БАСКЕТБОЛ |
ЕВРОПЕЙСКАЯ НБА РОЖДАЕТСЯ В ХАОСЕ
В этом году летнее затишье в европейском клубном баскетболе наступило как никогда поздно. Не только потому, что из-за сдвинутой на осень Олимпиады-2000 внутренние чемпионаты начались лишь в октябре. Дело еще и в том, что завершившийся сезон выдался очень богатым на революционные перемены - как в игровом плане, так и в организационном.
ГОСПОДСТВО ULEB МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВРЕМЕННЫМ
Минувший баскетбольный год ознаменовался параллельным существованием двух Евролиг - официальной (ФИБА) и "мятежной" (ULEB). Теперь лига снова одна, но проводить ее чемпионат будут "мятежники". Их турнир уже в год дебюта был посильнее Евролиги ФИБА, а этим летом ULEB, воспользовавшись внутренними распрями в международной федерации, перетянул на свою сторону и все оставшиеся элитные клубы.
Однако говорить о победе ULEB в конфронтации вокруг главного клубного соревнования на континенте еще рано. Хотя бы потому, что в первый сезон конфликта в проигрыше по большому счету оказались обе стороны. И ФИБА, и ULEB пытались достичь одной цели - превратить Евролигу в коммерчески выгодное предприятие по примеру футбольной Лиги чемпионов. Международной федерации (по крайней мере в ее прошлогоднем виде) эта задача оказалась явно не по зубам. Фирма ISL, подписавшая с ФИБА договор об организации Евролиги, сразу дала задний ход, едва в континентальном баскетболе наметился раскол. В итоге Мюнхену самому пришлось рассчитываться с долгами по обязательствам несостоявшегося партнера. Впрочем, электронный концерн Telefonica, спонсировавший лигу ULEB, чувствовал себя немногим лучше: за тот же самый год он понес убытки в размере 25 миллионов долларов.
Добиться экономического прорыва можно только с единой Евролигой - теперь это стало ясно всем, в том числе и руководителям ULEB. И хотя преимущество на их стороне, сейчас в Барселоне на контакт с ФИБА идут охотнее, нежели год назад. Об этом красноречиво свидетельствует недавнее включение в число участников Евролиги пермского "Урал-Грейта". Ведь с коммерческой точки зрения клуб из российской провинции малоинтересен для ULEB. Какой смысл заставлять богатые западные команды, на приверженности которых, собственно, и держится нынешний авторитет турнира "мятежников", таскаться в Пермь? Причина здесь лежит в плоскости политических отношений с ФИБА. С генеральным секретарем последней Бориславом Станковичем президент РФБ Валерий Кузин договорился о допуске в главный еврокубок второй российской команды еще пару с лишним месяцев назад.
Переговоры по "пермскому вопросу" с заметно подобревшей Барселоной вел Станкович, однако дело здесь скорее не в нем, а в Кузине и его соратниках. Хаос, возникший в европейском баскетболе, привел к быстрому выходу на арену событий новой группы чиновников ФИБА - весьма активной и многообещающей. В ней верховодят греки, лидер которых Вассилакопулос недавно получил пост президента FIBA-Europe, литовцы, израильтяне и глава РФБ. В ULEB прекрасно понимают: эти люди будут поопаснее Станковича и К° в качестве конкурентов и полезнее - в роли союзников. Через год грядут перевыборы всего руководства ФИБА, на которых "новая волна" явно рассчитывает прибрать к рукам ведущие позиции. Между тем финансовая мощь ULEB весьма относительна. 30 миллионов - впечатляющая сумма, а 800 тысяч долларов за участие в Евролиге-2001/02 будут совсем не лишними для ЦСКА, однако все это видимое благополучие может рассыпаться в прах, если Telefonica решит, что с нее хватит. Кстати, в проекте договора об объединении, предлагавшемся Барселоной, продолжительность сотрудничества с этой фирмой не оговаривалась. До транснациональных бизнес-гигантов вроде Coca Cola, Sony или Nike спонсорам лиги ULEB далеко. Сферы рыночного влияния Telefonica в Старом Свете практически не выходят за рамки Пиренейского полуострова. Да и вообще вытянуть баскетбольный аналог Лиги чемпионов одна фирма, безусловно, не в состоянии. Тут нужна целая группа мощных инвесторов. Только тогда призовой фонд будет и стабильным, и привлекательным - не только для ЦСКА, но и с точки зрения "монстров" калибра "Олимпиакоса". По примерным оценкам, для этого требуется порядка 50 миллионов долларов в год. И уж никак не меньше 40.
Возможно ли вообще добыть такие деньги под европейский баскетбол? Сомневаюсь, хотя был бы не против, если бы кто-то доказал обратное. Так или иначе, крупных инвесторов могут заинтересовать только серьезные рекламные рынки. А реклама, связанная с баскетболом, в Греции и в Израиле, судя по всему, эффективнее, чем в Испании и в Италии - "базовых" государствах ULEB. То же самое относится и к продаже телевизионных прав. Руководители наших клубов, которым довелось участвовать в еврокубках, не дадут соврать: за права на телетрансляции выездных матчей своих команд греки платят больше всех, зачастую прикупая и пространство на рекламных щитах у площадки. Причем делают они это, не особенно торгуясь, - расходы все равно покрываются с лихвой. И это естественно: если в Испании баскетбол на ближайшие годы (или даже 10-летия) обречен находиться в тени футбола (пустые сектора трибун на матчах баскетбольных "Реала" и "Барселоны" - обычная вещь), то в Греции, Израиле, Югославии он успешно конкурирует со спортом №1 (думаю, скоро в этот список вернется и Турция - сейчас там экономический кризис, но он не будет длиться вечно), а в Литве даже возглавляет список популярнейших видов.
Так что, хотя ULEB и загнал в угол Станковича, справиться с Вассилакопулосом будет гораздо труднее. Грек давно известен как приверженец спортивных принципов отбора участников соревнований и ярый противник открытия баскетбольных границ. Иными словами, его убеждения идут в разрез с программой "мятежников" - недаром Вассилакопулос сотоварищи дважды отвергли договор об объединении с ULEB, который активно "пропихивал" Станкович. Новые люди в руководстве FIBA-Europe сделают все возможное, чтобы через год-другой самостоятельно организовать процветающую Евролигу. И шансов добиться успеха у них, как минимум, не меньше, чем у ULEB. Впрочем, все эти конфликты, как закулисные, так и открытые, в любом случае ускоряют развитие европейского баскетбола. А значит, какие бы функционеры ни вышли победителями в этой "войне", клубы и тренеры, болельщики и игроки наверняка останутся в выигрыше.
ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ АМЕРИКИ
Перейдем от дел чиновничьих непосредственно к баскетболу. Следя за "разборками" между ФИБА и ULEB, многие как-то забыли о том, что еще одна, не менее важная революция проходила в минувшем сезоне не в кабинетах, а на площадках: с прошлой осени Европа отказалась от старого полуминутного лимита времени на атаку и приобщилась к американскому "таинству 24 секунд".
Смешно было бы ожидать, что европейцы сразу начнут играть в баскетбол НБА. Конечно, определенные перемены налицо, но разобраться в них не так-то просто. К примеру, как объяснить локальный всплеск результативности в чемпионате России-2000/01? С января по апрель редкая команда не набирала за матч 100 очков, однако стоило начаться играм плей-офф, как все вернулось на круги своя. Чудеса? Скорее побочные эффекты естественной эволюции. Здраво же судить о переменах, связанных с новыми правилами, лучше по игре лучших команд континента - в Евролиге ФИБА и в одноименном турнире ULEB.
Как и ожидалось, доводить позиционные атаки до логического завершения стало заметно сложнее. В условиях постоянного цейтнота монотонные многоходовые комбинации, пользовавшиеся большой популярностью по всей Европе, особенно в Греции и в Италии, проходят все реже. Теперь в матчах высшего уровня добрая половина атак завершается бросками с сопротивлением - через руки опекуна, без подготовки и т.д. Для НБА это дело привычное, но в Европе не все были готовы к подобному повороту событий. Репутации ряда снайперов, играющих исключительно "от броска", пошатнулись. Если игрок может реализовать даже 100 "чистых" бросков из 100, но при этом не в состоянии сам создать себе ситуацию для атаки, шансов на место в составе сильного клуба у него становится все меньше.
Пока позиционное нападение буксует, а вкуса к систематическим скоростным контратакам многие еще не почувствовали (я видел лишь одну команду, сумевшую полностью приспособить свое нападение к новым правилам, - это "Маккаби"), оборона получила преимущество. Уровень защитных действий, продемонстрированный лучшими клубами Евролиги ULEB, не просто впечатляет, а потрясает. Не уверен, что тренеры и игроки ЦСКА, в минувшем сезоне выступавшего в турнире ФИБА, ясно представляют себе, какие оборонительные "удавки" ждут их в единой Евролиге. Можете счесть это крамольным преувеличением, но баскетболисты "Киндера"-2000/01, по крайней мере низкорослые, индивидуально оборонялись ничуть не хуже, чем их коллеги из НБА. Ну разве что немного уступали американцам в атлетизме. Но ведь играть-то им надо было не 48 минут, а 40 - разница не такая маленькая, как может показаться на первый взгляд.
Вернемся от защиты к нападению. Атакующие взаимодействия становятся проще тактически, но сложнее технически. Комбинации с участием 4-5 игроков уступают место коротким "двойкам", успех которых часто зависит от сотых долей секунды (при бросках и рывках) и от миллиметров (при исполнении передач). Здесь все решает индивидуальное мастерство игроков, а задача тренера становится иной: указать подопечным общую стратегию и не мешать им заниматься частностями. Эта тенденция - тоже в стиле НБА, сближение с которым становится все отчетливее. Когда тот же "Киндер" применял свой излюбленный вариант атакующей тактики - оставлял один на один с опекуном огромного темнокожего центрового Гриффита, который либо обыгрывал визави, либо, в случае двойной опеки, пасовал освободившемуся партнеру, - на ум невольно приходила аналогия с Шакилом О'Нилом и "Лос-Анджелес Лейкерс". Конечно, Гриффиту далековато до Шакила - и в плане мощи, и (особенно) в плане подвижности. Но ведь минувший сезон - это только начало ускорения Европы в сторону НБА.
РОССИЯ - УЖЕ НЕ ПРОВИНЦИЯ
Последний, но самый важный момент: каково значение всех этих перемен для России? Если говорить об игровой стороне дела, то минувший сезон нужно занести в актив нашему баскетболу. Клубы заметно прибавили - в том числе и в финансовом плане. Лишь три из европейских национальных чемпионатов-2000/01 были стопроцентно сильнее российского - греческий, итальянский и испанский. Остальным мы либо практически не уступали (Франция, Турция, Югославия, Израиль), либо превосходили (Литва, Германия и т.д.). В еврокубках два российских клуба дошли до полуфинала. Причем сделано это было без участия сильнейшей команды страны - "Урал-Грейта", сам факт выхода которого на большую международную арену тоже является бесспорным достижением. И судя по началу межсезонья-2001, новый чемпионат России не должен быть слабее предыдущего - скорее, наоборот.
Резко возросшая активность наших команд на международном трансферном рынке предъявляет новые требования к менеджерам клубов. Пока многие из них еще учатся на собственных ошибках (в основном селекционных, но не только - например, в те дни, когда решался вопрос, быть или не быть "Урал-Грейту" в Евролиге-2001/02, генеральный директор пермского клуба и лучший баскетбольный менеджер страны Сергей Кущенко... отдыхал во Франции), однако кое-каких результатов тем не менее добиваются.
Не забудем и о прорыве в руководство ФИБА, совершенном Валерием Кузиным. За пару лет он преодолел путь от неизвестного в баскетбольной Европе человека до кандидата в президенты FIBA-Europe. В том, что Кузин проиграл выборы многоопытному Вассилакопулосу, нет ничего удивительного. Зато глава РФБ имеет шанс в будущем году стать вице-президентом европейской секции ФИБА. Кузин представляет новый (для России, но не для зарубежных государств) тип спортивного чиновника - он не из спортсменов и не из тренеров, а из бизнесменов. Раньше такие люди приходили в спорт лишь в качестве спонсоров - как бы без отрыва от основной специальности. Кузин, при всей чисто российской специфике его статуса (где еще человек может одновременно руководить и академией, и рынком?), готов поставить во главу своей карьеры роль спортивного функционера. А почему бы и нет? В принципе, кто знал бы о бизнесмене Жоао Авеланже, не стань он президентом ФИФА? Уже сейчас ясно, что Кузин примет самое непосредственное участие в грядущем реформировании европейского баскетбола. А значит, новая FIBA-Europe не будет столь равнодушна к России, как аппаратчики из команды Станковича или коммерсанты из ULEB.
Лев ТИГАЙ