ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 1/4 финала |
ШВЕЦИЯ - РОССИЯ - 4:3 |
Виктор ТИХОНОВ
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ МЫ ИГРАЛИ БЛЕСТЯЩЕ. А ВОТ ПОТОМ...
Игорь РАБИНЕР |
из Кельна |
Виктора Тихонова по-прежнему чтит весь мир. Для того чтобы понять это, было достаточно увидеть длиннющую очередь за автографами великого тренера, выстроившуюся в четверг вечером - после окончания матча наших со шведами - на "Кельн-Арене". А ведь последний чемпионат мира, на котором сборной руководил Тихонов, состоялся в далеком 1992 году.
Очередь все прибывала, и я подумал, что это зримое доказательство того, каким великим был раньше наш хоккей. Горечь восьмой неудачи подряд от этого становилась совсем невыносимой...
- Очень обидно проигрывать такой матч, - признался Тихонов. - Победа была в наших руках: Михайлов выбрал правильную сверхактивную тактику, команда фантастически провела первый период и должна была забрасывать 5 - 6 шайб. Но мы свои шансы не использовали, и шведам удалось выравнять игру. А затем произошли два момента, которые я считаю ключевыми.
Конечно, с тренерской скамейки ситуация могла видеться по-другому, но для нас с Борисом Майоровым очевидно: переходить на игру в три звена стоило не в овертайме, а с начала третьего периода. При счете 3:2 на лед должны были выходить лучшие. Те, кто действительно мог поставить победную точку.
Вторым переломным моментом мне видится 4-минутное удаление шведского хоккеиста в третьем периоде. За это время мы ни разу не бросили по воротам! А ведь можно было так нагрузить оборону соперника, что даже если бы она не ошибалась в эти минуты, впоследствии ее усталость непременно сказалась бы. Однако никакой остроты мы не создали, шведы смогли перевести дух и вскоре сравняли счет.
Ну а исход овертайма - это всегда дело случая. К тому же наша сборная изменила стартовой, очень активной, тактике и прижалась к своим воротам...
- Это был матч двух равных команд?
- Несмотря на поражение, убежден, что найти сильнее. Столь безоговорочного преимущества, как в первом периоде, не приходилось видеть уже давно.
- Как оцениваете вклад в игру команды хоккеистов из российской суперлиги и из НХЛ?
- Искусственно делить сборную на эти категории нельзя, но очевидно, что игроки из российского первенства выглядели не хуже, чем легионеры, - из тех выделялся, пожалуй, только Твердовский. Не так, как раньше, играл Королюк, не шло дело у Вишневского. Что же касается Яшина, то он, видимо, находится в не очень хорошей форме - это было видно по объему катания и скорости движения. Алексей по-прежнему хорош в борьбе у бортов, но в созидании он выглядел не так ярко, как обычно.
- Как оцениваете игру Соколова?
- Он не раз выручал команду, и претензий к нему быть не может. Вообще они с Сало действовали на одинаково высоком уровне и позволяли своим полевым игрокам чувствовать уверенность в тылах.
- Россия вновь осталась без медалей чемпионата мира, восьмой год подряд. Что, по-вашему, происходит с нашим хоккеем?
- Обратите внимание: сейчас мы не превосходим другие команды в катании и технике, что всегда было нашей визитной карточкой. А значит, претензии должны предъявляться нам, тренерам, которые стали хуже работать. И в командах мастеров, и в детско-юношеских школах. Россия вернется на вершину только в том случае, если удастся поднять детский хоккей. С моей точки зрения, это задача не спонсоров, а государства.
Уезжать за океан талантливые игроки будут всегда, а потому для того, чтобы наш национальный чемпионат оставался сильным (без этого сборная никогда не выйдет на лидирующие позиции в мировом хоккее), детские тренеры должны готовить в полтора раза больше игроков хорошего класса, чем раньше. В той же Москве построили много новых катков, но на них некому работать. Бывшие игроки команд мастеров, на каком бы уровне они раньше ни выступали, не представляют себе особенностей детской психологии и физиологии. Получается, что цепочка подготовки хоккеистов обрывается в самом начале... И если все останется без изменений, мы будем спотыкаться вновь и вновь.
Словом, нужна продуманная государственная программа помощи детскому хоккею, с чем, кстати, согласен президент России Владимир Путин, с которым я трижды встречался. Настала пора всем нам поработать над созданием такой программы.
Репортаж специальных корреспондентов "СЭ" |