ФУТБОЛ |
ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА |
ВСТРЯСКА ДЛЯ "ДИНАМО"
Перед сегодняшним матчем девятого тура со "Спартаком" московское "Динамо" отстает от него на одиннадцать очков - и стоит в турнирной таблице на десять ступенек ниже. При том, что и спартаковцы не первые.
В старые времена, предвкушая противостояние "Спартака" и "Динамо", никто бы в такие подробности и не вникал. Я помню, как в первые послевоенные сезоны "Спартак" и в набранных очках мог безнадежно отставать, и проигрывать с треском, но дерби двух московских команд (хотя в пору гонения на космополитов и слова такого не решались произнести) отвечало всем эстетическим требования - и аншлаг на трибунах сам собою подразумевался.
Победу "Динамо" над "Спартаком" в ближайшую субботу воспримут как сенсацию, не иначе. "Спартак" же и за ничью станут клевать - опять споткнулся...
Если согласиться с мыслью, что драматургия начинается с непорядка, то у пьесы нынешнего турнира есть начало: "Спартак" потерял своего исторического соперника, и экологическое равновесие в футболе нарушено. Только боюсь, что случилось это намного раньше...
Еще у Рязанова в фильме про вокзал для двоих проскользнула реплика, в которой персонаж Никиты Михалкова упрекает подругу за эротическую непоследовательность, добавляя к ходовому выражению "Динамо" (в смысле крутить) географическое уточнение - Москва. И тем самым выводя разговор в плоскость обобщений, понятных футбольному болельщику. Текст, вероятнее всего, сымпровизирован не чуждым футболу артистом, не удержавшимся от намека...
В пору той же борьбы с космополитами на Северной трибуне стадиона "Динамо" могли столкнуться шеф карательных органов Абакумов и композитор Шостакович - оба болели за "Динамо". Композитор не связывал обожаемых им Бескова, Трофимова, Карцева с ведомством Абакумова. Однако генерал боготворил тех же игроков, что и Шостакович. И памятен, конечно, акт всеобщей футбольной любви, испытанный нашей страной, когда Синявский рассказал по радио о победе "Динамо" в Англии.
Первые трудности и неприятности динамовцев случились после "дубля" в сезоне тридцать седьмого года. И грозное ведомство помогло подшефному клубу лишь в том, что пригласило из "Металлурга" штатского интеллектуала Бориса Аркадьева, в сущности, именно в "Динамо" начавшегося как великий тренер с масштабными идеями. Сменил его в конце войны знаменитый динамовский игрок Михаил Якушин. При нем - и все главные победы, и тактические новации: расстановка, например, игроков по системе 4х2х4.
И в недрах якушинской команды возник равновеликий ему и Аркадьеву тренер - Бесков. Мне кажется, что главная динамовская драма в том и состоит, что Константин Иванович поработал в родной команде без перерыва короче, чем в "Спартаке", по сей день стоящем на заложенном Бесковым фундаменте.
Был у "Динамо" - опять же исторический, без преувеличения - шанс вернуть осенью девяностого (а не четыре сезона спустя) семидесятилетнего Бескова. Но в тот момент свобода виделась беспределом расхлябанности. Модным стало решать судьбы дела волеизъявлением коллектива. Игроки заартачились - им спокойно работалось тогда с покладистым вторым тренером. И шанс, как и многие тогда и потом шансы, оказался упущенным.
Именитые клубы-земляки уходили в низшую лигу, из которой "Спартак", ЦСКА, да и "Локомотив" поднимались обновленными или закаленными. Раскололось надвое "Торпедо", но азарт реабилитации чувствуется, по-моему, в обеих командах, носящих это название.
Я не желаю "Динамо" покинуть высшую лигу. Да и не дойдет до того. Но какая-то встряска необходима - в наших общих интересах.