Газета Спорт-Экспресс № 128 (2621) от 8 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 июня 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

ЗАХОТЯТ ЛИ БОЛЕЛЬЩИКИ ПОМОЧЬ НЕМОЙ СБОРНОЙ?

Константин КЛЕЩЕВ

В последние дни футболисты сборной России выбрали редкий способ общения через прессу со своими поклонниками: они объявили обет молчания в знак протеста против того, что журналист газеты "Известия" высказал мнение о договорном характере матча между Россией и Югославией. По словам руководителя пресс-службы сборной Александра Львова, перед матчем против Люксембурга в команде состоялось комсомоль.... простите, общее собрание, на котором игроки дружно (?) решили не допускать к себе ни журналиста "Известий", ни остальных, одного с ним поля ягод, его коллег. На бобах остались специальные корреспонденты "СЭ" Александр Просветов и Ефим Шаинский, приехавшие в Люксембург для освещения матча нашей сборной. Чтобы услышать от главного тренера три фразы: "Пишите, что видите. Я говорить не буду. Все, без комментариев", редакция "СЭ" потратила 2,5 тысячи долларов. Считая по-газетному, примерно 250 долларов за слово.

Но обидно не за потраченные деньги. Обидно за игроков, которые, услышав несправедливые (это не только мое мнение) слова в свой адрес, встали в позу брошенной любовником барышни: "Все мужики - сволочи". Обидно за Романцева, который за несколько дней до этого приезжал к нам в редакцию, где в течение двух часов беседовал с журналистами отдела футбола. И в нашем разговоре не было запретных тем! Обидно за поклонников сборной, которые вправе были услышать от игроков, что они думают по поводу "договора" с югославами и предстоящей встречи с Люксембургом. Молчание - не лучший способ выразить свою позицию.

История, конечно, знает случаи, когда футболисты клубов и сборных принимали обет молчания. Обычно это случалось перед важнейшими матчами, когда от игроков требовалась предельная концентрация. В такие дни даже для близких родственников закрывались двери тренировочных баз, мобильные телефоны сдавались в кладовку, а телевизоры было запрещено включать после 23.00. Случались и обиды на журналистов. Так, Эме Жаке даже в минуты триумфа в 1998 году не простил главного редактора L'Equipe Жepомa Бюро, в течение нескольких лет утверждавшего (иногда даже в некорректной форме), что с таким главным тренером сборная Франции никогда ничего не выиграет. Бюро потом еще извинялся перед Жаке по телевидению на всю страну. Это, однако, не помешало другому журналисту L'Equipe написать совместно с Жаке автобиографическую книгу.

"Пишите, что видите", - сказал Романцев. Что ж, последую его совету, пусть и не мне данному.

А увидели мы в среду в Люксембурге посредственную команду, не знающую, что делать с соперником, чей уровень соответствует в лучшем случае уровню команды нижней части таблицы чемпионата России в первом дивизионе. Увидели примитивный розыгрыш, безадресные навесы, неумелые удары и болезненную нервозность в минуты после того, как соперник сравнял счет. Может быть, кто-то все-таки должен дать нам объяснения, почему команда, почти завоевавшая путевку в финал чемпионата мира, временами выглядела беспомощно? Настоящий профессионал - игрок или тренер - обязан ВСЕГДА быть в контакте со своими болельщиками. А контакт этот возможен только через журналистов, какими бы плохими они ни были и какие бы спорные или обидные мнения ни высказывали. Каждому герою нужен свой поэт, говорили древние и были правы.

Или, может быть, наша сборная уже не нуждается в поддержке, подобной той, что была ей оказана 2 июня на матче против Югославии? Или кто-то сказал, что 6 октября в Москве во встрече со швейцарцами уже ничего не будет решаться?

Несколько лет назад один из игроков сборной России, с которым мы беседовали, пожаловался, что устал от интервью. На это я в шутку заметил, что ему тогда лучше пойти на завод к станку, где отработал с 8 до 17 и никто не пристает. Мой собеседник улыбнулся, после чего мы с ним довольно долго разговаривали. Сегодня он молчит, как и остальные.

У меня нет сомнений в том, что сборная пробьется в финал чемпионата мира (см. исследование отдела футбола "СЭ"). В матче против Люксембурга она победила (это главное) и сделала тем самым очередной шаг на Восток. Призовой миллион футболисты тоже как-нибудь поделят. Но в отношениях между сборной и журналистами (читай, с болельщиками) не должно быть антагонизма. Это важнее всего. А кому из моих коллег давать или не давать интервью, пусть будет личным делом каждого: обет молчания - не лучший способ выражения протеста.

Другие материалы - стр. 2-3