"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" - ДЕСЯТЬ ЛЕТ С РОССИЕЙ |
ГЕРОЙ ПЕРВОГО НОМЕРА |
Если для обычного человека 10 лет - срок вроде бы и не такой уж большой, то для спортсмена - подчас целая жизнь. Вот мы и решили рассказать о том, как прожили это десятилетие, что делают теперь герои самого первого номера "СЭ".
Александр ВОЛКОВ |
ТАЙНА ПОЛУФИНАЛА
Знаю Александра Анатольевича Волкова 15 лет. С тех пор, когда он еще играл за ЦСКА и бился с "Жальгирисом" в чемпионатах СССР.
Близко знаком с Александром Волковым 13 лет. С тех пор, когда Александр Гомельский пригласил меня на сбор в Сухуми, где его звездная баскетбольная команда готовилась к сеульской Олимпиаде. Победной. Давно, кстати, нашел лекарство от плохого настроения: вставляю в видеомагнитофон кассету с записью полуфинала Сеула-88 СССР - США и через полтора часа становлюсь другим человеком.
Дружу с Сашей Волковым 12 лет. С тех пор, когда я, самый молодой член президиума (по-нынешнему - исполкома) Федерации баскетбола СССР, помог киевскому "Будивэльныку" стать чемпионом страны.
История занимательная. Суперфинал чемпионата-89. Серия "Будивэльнык" - "Жальгирис" из трех матчей до двух побед. Первый - в Киеве - выиграли Волков и его команда. Во втором - в Каунасе - за секунду до конца основного времени при равном счете Волков, едва перейдя середину площадки, бросил по кольцу через руки Хомичюса, и мяч под звук сирены опустился в сетку! Однако арбитры на корте - знаменитые Давыдов и Григорьев - после совещания с судейским столиком взятие кольца отменили. Помню слезы отчаяния Волкова, его бесполезные попытки что-то объяснить арбитрам, поникшие головы киевских игроков. И, естественно, проигранный ими овертайм. А затем - и третий матч.
На экстренное заседание президиума федерации я принес фотоснимок, сделанный по моей просьбе в Останкине с пленки - записи телетрансляции второго матча. На нем хорошо видно: Волков с поднятой рукой, рядом - Хомичюс, мяч - в высшей точке полета. И "01" на электронном секундомере. То есть Волков успел! Убедительный аргумент подействовал. Честный Владас Гарастас, главный тренер "Жальгириса", признал свое поражение.
Волков тогда чуть ли не силой увез меня в Киев в качестве почетного гостя на чествование "Будивэльныка". И три дня показывал, что такое настоящее украинское гостеприимство. Кстати, первые анекдоты про хохлов и москалей я услышал именно от него. Забавно, да? Киевлянин Волков рассказывает про москалей москвичу Титоренко.
А уже через полгода я гордился тем, что Саша вместе с Шарунасом Марчюленисом открыли для нас загадочную, неземную, фантастическую НБА!
И когда летом 91-го главный редактор только что созданного "СЭ" Владимир Кучмий сказал мне: "Сбылась твоя мечта, пиши о НБА, сколько сможешь", я не раздумывал ни секунды: в нулевом номере - интервью с Марчюленисом, в первом, 14 августа, - очерк о Волкове.
Мог бы рассказывать о Волкове бесконечно. О трех сезонах в "Атланте Хокс" - второй он пропустил из-за операций на обеих кистях (после этого с серьезной игрой обычно заканчивают). О феноменальном успехе в "Реджо ди Калабрии", которую он вывел в лидеры итальянского баскетбола. И тяжелой травме ноги. О трех годах, проведенных затем в греческих суперклубах "Панатинаикосе" и "Олимпиакосе", где Волков получал рекордную (сравнимую с НБА!) для Европы зарплату. О болях в спине, преждевременно оборвавших его звездную карьеру баскетболиста. О том, как он был министром спорта Украины. Наконец, о нынешней его работе в качестве президента БК "Киев".
Но расскажу о том, что вспоминать вообще-то не люблю. О лучшем, на мой взгляд, турнире в биографии Волкова. Даже лучшем, чем сеульский. И лучшей его игре. Но - не победной.
Барселона-92. Баскетбольный бомонд сходит с ума. Впервые профи допущены на Олимпиаду. Звезды Голливуда Джек Николсон и Майкл Дуглас бросают все дела и едут болеть. Американская Dream Team: Джордан, Мэджик, Берд, Юинг, Баркли, Пиппен, Дрекслер, Мэлоун. Независимая Литва: Сабонис, Марчюленис, Куртинайтис, Карнишовас, Хомичюс, Крапикас. Супер-Хорватия: Петрович, Вранкович, Кукоч, Раджа, Комазец (а также будущий армеец Аланович). И непонятная EUN (Объединенная команда или OK) - остатки сборной СССР: Волков, Тихоненко, Миглиниекс, Белостенный, Ветра, Бережной, Горин. Профессор Гомельский уже работает в Америке, но приезжает на Игры. Увы, Юрий Селихов, главный тренер ОК, отказывается от его помощи.
В групповом турнире Волков и К° одержали четыре победы подряд. В том числе - над сборной Литвы. Вот это были душевные муки! За кого болеть, когда на площадке одновременно 8 олимпийских чемпионов Сеула-88 - по четыре с каждой стороны? Волков и Тихоненко набрали на двоих 50 очков, Сабонис и Марчюленис - 42. Матч закончился со счетом 92:80 в пользу ОК.
И хотя в те дни внимание всех было приковано к Джордану и его партнерам, трезвые умы отмечали невероятную игру Волкова. Многие удивлялись: зачем отказался от нового контракта с "Атлантой"? И ведь неплохого по тем временам - 3,3 миллиона за три года. Подозреваю, что итальянцы предложили больше. Что ж, они не прогадали.
Волков был звездой Олимпийских игр. И забивал, и подбирал, и отдавал, и перехватывал. Если бы вручался приз самому разностороннему игроку - одним из претендентов на него был бы "номер 14" Объединенной команды. Когда после окончания турнира подвели статистические итоги, выяснилось, что Волков вошел в десятки лидеров по многим показателям.
Результативность - 134 очка. 10-й. У Баркли, например, было 144, у Джордана - 109, у Тихоненко - 149, у Петровича - 172.
Передачи - 3,8 в среднем за игру. 8-й (при росте 207 см)! У Джордана - 4,8, у Дрекслера - 3,6, у Марчюлениса - 8,3.
Подборы - 7,8 в среднем за игру. 4-й. У Раджи - 6,9, у Юинга и Мэлоуна - 5,3, у Сабониса - 12,5.
Перехваты - 3,0 в среднем за игру. 9-й (при росте 207 см)! У Джордана - 4,6, у Марчюлениса - 3,1, у Миглиниекса - 4,1.
... Прошло 9 лет, а тот полуфинал с хорватами помню, словно он состоялся вчера. У наших получалось все: комбинации, проходы под щит, дальние броски. Миглиниекс спеленал Петровича, Комазец явно уступал Тихоненко. А Волков наводил на соперников ужас - сам делал все, что хотел, и при этом выключил из игры Кукоча. Легко добившись преимущества в 10 очков, мы сохранили его до перерыва - 40:30. Во второй половине стало тяжелее: у хорватов вышли два центровых - Раджа и Вранкович. Впрочем, речи о том, что в игре наступил перелом, не было: Волков и Тихоненко своей мобильностью сводили на нет их превосходство в росте. Хорваты лишь сократили отставание в счете до 4 очков.
Эту разницу мы держали мертвой хваткой последние 5 минут. Кошмарные для Волкова. Такого я не видел никогда. Хорваты делали все возможное, чтобы заставить его выйти на линию штрафных. Причем фолили они умно - в тот момент, когда форвард только начинал движение к щиту. Тогда за такое нарушение назначались штрафные по системе "1+1": если первый бросок неточен, второго уже нет - мяч в игре.
Первый раз это произошло при счете 68:64. Саша промазал, и Раджа выиграл подбор.
Второй раз - за три с половиной минуты до конца при счете 70:66. И снова Волков промазал.
Третий раз наш лучший игрок отправился к линии штрафных через полминуты - после фола Кукоча. Опять мимо.
Четвертое испытание выпало на долю Волкова за 43 секунды до конца. При счете 74:70 сфолил Комазец. Вновь неудача.
И, наконец, соперники добили нашего лидера, остановив его фолом (опять Комазец) за 24 секунды до сирены. Счет уже был 74:73. Если бы Волков забил, мы выиграли бы, не сомневаюсь. Но он промазал. И некому было подобрать мяч под щитом, где хозяйничали Раджа и Вранкович.
За 9 секунд до конца Бережной сфолил на Петровиче, тот дважды был точен, и впервые Хорватия вышла вперед - 75:74.
Но 9 секунд в баскетболе - очень много. И Волков, исправляясь за свои промахи, сделал все, чтобы принести нам победу. Он обыграл в середине площадки трех хорватов и выдал суперпас одинокому Горину, которому оставалось просто попасть из-под кольца в кольцо. Увы, защитник замешкался, и Раджа, выбросив руку, выбил мяч в аут.
И еще одна секунда была у Волкова. Он почти спас игру. Получив мяч в правом углу площадки и не обращая внимания на летевших к нему Вранковича и Кукоча, успел сделать бросок. Но хитрый Кукоч, зацепив локоть Волкова, изменил траекторию полета мяча. Свисток судьи промолчал. Мяч ударился в дужку.
9 лет мы говорили с Сашей о чем угодно. Но ни разу об этом матче. Что я мог спросить? И что он мог ответить?
Недавно в Париже во время "Финала четырех" я поинтересовался у защитника ЦСКА Владана Алановича, помнит ли он концовку полуфинала Олимпиады-92 против Объединенной команды? "Такое не забывается, - ответил хорват, получивший пятый фол на 32-й минуте того матча. - Было ясно: если мы не предпримем что-то особенное, Волков дотащит вашу сборную до финала. И тогда тренер Сканси дал команду ни в коем случае не пускать этого нападающего на расстояние броска. Хотя риск был, потому что до того Волков хорошо пробивал штрафные (5 попаданий из 6. - Прим. В.Т.) . К счастью, он промазал пять раз подряд".
Что случилось в этой пятиминутке с Волковым, знает только он...
После финала, в котором Dream Team разгромила хорватов - 117:85, Ларри Берд сказал: "Если бы мы встретились с командой бывшего СССР, нам пришлось бы куда сложнее"...
Звонок в редакции:
- Привет, это Волков. У вас юбилей - поздравляю. Жаль, не видел первых выпусков "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" 10-летней давности. В Америке был. После операции на кистях все лето 91-го готовился к своему третьему сезону в "Атланте". Ты рассказывал, что написал обо мне в самом первом номере. Горжусь. А знаешь, когда я впервые увидел вашу газету? Нет? Так ты же привез несколько номеров на Олимпиаду в Барселону! Помнишь, читали в раздевалке после победы над Литвой?
Еще как помню...
Владимир ТИТОРЕНКО