ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 13-й тур |
"СПАРТАК" ИГРАЛ ЕЩЕ НЕ ПО-ЧЕМПИОНСКИ,
НО УЖЕ СИМПАТИЧНО
АНЖИ - СПАРТАК - 1:2 |
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Махачкалы |
Поздним субботним вечером бригада корреспондентов "СЭ" ужинала в махачкалинском кафе. Подошла официантка.
- Двое мужчин - только что с футбола - признали в вас московских корреспондентов, хотят побеседовать, - сказал она.
- Да ради Бога, - ответили мы и переглянулись, приготовившись к идеологической обработке. Ошиблись - не данайскими оказались выставленные на стол дары аборигенов.
- Простите в нашем лице весь дагестанский народ, - начал старший из визитеров. - Вы видели, что произошло на трибунах. Но не подумайте, ради Аллаха, что мы заодно с теми, кто позорит республику.
- Да, мы все видели и поразились. Намерены написать об этом.
- Мы собственно за этим и пришли, - продолжили гости. - Напишите и фото опубликуйте. Недоумков все равно найдут: Махачкала - не Москва. Паршивая овца не должна бросать тень на всю отару. Один из нас - тюрк, второй - аварец, были на стадионе и лезгины, лакцы, даргинцы... Все подпишутся под нашими словами. Поверьте, раньше такого не было. Нам стыдно.
Если скажу, что от этих слов взрослых и вовсе не пьяных мужчин к горлу подкатил ком, вряд ли поверите. Дело ваше. Однако без этого ночного разговора тон отчета мог быть совсем иным - раздраженным, обличающим.
А теперь о том, что же собственно произошло. Во втором тайме трибуны махачкалинского стадиона "Динамо" пустили в ход оружие футбольного пролетариата - пластиковые бутылки. Одна из них угодила в голову бокового арбитра Волнина, из-за чего матч пришлось остановить на несколько минут. А когда "Анжи" сократил разрыв в счете, кто-то из зрителей выстрелил из ракетницы. Пылающий снаряд, чиркнув о газон прямо перед опешившим голкипером Армишевым, улетел на противоположную трибуну. Итог плачевный: один из болельщиков лишился половины лица, а быть может, и зрения. Двое его соседей получили ожоги разной степени тяжести.
Дагестанские болельщики превратились в воинствующих британцев, а махачкалинский стадион "Динамо" - в стамбульский "Али Сами Йен" - решите вы. Но не спешите с выводами. Потому что вы не слышали, как после матча рассыпался в благодарностях хозяевам за гостеприимство Вячеслав Грозный (кстати, разместили красно-белых не в "обезвоженной" гостинице с гордым названием "Люкс", где останавливаются все приезжие команды, а в престижном нефтяном загородном пансионате). Потому что вы не знаете, какими словами награждали трибуны игроков "Анжи" в полностью проваленном первом тайме. Потому что не предполагаете, что неявка Олега Романцева на пресс-конференцию была вызвана совсем не неприязнью к журналистам, а приглашением первых лиц дагестанского правительства на 40-минутный фуршет, за который, правда, президенту "Спартака" придется привычно выложить 10 тысяч из клубного кармана.
Большинство махачкалинцев, в свою очередь, не знают о другом - игроки и тренеры гостей в один голос заявили: матч с "Анжи" стал лучшей игрой чемпионов России в нынешнем сезоне.
И, похоже, так оно и есть. Выйдя на поле в том же составе, что и неделю назад против "Алании", красно-белые еще на разминке обозначили свою решимость прерывать череду сонных, занудных футбольных поединков. Точно так же, как возбужденные трибуны не обращали внимания на проливной дождь, спартаковцы не замечали зрительского рева, усердно пачкая белоснежные майки за несколько минут до начала игры. Пресса между тем удивленно разглядывала стартовые протоколы - фамилия дагестанского вратаря в них отсутствовала напрочь. Позже выяснилось: Жидков (он, кстати, сегодня подает заявление о приеме в ВШТ) почувствовал боли в спине. Поэтому разминались двое - он и Армишев. В итоге лучший в России, по оценкам "СЭ", голкипер-ветеран игру все же начал, а за 11 минут до ее окончания покинул поле, снова став лучшим в команде.
В отличие от Биллонга, например. Камерунцу, получающему в "Анжи", по слухам, 200 тысяч долларов в год и отмечавшему в субботу свое 28-летие, перед началом матча вручили, как положено, фарфоровую вазу. Партнеры уже на первых минутах предоставили африканцу возможность обрести необходимый настрой - отдали ему мяч, чтобы в одном из проходов он порадовал публику своим знаменитым взбрыкивающе-импульсивным движением. Ни к чему хорошему это не привело. На 17-й минуте Биллонг без всяких признаков игровой мысли протащил мяч до хитрого Тчуйсе, который без зазрения совести "обокрал" габаритного соотечественника. И именно эта потеря мяча плюс отменный удар Ширко поставили махачкалинцев в положение отыгрывающихся.
Вспыхнувшие было от злости трибуны вскоре загрустили. Обидно им, понимаешь, стало за своих любимцев, возглавляемых сразу двумя олимпийскими чемпионами - Гаджиевым и Бышовцем, а игру при этом показывающих посредственную. Обидно за совсем старенького Расула Гамзатова, которого под руки привели в гостевую ложу: поэт всю жизнь прославлял достоинства горцев, а московские джигиты превзошли его земляков по всем статьям. Упомянув о Гамзатове, не могу не поделиться и сделанным позавчера открытием: "Анжи", оказывается, по-тюркски - мука, белая пыль. Так называлась известняковая гора в окрестностях Махачкалы, давшая имя основанной на ней крепости, а впоследствии - первое название нынешней столицы Дагестана.
Гаджиева также упомянул неспроста - он прилетел в Махачкалу за два дня до игры. Ходил на дубль, простоял у скамейки запасных, засунув руки в карманы, все 90 минут, пока играли основные составы, и под аплодисменты журналистов явился на пресс-конференцию.
Строго говоря, описывать матч смысла нет - есть стенограмма и оценки его участников. Визуальные впечатления? Пожалуйста. До перерыва на поле торжествовал московский футбол. Умышленно не пишу "спартаковский". Игра красно-белых выглядела наступательной, решительной, временами очень острой, но без кружев, "стенок", забеганий и прочих атрибутов гавриловско-черенковской эпохи. В страдающую в последнее время синдромом серости команду словно вдохнули жизнь. Скорее всего тому есть две причины: гипотетическая взбучка в Тарасовке после матча с "Аланией" и махачкалинские трибуны - их энергия подстегивала не только своих, но и приезжих.
У хозяев первые 45 минут с созиданием дело обстояло неважно. Это обстоятельство, честно говоря, мешало расставить акценты: то ли "Спартак" хорош, то ли плохи махачкалинцы. В конце концов пришли с коллегами к определенному консенсусу: имели место оба фактора. Кроме того, невиданные вещи творил Ширко. К обычной своей заряженности на борьбу давнишний протеже Романцева добавил пас, удар, видение поля - разве что дриблингом не блеснул. Чудеса при организации искусственных офсайдов творил Митрески, с пчелиным трудолюбием производили "зачистку местности" Парфенов, Ковтун и Тчуйсе. А стержень "Анжи" Рахимич, напротив, выглядел совершенно разобранным. Так же, как и Ранджелович, Переменин, Стойкович...
В начале и конце второго тайма в игре "Анжи" обнаружился некий всплеск. Но если вычесть эффект эмоциональной атмосферы на стадионе и поглядеть в статистическую графу "голевые моменты", можно прийти к выводу: серьезной угрозы победе "Спартака" после ответного гола не было. Разве что игра немного подравнялась - не более того. А успех Адиева стал первым и весьма долгожданным голом "Анжи" в ворота восьмикратного чемпиона России.
Что будет с дагестанской командой дальше, не знает никто. В тумане грядущий период дозаявок, ситуация с Бышовцем, со здоровьем Гаджиева. Нет, футбол в Махачкале не умрет. Но в период безвременья и тотальных распродаж самобытная команда может впасть легко. Во всяком случае, на сегодняшний день энтузиастов а-ля Гаджиев двух-трехлетней давности около команды не видно. Бышовец? Может быть, но ему еще предстоит всерьез заинтересоваться судьбой "Анжи" - так же, как и "Анжи" заинтересовать своей судьбой Бышовца.
А для "Спартака" победа в Махачкале вполне может стать Архимедовой точкой опоры. Перевернуть землю Романцеву и его подопечным, конечно, вряд ли удастся, а вот победить в следующем туре "Локомотив" они обязательно попробуют - игра-то у чемпиона, похоже, налаживается. Чемпионская или нет - не знаю, но симпатичная - точно.