"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" - ДЕСЯТЬ ЛЕТ С РОССИЕЙ |
Когда я позвонил в Мюнхен Майе Плисецкой, представился и попросил об интервью, она с некоторым удивлением переспросила: "О спорте?" И тут же без паузы произнесла: "Что ж, с удовольствием".
Майя ПЛИСЕЦКАЯ
"БАНДИТ" ОТ МАРАДОНЫ
Ефим ШАИНСКИЙ
Взять интервью у великой балерины мечтал давно. Но разговор постоянно откладывался: у Плисецкой каждый день расписан по минутам. После, наверное, уже десятого по счету звонка Майя Михайловна вдруг сказала: "Давайте завтра, где-то после восьми". И - о ужас! - при всем воодушевлении от услышанного я понял, что теперь уже сам вынужден отказаться: ведь завтра вечером - футбольный матч, о котором я должен писать для "СЭ"... С трудом подбирая слова, описал Майе Михайловне ситуацию. Ее реакция оказалась неожиданной: "Забыла! Я ведь и сама собираюсь смотреть эту игру".
И поговорили мы только несколько дней спустя.
ПОНЕДЕЛЬНИК, БРАВО!
- Насколько я понимаю, вы к спорту неравнодушны...
- Обожаю спорт, причем все виды. Это, без сомнения, величайшее благо, творимое человечеством. А какое счастье смотреть Олимпийские игры! Они существовали еще 2000 лет назад, и убить их не смогли. Олимпиады, по-моему, вообще в числе лучшего, что изобрели люди.
- А за что любите футбол?
- В нем нужны сила и техника. Очень азартная и артистичная игра. Я вообще футболистов воспринимаю как современных гладиаторов.
- А в чем эта артистичность проявляется?
- Для меня играет роль поведение футболиста на поле. Каждый, кто посылает мяч в сетку, сходит с ума: кто делает кульбит, кто становится на колени, кто трясет кулаками. Помню, один южноамериканский футболист (фамилию запамятовала) тихонечко забил, а потом тихонечко и очень элегантно станцевал румбу.
- Давно интересуетесь футболом?
- Впервые попала на трибуну лет в четырнадцать. Вожатый Леша Варламов повел весь класс на футбол, и мы визжали от восторга. Григорий Федотов тогда забил три гола! Мы кричали, аплодировали, нам безумно нравились и игра, и атмосфера на стадионе.
- За кого болеете?
- После того, как увидела Федотова, - за ЦСКА. Всю жизнь. Впрочем, у меня были кумиры и в других командах. Виктор Понедельник, например. Когда он играл против ЦСКА, я разрывалась на части. Мы с Родионом Константиновичем (муж Плисецкой, композитор Родион Щедрин. - Прим. Е.Ш.) часто ходили на стадион. Правда, муж болел за "Динамо". В документальном фильме Василия Катаняна есть даже эпизод: мы сидим на трибуне, и я кричу: "Понедельник, браво!"
НА СЦЕНЕ С ПЛАТИНИ
- С футбольными звездами приходилось встречаться?
- Как-то так получилось, что больше с иностранными. Однажды в Большом театре на балете "Дама с собачкой" был Мишель Платини. После спектакля он вышел на сцену и меня благодарил. В моей книге "Я, Майя Плисецкая..." нет фотографии, запечатлевшей этот эпизод, но в альбоме Пьера Кардена есть: я в балетной позе, и рядом - Платини.
В Риме на телевидении познакомилась с фантастическим итальянским бомбардиром Паоло Росси. В студии были и другие спортсмены, но мое внимание было обращено только на Росси - остальные, похоже, даже обиделись. Он оказался очень скромным парнем, вовсе не таким мощным гладиатором, каким казался с трибун. Но как играл! Я была в Риме на матче, в котором он забил 8 (!) голов.
- Какие еще матчи вам особенно запомнились?
- В 1978 году оказалась на мировом чемпионате в Аргентине. У меня там были гастроли как раз незадолго до открытия турнира, и его устроители хотели, чтобы я сделала символический удар по мячу в матче открытия. Но за три дня до вылета, снимая в Москве с антресолей чемодан, почувствовала сильную боль в спине. На уколах добралась до Буэнос-Айреса, но там, увы, в основном пролежала в гостинице, косясь в телевизор, где шли игры чемпионата. На матч открытия все-таки приехала. Конечно, на поле не вышла, но до трибуны добралась. Меня посадили на скамейку, а встать я уже не могла. Было обидно и очень больно: чуть в обморок не упала.
Зато футбол на том чемпионате был фантастический! Помню, после того как аргентинцы в финале выиграли у голландцев, счастливые болельщики в Буэнос-Айресе всю ночь разъезжали по городу на машинах с включенными сиренами.
- Говорят, вы знакомы с Марадоной?
- Встречаться не приходилось, но однажды, когда я в очередной раз приехала в Аргентину, он прислал мне духи. Это было, кажется, в 1995 году. Помню, после того как я станцевала Кармен, овация в одном из залов продолжалась больше часа, люди орали, как на футболе... В то время Марадону, который, говорят, употреблял наркотики, совсем затравили. Я же в Буэнос-Айресе выступила по радио в его защиту, заявив, что Марадона - гений, а гения травить нельзя. Помню, после этого какие-то тренеры, с которыми столкнулась в гостинице, от меня демонстративно отвернулись. А Марадона прислал мне мои любимые духи "Бандит". Кстати, впервые я их когда-то получила в подарок от Эльзы Триоле - жены великого французского поэта Луи Арагона и родной сестры Лили Брик, музы и возлюбленной Маяковского.
- Как Марадона узнал, что "Бандит" - ваши любимые?
- У меня в Аргентине много друзей - наверное, они подсказали. Было очень приятно. Я вообще обожаю таланты во всех проявлениях. Марадону же считаю великим футболистом. Таким был Эдуард Стрельцов, которого убила советская власть.
- Вы помните, как он играл?
- Конечно! Когда Стрельцов был на поле, дух захватывало. Но потом все получилось чисто по-советски... Любого человека можно было загубить, и какой-то генерал, будь он проклят, взялся за лучшего форварда страны. Не верю во всю эту историю, что Стрельцов кого-то насиловал. И никогда не поверю! На сто процентов провокация. Но Стрельцов был настолько велик, что, даже выйдя из тюрьмы, где потерял свои лучшие годы, вновь заиграл, как раньше. Величайший игрок!
КРАСНУЮ КАРТОЧКУ - АРБИТРУ!
- Ваши спортивные кумиры только футболисты?
- Почему же? Мне очень нравится гимнаст Алексей Немов. На Олимпиаде в Сиднее он выделялся из всех: подходил к снарядам, словно премьер. Немов не просто занимался "крутежкой" сложных элементов, в нем чувствовались присутствие личности, артистизм.
Люблю наблюдать за выступлениями фигуристки Ирины Слуцкой. Она необыкновенно артистична, а артистичность - особый талант, ее выработать нельзя. Самые сложные трюки Слуцкая делает легко, без натуги. В общем, она мне нравится больше всех... Но первое место на мировом чемпионате дают все-таки американке.
Вообще ужасно страдаю от несправедливости судей. Бесконечно уважаю спортсменов, но далеко не всегда арбитров. Страшно, когда люди, от которых зависит судьба, придираются, делают что-то нарочно. Когда судьи выдумывают пенальти или ни за что удаляют с поля, мне самой хочется показать им красную карточку.
- Спортсмены из бывшего СССР, увы, нередко сталкиваются с несправедливым судейством...
- Это безобразие! Что творили на последнем чемпионате мира по фигурному катанию! Канадская пара тянула максимум на третье место, а ей дали первое. Все видели, что и наши, и китайцы были лучше. Помню телевизионный комментарий Чайковской, возмущавшейся откровенной наглостью арбитров.
- На каких соревнованиях кроме футбольных матчей вам приходилось бывать?
- В атмосферу крупного спортивного состязания впервые попала в 1947 году на Фестивале демократической молодежи в Праге. Нас возили гуртом на автобусах болеть за своих. Советские спортсмены выигрывали, по существу, все. Почти все ребята были светловолосые, обветренные, загорелые, с аскетическими крестьянскими лицами, каждый казался предельно сосредоточенным. Мне они были милы, симпатичны. А вот в женских соревнованиях не все было однозначно: случалось, что побеждали и скрытые гермафродиты - ведь проверки на истинность пола в те времена не было. После Праги побывала на подобных фестивалях в Будапеште, Берлине. Но все это, конечно, не идет в сравнение с Олимпиадами, которые, правда, видела лишь по телевизору. Но не могу забыть феноменальные выступления Куца, Латыниной, Бубки...
ШЛАГБАУМ ОТКРЫТ!
- В легкой атлетике, во многих других видах спорта легко зафиксировать рост результатов. А как определить прогресс в балете? Можно ли провести параллель со спортом и сказать, что сегодняшние артисты балета лучше, чем те, что танцевали, скажем, сто или пятьдесят лет назад?
- Нынешнее поколение танцоров, безусловно, лучше. Когда я пришла в театр, так хорошо, как сегодня, не танцевали. Сейчас другое время, прогресс коснулся всего. Появились компьютеры, новые машины, спортсмены пользуются современной экипировкой, техника движений прыгунов и бегунов стала более совершенной. Так же и в балете. Хотя и школа нынче в Московском хореографическом училище, в общем, плохая, но танцуют люди все равно лучше. И спортсмены, и артисты балета обладают сегодня более виртуозной техникой. В фигурном катании, например, делают прыжки в четыре оборота, а раньше только в полтора. И балерины запросто исполняют уже 64, а не 32 фуэте. Но, конечно, не все так просто. Есть еще такое понятие, как артистизм, который от времени не зависит. Это уж кому как Бог дал.
- Не могу удержаться от банального, в общем, вопроса. Что общего между спортом и балетом?
- Балет, особенно сейчас, испытывает сильнейшее влияние спорта. Совершенно поменялась эстетика. Даже пируэты танцоры делают в манере фигуристов. У нас всегда было так: одна нога на пальцах стоит, а вторая согнута, и ее носок на уровне коленки опорной ноги. В таком положении и делаются пируэты. Фигуристы же их выполняют, лишь чуть-чуть сгибая ногу, носок на уровне щиколотки. Часто точно так же крутят пируэты и артисты балета. Это на сто процентов спорт.
Или, например, огромные шаги, как в гимнастике. У нас их называют раздиры. Мы говорим: "Шлагбаум открыт". Это значит: нога выше головы. Раньше раздиры вообще не полагалось делать, а теперь без них даже в балетную школу не принимают. Считалось, что не эстетично сильно задирать ногу, мол, меняется конструкция тела, его архитектура, сломана линия. Сегодня же на это не обращают внимания: пусть сломана линия, лишь бы ногу выше головы задрать! Нам когда-то говорили, что если растягиваться, пропадает прыжок. Сейчас выяснилось: это не так. Спорт показал, что с телом можно делать все. И балет к гимнастике тянется. На бревнах, правда, мы еще ничего не делаем, но на полу - абсолютно все.
- Но и в спорте явно ощущается влияние балета...
- Мы танцуем на пальцах, фигуристы - на коньках, но делаем, по существу, одно и то же. Многие бывшие артисты балета сейчас и со спортсменами занимаются, дают им классы. Вот, например, Елена Черкасская. Она была солисткой в Большом театре, а затем стала работать с Ириной Родниной, поехала за ней даже в Америку. Конечно, разнообразные прыжки, вращения, арабески, поддержки и многое другое было взято спортсменами из классического балета.
- Чемпионов в фигурном катании определяют судьи. В балете, наверное, зритель?
- В спорте, конечно, многое по-другому. Но есть балетные конкурсы. Тут почти все, как в спорте: побеждает тот, кто наберет больше баллов.
- А в спектаклях?
- Здесь все определяет успех. Или он есть, или его нет.
АРТИСТЫ ПОЛУЧАЛИ МЕНЬШЕ СОБАЧКИ
- Говорят, судьбы многих артистов и спортсменов после завершения выступлений похожи...
- Увы, во множестве они печальны. Ветеранам часто не на что жить, пенсии смехотворны. С грустью читаю в газетах о том, как забывают у нас великих рекордсменов. Завершившим карьеру артистам балета не легче. Бывшие танцоры, чтобы прожить, вынуждены частенько сдавать квартиры.
- Хорошо еще, если квартиры есть...
- Было время, когда для артистов в Каретном ряду, на улице Чайковского, строили кооперативные дома, куда люди не за такие уж и бешеные деньги переезжали из коммуналок. Но знаю, что в том же Каретном ряду ни одного из балетных артистов сейчас уже не найдешь.
- А как живут бывшие танцоры в других странах?
- Ситуацию на Западе точно не знаю, но вряд ли они там ведут нищенский образ жизни: все-таки в свое время получали приличные деньги.
- О том, какие крохи зарабатывали наши танцоры, вы писали в книге.
- Да, в 1959 году во время гастролей по США артистам кордебалета выдавали по 5 долларов в день, и эти деньги все называли не суточными, а "шуточными". Позднее, когда танцевала в Штатах "Даму с собачкой", хозяин американской собачки, с которой я по сюжету появлялась на ялтинском пляже, получал по 700 долларов за выступление... Ко мне, кстати, не раз подходили спортсмены и говорили: хорошо, что вы все это написали. У них ситуация была точно такая же, как и у артистов. Об этом слышала не так давно даже в Кремле во время награждения ветеранов спорта, действующих атлетов и деятелей искусства. Там, кстати, познакомилась с Павлом Буре. У него, конечно, подобных проблем нет.
- Материальным благополучием многие нынешние спортсмены обязаны в первую очередь перестройке...
- Да, она коренным образом изменила судьбы и возможности людей. На вопрос, что прежде всего дала перестройка, я бы ответила тремя словами: "Возможность свободно уезжать".
- Но сейчас с тревогой говорят об оттоке талантов на Запад. Ваше отношение к этому?
- Чисто советский, безумно устаревший подход. По всему миру люди работают, где хотят, где могут, где лучше. И главное, где берут... Время изменилось. Раньше чуть ли не во всех странах наших брали в балетные труппы только потому, что они русские. Сегодня же и на Западе научились танцевать и звать чужаков не спешат. К тому же к нам по-прежнему относятся с некоторой опаской: раньше боялись КГБ, теперь - мафию.
Недавно был случай. Наша девочка поехала в Нью-Йорк на конкурс, по результатам которого принимали в престижную балетную труппу. Ее не взяли. Директор объяснил решение так: "У нее слишком русское лицо".
- Но это уже дурно пахнет...
- Конечно. Но, думаю, главенствовал другой момент. Девочка была хорошая, но сегодня надо быть больше, чем хорошей. Если бы она была очень выразительная, талантливая, ее, наверное, все-таки взяли бы. Повторяю, теперь только за то, что ты из России, в западные театры не берут. Возьмут только того, кто по-настоящему талантлив.
- Все, конечно, помнят строчки о том, что "в области балета мы впереди планеты всей". Как-то не верится, что они устарели.
- У меня в ноябре в Большом театре был юбилей. Кроме наших выступали американцы, французы, поляки, испанцы, артисты из других стран. И все танцевали здорово - и модерн, и классику. Москва была в восторге. В общем, как говорил Блок, кто сейчас пишет плохие стихи... Я же могу сказать: "Кто теперь плохо танцует..."
МАССАЖИСТ - ПОБЕДИТЕЛЬ ПОДДУБНОГО
- Когда-то и в спорте СССР был мировым лидером...
- Не убеждена, что всегда и во всех видах. Взять хотя бы мой любимый футбол. У нас были такие фантастические таланты, как Стрельцов, Федотов, Бесков, Бобров, Воронин, Численко... Всех и не припомнишь, но даже при них мы выигрывали не всегда. Однако, конечно, не восхищаться такими изумительными спортсменами, как, например, гимнасты Латынина, Шахлин, Андрианов, Турищева, Корбут, было нельзя.
- Спорт и балет роднят, наверное, и преследующие атлетов и артистов травмы?
- Без болячек, увы, еще никто не обошелся. У меня травмы были везде, где только возможно, - нет ни одного живого места. Ведь и мы, и спортсмены издеваемся над телом. И без хороших врачевателей нам не обойтись. С огромным уважением вспоминаю талантливейшего массажиста Никиту Григорьевича Шума, работавшего в послевоенные годы в Большом театре. Когда-то мучилась с левым коленом, и он меня спас. Это был огромный человечище, руки - как широченные деревенские грабли. В 20-е годы он боролся в цирке. Однажды на разминке Шум уложил на лопатки самого Ивана Поддубного. Непобедимый чемпион так рассвирепел, что не по правилам схватил дерзкого соперника и швырнул на барьер. От удара у Никиты Григорьевича ключица сломалась и осталась кривой на всю жизнь... Шум лечил не только танцоров, но и многих спортсменов. Случалось, его надолго увозили с собой в турне наши футбольные клубы.
Не могу не вспомнить и бывшего испанского десятиборца Иисуса Абадия, который, будучи спортсменом, сам тысячу раз рвался и ломался. Сейчас он абсолютно гениальный врач. Однажды у меня вывернулась нога, и никакие светила ни у нас, ни во Франции, сколько ни делали рентгеновских снимков, ничего не могли понять. А этот Иисус взял мою ногу в руки, сказал: "Так она у вас не на месте" - и поставил куда надо. А я до этого три года мучилась!
ШОСТАКОВИЧ СО СВИСТКОМ
- А что понимаете под здоровым образом жизни?
- Советовать что-либо невозможно. Скажешь что-нибудь, а потом проклянут - не то посоветовала. Да и рекомендации по здоровью есть сейчас в каждой газете. И все равно каждый живет, как хочет, как может, как больше нравится. Я же не могу посоветовать людям не курить, они все равно будут это делать. Хотя курение ненавижу утробно, мне оно противно. Когда куда-нибудь идешь, а от платья пахнет куревом - это тошнотворно.
- У балерин лишний вес - проблема. Особой диеты не придерживаетесь?
- Если человек не переедает, все в порядке. У обжор лишний жир, а от него многие болезни. Впрочем, худые тоже болеют. Я лично никакой диеты не соблюдаю. Если нужно похудеть, надо просто сократиться в еде, и больше никаких рецептов. Кроме того, если тренируешься, напряженно работаешь над новым спектаклем, то тут уж точно сбросишь вес. Вообще артисты балета, как правило, в еде себя не ограничивают: "лопают" и бифштексы, и супы, все подряд. Силы-то иметь надо. Но общего закона не существует: кто склонен к полноте, кто нет... Ну как может хоккеист бегать по льду, будто сумасшедший, и растолстеть? Или разве может у прыгуна с шестом быть большое пузо!
А вот кто себя в еде ограничивает, так это фотомодели. Они порой жутко голодают. В Париже был случай, когда известная представительница этой профессии даже умерла от истощения. Как-то я оказалась за столом с фотомоделью. Девушка съела листик салата - и все. Я еще подумала: "Вот молодец!" Через некоторое время, когда мы вместе оказались в туалете, увидела, как она, извините, два пальца в рот заложила... Вот что люди с собой делают, лишь бы ходить с голеньким пупком и тоненькой талией.
- Спектакли и репетиции отбирают много сил. И все-таки в свободное время, для души, спортом заниматься не приходилось?
- Мы всегда боялись повредить ноги, хотя все равно получали травмы. Я на лыжах, например, каталась только до балетной школы. Да и на коньках нам опасно бегать. Впрочем, мужчины, знаю, в отпуске и в волейбол, и даже в футбол играют. Я же, кроме настольного тенниса, ничего себе не позволяла. Ну а что касается нагрузок... У Рудольфа Нуриева было, например, 300 спектаклей в году по всему свету. Тут уже не до спорта.
- А ваш муж никогда спортом не занимался?
- У него разряд по виндсерфингу, он прекрасный лыжник и конькобежец, профессиональный рыбак. И еще Родион Константинович - большой футбольный болельщик, в спорте разбирается до мельчайших подробностей. Кстати, глубокими знатоками спорта были и знаменитый пианист, величайший педагог Яков Владимирович Флиер, и Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Родион Константинович рассказывал, как однажды на отдыхе в армянском городе Дилижане Шостакович даже судил матч местных футбольных команд.
Мюнхен