Евгений КУЧЕРЕВСКИЙ
УХОДЯ - УХОЖУ
"Бывший тренер молодежной сборной России Евгений Кучеревский возглавил СК "Николаев". Приглашение Кучеревского в украинскую команду вызвало удивление, ведь относятся к нему в республике неоднозначно - прежде всего в связи с тем, что перед ЧМ-94 он, появившись в Днепропетровске, пытался переманить в российские клубы и национальную сборную некоторых ведущих игроков".
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС", 5 октября 1994 года
"СВЯТАЯ ТРОИЦА":
РОМАНЦЕВ, САДЫРИН, КУЧЕРЕВСКИЙ
В высшем дивизионе чемпионата России по футболу 15 главных тренеров и один "и.о". Все они - люди достойные, многое на веку своем повидавшие и многого в жизни добившиеся. Но лишь трое - Олег Романцев, Павел Садырин и Евгений Кучеревский - носят сверхпочетное звание, которое не получит уже никто и никогда: "главный тренер команды - чемпиона СССР". Двое первых по-прежнему на переднем крае: ведут кипучую селекцию, штурмуют футбольный пьедестал. Третий решает совсем другую задачу: как не вывалиться со своим "Торпедо-ЗИЛ" в первую лигу. Как будто и не было тех фантастических сезонов с 1987 по 1989 год, когда его "Днепр" выиграл союзное золото, Кубок и дважды стал серебряным призером союзного чемпионата.
А ведь Кучеревский по сути своей не спасатель. Он - созидатель, строитель. Роет котлован, закладывает фундамент, сам обжигает кирпичи, сам же их и кладет. Времянки возводить не любит и не умеет - всю жизнь бежал от такой работы, как черт от ладана. Зато строить крепкие дома может и хочет. Оставаясь при этом, как и любой строитель, человеком зависимым. Если цемент завозят не вовремя или не той марки, если постоянно подводят подрядчики и кладка выходит кривенькая, с брачком - уйдет, бросит такую стройку к чертовой матери.
Основательность в наше ветреное время если и не порок, то большое жизненное неудобство. Тем, кто не может мириться с маниловщиной и безответственностью, путь один - возглавить дело, самому подобрать кадры и работать, работать... Но чаще бывает так: дело уже возглавлено, кадры подобраны, требуются пахари. Повыносливее и желательно помолчаливее.
ЖИЗНЬ - КАК "КОНКОРД"
В шестьдесят лет с выносливостью у Кучеревского все в порядке.
- Хотелось бы не столько о футболе, сколько о жизни... - начинаю разговор.
- А что жизнь?! У нас жизнь одна - стадион, самолет, гостиница, футбол, автобус, поезд...
Он говорит, я слушаю, наблюдаю. Крепкий мужик, одет с иголочки. Лицо суровое, как у норвежского викинга, хотя родом из Крыма. К молчунам его явно не отнесешь, излагает живо и интересно. Легкий матерок - и тот по делу, ухо не режет. О серьезных и шутливых вещах говорит, не меняя выражения лица. А потом вдруг на ровном месте - улыбка. Обезоруживает такая манера, если честно.
- Но вы же не скажете, что жизнь и футбол - одно и то же?
- А как разделишь? Я с детства варюсь в этой каше без перерыва и давно уже не пытаюсь расставлять приоритеты: это - работа, а это - личное.
- Однако был период, когда без дела сидели.
- После Тулы, полгода. Тяжело. А потом в Днепропетровске создали футбольную школу. Молодой парень, фанат, взялся за реанимацию детского футбольного хозяйства в городе. Шесть возрастных групп, раздевалки, поля, учебный класс с компьютером, музейчик маленький, тренеры... Нянчились, в общем, с ребятами, выброшенными на обочину футбола. И ничего так дело пошло. Даже жаба кое-кого стала душить - развернулся, понимаешь, Кучеревский со своей школой. Перезваниваемся сейчас каждую неделю: скучаем без вас, Евгений Мефодьевич, говорят.
- Как с молодежью работалось после мастеров?
- С малышами я в общем-то не возился, больше давал методические рекомендации. А сам курировал группу 1982-1983 годов рождения. Уже когда уехал, мои ребята - "Днепр-2" - в первую лигу вышли.
- Но ведь чувствовали, признайтесь, что это - не ваше, временное.
- Совсем наоборот. С удовольствием там работал и думал: хватит, наездился, оседать пора.
- Вот вам исполняется 60 лет - дата круглая и хитрая. Принято считать, что она отделяет зрелость от старости. Согласны?
- Я не чувствую, что ко мне подкралась старость. Может, потому, что работаю с молодежью? Иногда задумаешься, конечно: когда успела жизнь пролететь, как "Конкорд"? С другой стороны, ложусь в два, встаю в шесть, на телефонах целый день... Здоровье позволяет.
- И что, нервную систему в футболе не расшатали?!
- Здесь регресс налицо. Окружающие не говорят, но я сам чувствую: выдержка уже не та. Раньше нервы, как морские канаты, были, а сейчас иногда срываюсь.
- На футболистов кричите?
- И на них тоже. Хотя обычно все вопросы с ними стараюсь решать в спокойной обстановке собраний и индивидуальных бесед. С другой стороны, сейчас игроки называют себя профессионалами, но профессионализмом от них попахивает не часто - все больше одеколоном или дезодорантом.
- А спиртным?
- Не сказал бы, что это - проблема для нашего футбола. Коктейли, пиво, легкие напитки - бывает, но по-серьезному - очень редко. Времена изменились: появились видео, компьютеры, дискотеки, платные бассейны, тренажерные залы - у них есть возможность разрядиться и без водки. Вот в Англии, где я в 1988-м был в гостях у тренера "Саутгемптона", такая проблема существует и по сей день. Пьют дети Альбиона по-черному. Даже в безразличных к запоям Италии, Испании и Германии случалось подобное - вспомните того же Мюллера, например. Свобода - она и там развращает, в России же контроль всегда был жестче, а последствия для выпивох - серьезнее.
НЕ ХВАТИЛО НАГЛОСТИ
Кучеревского, украинца по паспорту, многие считают самым недооцененным российским тренером. А он говорит, что не разделяет в душе две страны, еще недавно бывшие сестрами-республиками, и что ему грех жаловаться на карьеру.
- Доволен ли я, как жизнь прошла? - переспрашивает он.
- Ну, не прошла, идет еще, Евгений Мефодьевич...
- Да какая разница. Нормально все. Были, конечно, в жизни важные моменты, в которых мне не хватило наглости, прыти, еще чего-то подобного. Еще дело до конца не доходило, но чувствовал я, что пахнет там чем-то нехорошим, неискренним. Выслуживаться не умею, а потому просто уходил в сторону, уезжал от всех этих заморочек.
- Это ваше кредо - не лезть в драку?
- Наоборот, я всегда дерусь, когда ясно вижу противника и чувствую свою правоту. Но если ситуация липкая, тягучая, если с тобой не хотят драться, а ждут, что ты начнешь подличать, пресмыкаться или канючить, что-то выпрашивая, - лучше уйти.
- В справочнике "100 лет футбола" вычитал, что карьеру вратаря вы заканчивали в команде "Авангард" (Ж.В.). Что за "Ж.В." такие? И часто ли снятся вам полеты за мячом на ленточке ворот?
- "Ж.В." - это Желтые Воды, городок в Днепропетровской области. Неплохая была команда, чемпион Украины по второй лиге. А начинал на родине, в Херсоне, причем поначалу был форвардом. Потом наш кипер сломался перед каким-то турниром, и меня, как юношу с хорошей баскетбольной подготовкой, поставили в раму. Осенью дошли до финала Спартакиады, а зимой я, еще школьник, оказался в херсонском "Спартаке".
- Что помешало вам выиграть не только чемпионат вооруженных сил вместе с одесским СКА, но и что-нибудь повесомее?
- А не было тогда столь широкой дороги наверх, как сейчас. Сманивали, перекупали, воровали только уникальных футболистов, и решались такие вопросы на самом высоком уровне. Других игроков - просто стабильных и надежных - клубы и ведомства прочно держали в руках. Да и сеть агентов и селекционеров была в те годы почти не развита.
ПРИКАЗЫ ИЗ КИЕВА НЕ ОБСУЖДАЛИСЬ
- Про ваш звездный час в "Днепре" написано немало, поэтому повторяться смысла нет. Интереснее другое: когда лидеры днепропетровской команды уезжали в Киев, вы были участником сделки, потерпевшим или сторонним наблюдателем?
- Сейчас это называется трансфер: нужных футболистов богатые клубы покупают. Тогда их просто забирали. На базу прибегал человек с глазами по восемь копеек и сообщал: завтра такой-то должен быть в распоряжении тренеров киевского "Динамо". Это был приказ, а приказы, как известно, не обсуждаются. Собирал человек вещи, его засовывали в "Волгу" и увозили. Протасов и Литовченко просились в "Динамо" еще тогда, когда главным тренером в "Днепре" был Емец. Ведь у Лобановского дорога в сборную лежала, как правило, через его клуб. Но они учились в днепропетровском вузе, и ни "Динамо", ни ЦСКА призвать их не могли. А когда команду возглавил я, мы договорились: сезон доигрываете и уходите. На самом деле "Днепр" ничего не терял - их все равно бы забрали без всяких компенсаций. Потому что, если "Спартак" - это Москва, то "Динамо" - и тогда, и сейчас - это не Киев, а вся Украина.
- На ваших личных отношениях с Лобановским это не сказалось?
- Они остались нормальными. Когда он уходил из сборной СССР после чемпионата мира в Италии, то, как председатель тренерского совета, объявил: моим преемником должен стать Кучеревский. Поначалу все обалдели, а потом закрутилась мышиная возня: люди подключали членов правительства, других сильных мира сего. В итоге за ночь все переиграли, и сборную возглавил Бышовец.
- А вы-то что же ничьей поддержкой не заручились?
- Не могу я так. Потом спиной будешь чувствовать взгляды былых покровителей, отрабатывать авансы и т.д. В таких условиях работать очень тяжело. Как у Высоцкого - "не езда, а ерзанье".
ТАЙНЫ ФУТБОЛЬНОГО ДВОРА
- Сборную вы все-таки возглавили, правда, не союзную, а российскую - сначала юношескую, потом олимпийскую. А затем сорвались из Москвы, где у вас и работа спорилась, и быт наладился, на Украину. Тогда никто ничего толком не понял, особенно когда стало известно, что вы возглавили николаевский "Судостроитель". (Прежнее, более привычное название СК "Николаев". - Прим. Е.Д.).
- Это единственный случай, когда я изменил своим принципам: обычно никогда не возвращаюсь в команду, которую тренировал раньше, а вот в Николаеве работал дважды. Но звали-то меня совсем не в "Судостроитель".
- Звали вас, как я знаю, в сборную Украины и киевское "Динамо" - от таких предложений, понятно, не отказываются. Сейчас, по прошествии времени, как думаете - не повезло тогда или подставили?
- Не думаю, что Суркис или Банников специально водили меня за нос. Что-то не сложилось у людей, подсказали им, что не нужен в Киеве Кучеревский. Ну так же не бывает, чтобы все три дня, пока я в Москве раздумывал, у меня телефон не смолкал от звонков из украинской федерации, а потом на ровном месте начался блеф и проволочки - подожди, дескать, ты украинского футбола толком не знаешь... Вот примешь "Судостроитель", поработаешь на Украине, а уж оттуда - прямая дорога в сборную. Что касается "Динамо", то там Суркису, по моим данным, жестко сказали: или тренером будет Сабо, или у тебя будут проблемы. И не возразишь ведь товарищам, если они круче, правильно? Не намекаю на бандитизм - рычаги воздействия могли быть и финансовыми: совместные предприятия, счета, оффшоры и прочее. С другой стороны, Суркис тогда в команде Кравчука был, на него тоже просто так не нажмешь. Словом, непросто там все было, непросто...
- Говорят, на ваш отъезд повлияло желание жены уехать на родину и кражи ваших машин в Москве?
- Да ерунда это. Жена меня, как правило, всегда поддерживала, а угоны - ну с кем не бывает. Мне, кстати, потом звонили и Гершкович, и Тукманов: возвращайся, говорят, нельзя такое дело бросать. С олимпийской сборной у нас действительно тогда здорово пошло. Думаю, что и обидел многих своим уходом - Колоскова, например. Но возвращаться не стал. Уходя - уходи.
СЛОЖНЫЙ КОНТИНГЕНТ
- Но в Россию потом все-таки приехали.
- А вот тут уже жена была против - особенно, когда я "Ротор" решил принять. Тогда звали и "Шинник", и "Алания", но она говорит: хватит по миру колесить, плохо тебе разве в родном Днепропетровске? Ее тоже понять можно - нервы на переездах потеряешь, а денег больших не заработаешь. В Туле, например, 14 месяцев зарплату не получал - на энтузиазме и обещаниях работал. И ведь получалось: Романцев, Тарханов, Игнатьев приезжали на матчи - футбол арсенальский смотреть. А потом началось: 18 игроков ушло, обман сплошной, причем весьма наглый. После меня и Буряк, и Сальков, и Деркач с тем же столкнулись в Туле. Ну не захотел Соколовский команду в высшей лиге иметь, что тут поделаешь. Правильно Дима Кузнецов в интервью вашей газете говорил: не ходите в "Арсенал" играть, дурят там.
- Но и в "Торпедо-ЗИЛ" у вас в этом смысле не все безоблачно...
- Есть проблемы, что греха таить. Инфраструктура клуба должна расти вместе с его положением в футбольной иерархии, а здесь надстройка явно опередила базис. Конечно, краеугольный камень - финансы. Зарплату платят всем вовремя, однако, если в "Торпедо-ЗИЛ" были бы серьезные деньги - пусть не обижается на меня руководство, шило в мешке таить не люблю, - ситуация выглядела бы совершенно иначе. Да и контингент, как говорят в милиции, мне достался сложный. Достаточно взглянуть на послужной список большинства моих игроков, чтобы понять: серьезные задачи решать с ними совсем не просто. Но руки опускать нельзя. Сейчас вот взяли цээсковцев - посмотрим, что получится. А то приходят на просмотр футболисты, 200 - 300 тысяч стоят, а смотреть не на что.
- Что руководство говорит по этому поводу?
- У нас с Носовым хорошие отношения. После матча первого круга с "Зенитом" я к нему пришел: Валерий Борисыч, говорю, давай по-мужски решим. Что-то у меня не выходит. Сутками не сплю, бьюсь, работаю, но какая-то отмороженная команда получается, словно у нее тренер - баран, или его вовсе нет. Если нужно встряхнуть команду, что-то поменять, я готов ради дела уйти. Знаю, что сдвиги есть, но для нормального выступления в высшей лиге этого мало. Но Носов мужик спокойный, выдержанный. Работай, говорит, не паникуй. Что за слабость, трусость такая? Нет, отвечаю, слабый или трус не пришел бы. До последнего из вас деньги тянул бы, за место держался.
- Последний вопрос: назовите тройку лучших отечественных тренеров последних десятилетий.
- Бесков - гениальный практик и психолог. Лобановский - уникальный футбольный конструктор и теоретик. Иванов - трудяга до мозга костей. Первые двое приходили в команды, где для них были созданы все условия. Последний опирался на свой богатейший опыт и давал результат, довольствуясь тем, что было под рукой.
...В этот момент в кабинет автозаводского клуба, словно по заказу, вошел Валентин Иванов и увел моего собеседника на празднование 85-летия ЗИЛа - дело было в минувший четверг. Мирно беседуя, они шли по коридору - два авторитетнейших российских футбольных специалиста, которых за глаза все уже давно называют очень тепло, по отчеству - Козьмич и Мефодьич.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Сегодня заслуженному тренеру СССР Евгению КУЧЕРЕВСКОМУ исполняется 60 лет.
Поздравления от "СЭ"!