Газета Спорт-Экспресс № 187 (2680) от 17 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 августа 2001 | Футбол - Германия

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ

ВАВИЛОНСКАЯ ЛИГА

БУНДЕСЛИГА.6 апреля нынешнего года произошло событие, которого Германия еще не знала: в стартовом составе котбусской "Энерги" в матче против "Вольфсбурга" не вышел ни один (!) немец. Тогда это многих шокировало. Но начался новый чемпионат, и то, что в первых двух турах та же "Энерги" вновь легко обошлась без немцев, уже не удивило никого.

Ладно, скромная команда из Котбуса, мечтающая лишь о выживании в высшем свете. Но что происходит в стане победителя Лиги чемпионов "Баварии"? Во втором туре в стартовом составе против "Шальке" в рядах чемпиона Германии оказалось лишь три немца - Кан, Линке и Шолль. Последний, кстати, наполовину турок. Почти то же самое - и у соперников "Баварии": среди серебряных призеров предыдущего первенства обладателей германского паспорта оказалось четверо. При этом один из них - темнокожий футболист из Ганы Геральд Асамоа.

Бундеслигу в последнее время нередко называют "Вавилонской лигой", ибо подобных примеров множество. Еще ни в одном чемпионате Германии не сражалось столько легионеров, как в нынешнем. В заявках команд 505 игроков, и 241 из них - иностранцы (47,72 процента). А ведь еще в декабре 1995 года перед решением по "делу Босмана" в бундеслиге среди 365 футболистов иностранцев насчитывалось лишь 69 (19 процентов).

"Для меня не важно, откуда приехал игрок, - говорит президент "Энерги" Дитер Крайн. - Главное, что все они, в конце концов, котбусцы". Несколько другого мнения тренер "Баварии" Оттмар Хитцфельд: "Сожалею о таком положении вещей. В бундеслиге слишком мало немецких игроков".

Понять Хитцфельда можно. Подобную озабоченность, например, не раз высказывал и долгое время находившийся у руля сборной Берти Фогте. Национализмом здесь и не пахло. Бывший бундестренер справедливо сетовал на то, что в связи с массовым наплывом квалифицированных легионеров молодым германским игрокам становится все труднее пробиться в составы своих команд. А значит, получить игровую практику и хорошо себя зарекомендовать. Тем самым неизбежно сужается круг достойных кандидатов в сборную.

Но есть и другие точки зрения. Как всегда глубоко копает бывший партнер Фогтса по менхенгладбахской "Боруссии" и национальной команде Гюнтер Нетцер: "Каждому хорошему футболисту-иностранцу, выступающему в Германии, надо сказать спасибо. Такие легионеры обучают наших игроков вещам, которые те до них не знали".

Иностранцы в бундеслиге

Команда

Количество игроков

Иностранцы

Процент

"Энерги"

29

21

72,4

"Шальке"

34

20

58,8

"Герта"

28

16

57,1

"Вольфсбург"

29

16

55,1

"Кайзерслаутерн"

28

15

53,6

"Бавария"

28

15

53,6

"Вердер"

29

14

48,3

"Мюнхен 1860"

30

14

46,7

"Фрайбург"

31

14

45,2

"Гамбург"

27

12

44,4

"Байер"

32

14

43,8

"Штутгарт"

23

10

43,5

"Боруссия" Д

28

12

42,9

"Нюрнберг"

26

11

42,3

"Боруссия" М

27

11

40,7

"Санкт-Паули"

27

10

37

"Кельн"

25

9

36

"Ганза"

24

7

29,2

КАЖДЫЙ ПФЕННИГ В СРОК

Из-за чего же бундеслига стала местом паломничества футболистов со всего света? "Сейчас нередко циркулируют слухи о больших зарплатах (причем "чистыми") в Италии и Испании, - говорит обладатель всех возможных титулов Пауль Брайтнер, выступавший в 70 - 80-х годах за "Баварию", мадридский "Реал" и сборную Германии. - Однако чего стоят все эти разговоры, если деньги поступают к футболистам или с многомесячной задержкой, или вообще до них не доходят? Неслучайно же Ривалдо в "Барселоне" недавно грозил забастовкой. В бундеслиге игроки тоже прекрасно зарабатывают. И пусть из их зарплат вычитают все налоги, зато платят им своевременно и четко. Для нас это само собой разумеется, а вот для других - не всегда".

Не согласиться трудно. В Италии или Испании игроки нередко, словно крепостные, зависят от настроения и состояния чековой книжки владельца клуба. В Германии же футболисты, как правило, чувствуют себя членами серьезно ведущей дела фирмы. Клубы не только заботятся о спортивной форме игрока, но и обращают серьезнейшее внимание на его медицинское, социальное обеспечение.

Есть у бундеслиги и другие неоспоримые преимущества. В Германии сейчас развилась, если можно так выразиться, высокая фан-культура. Столкновения болельщиков во время и после матчей чрезвычайно редки. На стадионах царит великолепная атмосфера. "На футболе здесь всегда праздник, это сразу же бросается в глаза", - удивлялся, прибыв в Германию, бывший киевский динамовец Юрий Максимов, отыгравший несколько сезонов за "Вердер". Да и сами стадионы радуют глаз. Арены в Германии и в прежние годы считались одними из лучших, если не лучшими в мире. Сейчас же их качество впечатляет еще больше.

Когда на днях Геральд Асамоа впервые вышел на только-только сооруженную "Арену АуфШальке", то, широко раскрыв глаза, смог только вымолвить: "Потрясающе..." Стадион в Гельзенкирхене, снабженный стеклянной раздвигающейся крышей, "съемным" натуральным газоном и вмещающий более 60 тысячи зрителей, называют сегодня лучшим в мире. В помещении под раздевалками есть даже молельный зал площадью 70 квадратных метров, где священники смогут не только проводить службы, но и устраивать церемонии венчания игроков. А к чемпионату мира 2006 года великолепные арены (новые или реконструированные) появятся также в Мюнхене, Берлине, Франкурте, Кельне, Лейпциге, Ольфсбурге, Менхенгладбахе...

В Италии или Испании футболисты почти привыкли к тому, что им грозят физической расправой. Проигравшие команды покидают стадионы в сопровождении мощных отрядов полицейских. После поражений на выезде футболисты из соображений собственной безопасности возвращаются домой лишь на следующий день. В Германии ничего подобного не бывает. Понятно, каждому хочется зарабатывать побольше, но, согласитесь, когда ты не можешь быть спокойным за себя, жену и детей, деньги отходят на второй план. Вот вам еще одна причина, по которой многие игроки, поигравшие в разных странах, ценят бундеслигу.

Другой важный момент: в последнее время в связи с введением платного телевидения германские клубы стали дополнительно получать немалые средства. В прошлом сезоне, например, поступления от ТВ составили 750 миллионов марок. А в ближайшие годы телевизионные доходы наверняка станут еще более впечатляющими. Не в последнюю очередь благодаря этому бундеслиге удалось удержать Кана, Элбера, Писарро, привлечь в германский чемпионат Аморозо, Росицки, Марселинью, Коллера...

БРАЗИЛЬСКАЯ РОСКОШЬ

Защитник Леонардо Лауренцо Бастос из клуба Пеле "Сантос" не так давно всем рассказывал, что "Герта" ведет с ним переговоры и хочет купить его за 14 миллионов марок. Когда менеджера берлинской команды Дитера Хенесса попросили внести ясность, он лишь пожал плечами: "Об этом игроке я вообще никогда не слышал".

Ложь Бастоса еще раз свидетельствует о том, какова сегодня репутация бундеслиги в Бразилии, где быть "на карандаше" у немецкого клуба престижно и выгодно. В стране четырехкратных чемпионов мира по футболу давно знают обо всех достоинствах германского первенства. В последний раз в преимуществах бундеслиги там убедились в связи с "делом" Марселинью. В 2000 году этого форварда купил марсельский "Олимпик", однако очень скоро футболист вернулся из Франции домой. Одна из причин марсельской неудачи, по мнению самого Марселинью, в том, что клуб совершенно не помогал ему решать бытовые проблемы: не предоставил переводчика, не оказывал содействия в поисках жилья. В Берлине же, куда нынешним летом перебрался бразилец, все "околофутбольные" вопросы были решены мгновенно и четко.

Раньше некоторые бразильцы не соглашались на переезд в Германию из опасений, что это может стать препятствием к попаданию в национальную сборную. Однако в последнее время ситуация изменилась. Элбер ("Бавария"), Лусиу ("Байер"), Марселинью ("Герта"), Эванилсон (дортмундская "Боруссия") постоянно получают приглашения в главную команду Бразилии. "Голы в Германии открывают мне дорогу в сборную", - говорит Марселинью. Бразильское телевидение и газеты постоянно держат болельщиков в курсе всех дел в бундеслиге. В стране есть даже канал, который транслирует в прямом эфире все матчи "Байера" (здесь, кроме Лусиу, выступают еще Зе Роберто и Ринк, а до недавнего времени играли Эмерсон и Понте, перешедшие соответственно в "Рому" и "Вольфсбург").

"Бразильские футболисты - это роскошь для великих", - заметил однажды тренер "Фрайбурга" Фолькер Финке. Разумеется, он имел в виду не заурядных игроков, наводнивших клубы третьего и четвертого германского дивизионов, а мастеров, блистающих в составах ведущих команд. Так вот, сегодня позволить себе такую роскошь могут многие германские клубы. Сейчас в бундеслиге выступают 22 бразильца, и многие из них - настоящие лидеры своих клубов. Кроме тех, кого я уже называл, это Айлтон ("Вердер"), Деде (дортмундская "Боруссия"), Паулу Сержиу ("Бавария"), Алвеш ("Герта"), Ратинью ("Кайзерслаутерн"), Адемар ("Штутгарт")...

Конечно, далеко не у всех легионеров, в том числе и бразильцев, футбольная судьба в Германии складывается счастливо. Нередко препятствием для интеграции оказываются различия в менталитете немцев и иностранцев. Понте, у которого не сложилось в Леверкузене, например, говорил: "В Бразилии мы приглашаем на гриль и ребят из других команд. В Леверкузене же редко встречались вне футбольного поля даже с игроками своего клуба". Чемпион мира 1994 года Паулу Сержиу из "Баварии", поигравший в "Байере" и "Роме", а потом вернувшийся в Германию, рассказывает: "Нам трудно приспособиться к германской речи, немецкой пунктуальности, наконец, к климату. В этом плане в южноевропейских странах бразильцам привычнее. И тем не менее бундеслига благодаря многим своим достоинствам становится для нас все более привлекательной. Когда я только приехал в Леверкузен, в Германии было лишь три-четыре бразильца. Сейчас же совсем другая ситуация: когда бразилец приходит в бундестагу, в новой команде он почти всегда не один - рядом, как правило, кто-то из соотечественников".

Ну а настоящим мастерам рады, конечно, везде. Франц Беккенбауэр, в очередной раз удивляясь виртуозному трюку одного из бразильцев, как-то заметил: "Если бы немец захотел повторить подобное, он, наверное, вывихнул бы ногу".

Ефим ШАИНСКИЙ

Франкфурт