков и специалистов стали поговаривать, что, дескать, Юрзинов - единственный в России тренер, которому удалось "построить" и объединить наших НХЛовских звезд. Имелась в виду зимняя Олимпиада-98 в Нагано.
- Я не считаю тех, кто играет за океаном, людьми, которых непременно надо "строить". Другое дело объединить в какой-то мере. Но на Юрзинове свет клином не сошелся. В России достаточно опытных и квалифицированных тренеров.
- Велись ли с вами разговоры об Олимпиаде-2002?
- Отвечу в американском стиле: без комментариев.
- Известно, что во время своей забастовки Алексей Яшин много времени провел в вашем клубе. Да и другие хоккеисты в межсезонье частенько собираются "под крылом" Юрзинова...
- Я до сих пор поддерживаю связь со многими своими воспитанниками. Когда им нужна моя помощь, я стараюсь не отказывать. Бывает, сам приезжаю к ребятам, бывает, они ко мне. Пока мои ученики видят в этом необходимость, я к их услугам.
- После Олимпиады в Нагано и чемпионата мира-98 вы покинули национальную команду. Существует много версий вашей отставки. А как было на самом деле?
- Здесь нет никакой тайны. В тот момент я был связан действующим контрактом с финским клубом ТПС, который не собирался бросать. А в сборной работал, скажем так, на общественных началах. Никаких конфликтов с ФХР у меня не было. Ушел по собственному желанию. Отчасти и потому, что мне следовало немного подумать о будущем.
ХОККЕЙ НА ОЛИМПИАДЕ
ДОЛЖЕН ЗАТМИТЬ САМУ ОЛИМПИАДУ
- Недавно тренеры ведущих сборных назвали восьмерки кандидатов на участие в Олимпийских играх 2002 года. В России к этому относятся, как к элементу рекламного шоу. А каково ваше мнение на сей счет?
- Считаю это лишним свидетельством того, насколько серьезно теперь относятся к Олимпиаде две страны, для которых она прежде была второразрядным мероприятием - США и Канада. Для них результат в Солт-Лейк-Сити - дело национальной чести. Соответственно, и подход к делу особый. Шутка ли - Игры-2002 ставятся чуть ли не выше Кубка Стэнли! Не удивлюсь, если хоккейный турнир в Солт-Лейк-Сити затмит саму Олимпиаду. О других зимних видах спорта, вместе взятых, не сказано и не написано и десятой доли того, что сказано и написано о хоккее. Как бы нам не опоздать...
Всеволод КУКУШКИН, Максим ЛЕБЕДЕВ