ФУТБОЛ |
ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1. ЛЮКСЕМБУРГ - РОССИЯ - 1:2 |
ЭКСПЕРТИЗА Юрия ИВАНОВА |
КЛЕРКИ НАМ НЕ КОНКУРЕНТЫ!
Некогда разорвавший патриархальную тишину Васюков вопль тамошних шахматистов "Любителей бьют!" должен был раздаться над зеленым газоном стадиона "Жози Бартель" по самым скромным прикидкам примерно в конце первого тайма. Но время шло, а российские профи - вопреки чаяниям заждавшихся от них яркой игры болельщиков - никак не могли воплотить в жизнь плодотворную дебютную идею гроссмейстера Олега Романцева - создать задел прочности уже на старте. Мяч, словно заколдованный, уворачивался от ворот сборной почтальонов, медицинских работников, клерков, представляющих в отборочном турнире чемпионата планеты карликовое государство, хотя и пыталась поймать его в свои сети "рамка" отнюдь не лилипутских размеров.
Взломать предложенную хозяевами "защиту Поля Филипа", основной принцип которой - одиннадцать сзади, а впереди как получится, - россиянам за все это время удалось лишь однажды. Удалось, когда они вдруг сподобились на комбинацию, предлагаемую буквально всеми самоучителями футбольной игры в качестве панацеи от сверхнасыщенной обороны - организовали проход по краю до лицевой линии и резкий пас вдоль ворот (Хохлов), после которого Аленичеву ничего иного не оставалось, как подставить ногу.
Озарение продлилось недолго, и все остальное время наши парни действовали так, будто соответствующий урок в школе мастеров финта и подката прогуляли. Нет, фланги они не игнорировали: мяч с завидным постоянством доставлялся на эти участки поля. Однако Карпин с Аленичевым, чаще других оказывавшиеся рядом с бровкой, предпочитали не утруждать себя обводками с прострелами, а ограничивались легко читаемыми навесами, ни один из которых, увы, не закончился прицельным ударом. "Карликовые" защитники на фоне наших выглядели Гулливерами и за редким исключением воздушные дуэли выигрывали.
В том же самоучителе, кстати, описывается еще один способ борьбы с мощными укреплениями соперника - удары с дальних дистанций. Но и с ними, как ни печально, у россиян не сложилось. Потенциально способный пробить Никифоров, если и представлял опасность, то лишь для воробьев и иных пернатых Великого Герцогства, а у Мостового - безусловно самого активного и полезного игрока матча - мяч в ворота не шел, хотя направлял его туда полузащитник "Сельты" весьма умело и коварно.
Разбирать действия других футболистов, очевидно, смысла нет. Всем им хозяева предоставили полную свободу, и каждый распоряжался этим бесценным даром по своему усмотрению. Смертин и Ковтун в меру собственных возможностей помогали нагнетать давление на ворота. Причем первый предпочитал делать это, вклиниваясь в люксембургскую массовку по центру, а второй - посылая мяч на одиннадцатиметровую отметку. Может, на очередную срезку рассчитывал?
Онопко, видимо, пытаясь реабилитироваться за соображенный на двоих с Ковтуном гол (вторая попытка капитана взбодрить скучавшего от безделья Нигматуллина сорвалась - форварду хозяев скорости и техники не хватило), ходил на все угловые и штрафные. А хавбеки, подолгу определяя вектора передач, как правило, находили не самое лучшее продолжение комбинаций. В отсутствии работоспособности, правда, язык не поворачивается их упрекнуть. Привычно активным и заряженным на удар выглядел Хохлов, много работал Аленичев. Вот только Титов в который уж раз был незаметен: мы все-таки привыкли видеть спартаковского капитана иным. Бесспорно, оживили игру вышедшие на замену Попов с Семаком (Федьков потерялся), но, попылив поначалу, они подчинились общему рисунку - включились в "квадрат" на держание мяча, который, кстати, никто и не пытался отнимать: люксембуржцев, забивших гол не кому-нибудь, а лидеру группы, счет вполне устраивал.
Как, естественно, и нашу команду. Лозунг - главное результат, а остальное приложится - российская команда вновь и успешно осуществила, с чем ее и остается поздравить. Что касается содержания игры на "Жози Бартель", то, может, отечественный болельщик и впрямь слишком требователен? В конце концов дело сделано, затратили футболисты на победу ровно столько сил, сколько было нужно - ни калорией больше, и осуждать их за подобную экономию глупо: чего жилы-то рвать! Хотелось бы всем нам, конечно, увидеть в постановке Олега Романцева эдакий водевильчик, где одна сторона водит за нос другую, куражась над ней и блистая остроумием, благо обстоятельства к тому располагали. Но, видно, время, считает режиссер, не пришло. В Корее с Японией он нас этим порадует.