ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 23-й тур |
ВОРОНЕЖ ДВИЖЕТСЯ ПРИВЫЧНЫМ МАРШРУТОМ?
Актив: 19 набранных очков и преданные болельщики, приходящие на игры в зной и холод, заполняя стадион до краев вне зависимости от цены билета и статуса соперника.
Пассив: 50 потерянных очков, пять поражений подряд, предпоследнее место, невнятная игра и труднейший календарь оставшихся матчей.
Сводя баланс, можно утверждать: "Факел" - реальный претендент на вылет.
ТРЕНЕР СТОЛЕТИЯ СТРОИТ ДОМ
Впрочем, воронежцам не привыкать. А подобное для города и его команды стало почти судьбой. В год дебюта в элите, в далеком 1961-м, местный "Труд" финишировал пятнадцатым. В тот год в классе А чемпионата СССР играли 22 команды, и реформа турнира, постоянный атрибут отечественного футбола при советской власти, не предусматривалась. Вылететь "Труд" не должен был. Но вылетел, попав под положение, гласившее: "В класс А выходят чемпионы РСФСР, УССР и команда - победительница турнира из двух победителей зон союзных республик и команды, которая займет худшее место в чемпионате, но исключая клубы РСФСР и УССР". Иезуитская формула отправила вниз не рижскую "Даугаву" с 17 очками или вильнюсский "Спартак" с 19, а "Труд" со своими 30 очками.
Потом были фиаско-85, когда команда умудрилась растерять задел и вылететь в первую союзную лигу, неудача-92, провал-97. Избежали привычной участи воронежцы только в прошлом году. Это в городе посчитали высшей доблестью, а сохранившего место среди грандов Валерия Нененко местные СМИ назвали тренером столетия.
Сам он улыбается, говоря, и разводит руками:
- Я - и выше Полосина, Марьенко, Яковлева?
В сознании Нененко корифеи тренерского цеха 70 - 80-х вне критики и сравнений. Сейчас недавний наставник "Факела" строит дачу, ходит раз в два месяца в клуб за получкой (контракт еще действует) и пару раз в месяц - на футбол. Болеет, по его признанию, за команду всей душой. Хотя обида за увольнение, наверное, осталась. Но говорит Нененко только хорошее, огибая острые углы и подводные камни. Потому как непростой это город - Воронеж. Со своими традициями и собственными представлениями. Обо всем, в том числе о футболе.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Зимой "Факел" купил восемь игроков. Гарас и Гончаров играли в команде прежде, но их трансферные листы пришлось выкупать у прежних владельцев - "Локо" и ЦСКА. Вернули из "Спартака" Щеголева, в "Торпедо" купили по сходной цене Орловского. Плюс Алхимов из Читы, Болтрушевич и Ланько из Белоруссии, а также Кулев из второй лиги. Летом дозаявили еще шестерых. Остапенко прибыл из Кривого Рога, Терещенко приехал из Саратова, Саная там же взят в аренду, Мичкова его агент вернул домой из Бельгии, Лунева отдал ЦСКА, африканца Камару отыскали при помощи все тех же агентов в Сьерра-Леоне. В общей сложности 14 приобретений за неполный год. Отдача из всей этой команды была только от Гончарова, который, увы, сломал руку и выбыл из строя надолго. Орловского, Щеголева, Терещенко. В чем-то помогли клубу Саная и Алхимов. Остапенко купить пришлось вынужденно - травмы оставили клуб без вратарей, а Болтрушевич уже играет в Смоленске. Кулев, Мичков, Камара, Ланько и Лунин чаще выходят в дубле.
Это - типичный образец селекции по-воронежски. "Факел" никогда не покупал игроков дороже 120 тысяч долларов. Здесь предпочитают экономить, считая каждую копейку, и даже гордятся, что находят неплохих мастеров за 20 - 30 тысяч долларов. В прошлом году тот же Нененко, строивший фактически новую команду, с гордостью говорил: вся селекция обошлась клубу в 300 тысяч долларов, а самая дорогая покупка - в 30 тысяч у. е. Примерно также комплектовался клуб и нынешней зимой.
Тогда воронежцам предлагали купить Кечинова и Бушманова. Причем "Спартак", который продавал "Факелу" еще и Щеголева, готов был сбросить цену, оптом отдав всех троих по цене божеской - 400 - 450 тысяч у. е. Нененко тогда мучительно размышлял: как уговорить клубное начальство раскошелиться хотя бы на Кечинова?! Но аргументов так и не нашел.
- Для нас даже такие суммы - очень много. Боюсь, в Воронеже меня не поймут, - то признание Нененко объясняет многое.
ПОРОХОВАЯ БОЧКА
Но не только в деньгах дело. Есть и другие причины неудач, характер которых почти хронический.
- В Воронеже, увы, слабая учебно-тренировочная база. Она не позволяет готовить в нужном объеме игроков высокого уровня, - говорит Рудольф Ходеев, глава региональной федерации футбола "Черноземье". - Клуб не получает хорошего пополнения из ДЮСШ города уже много лет. Дубль занимает последнее место, и этим многое сказано. Для клуба, который не может купить, как "Сокол" или "Анжи", футболиста уровня Цымбаларя или Веретенникова, это немаловажно.
По сути, Ходеев ведет речь о патриотизме. Он мог бы стать фактором, помогающим "Факелу" прыгнуть выше головы. Благо сплотить игроков есть кому - опытнейший Валерий Шмаров коренной воронежец, намерен жить и работать в городе после завершения карьеры. Уверен: ветеран мечтал об иной точке, но теперь получается так, что Шмарова фактически уже нет в команде.
Причина - конфликт с руководством клуба. Забив гол в Санкт-Петербурге и заставив изрядно понервничать "Зенит", удачно выйдя на замену в игре с "Соколом", Шмаров рассчитывал, что впредь будет проводить на поле побольше времени. Но в Новороссийск его вообще не взяли. Не было ветерана в заявке и на игру со "Спартаком".
- У Шмарова были проблемы, но сейчас он намерен приступить к тренировкам, - охарактеризовал тогда ситуацию главный тренер Александр Аверьянов.
Но, похоже, лукавил. Шмаров не приехал и в Волгоград. Не изменила ситуацию и отставка президента, который нашел в себе силы взять всю вину за неудачи на себя. Ведь уволив "тренера столетия", Батищев взвалил груз ответственности на свои плечи. Приглашая Аверьянова, он заверил: уж этот-то точно справится. Однако теперь тренер обнаружил, что сидит на пороховой бочке, которая запросто может рвануть в любой момент. Бикфордов шнур поджег Батищев, отсрочивший принятие иных решений до ноября.
МОМЕНТ ИСТИНЫ
Если вечером 4 ноября, после завершения 30-го тура, выяснится, что воронежский клуб проследует привычным маршрутом в первый дивизион, это станет серьезным ударом по "Факелу". Нет, футбол здесь не разлюбят - ходить на команду будут даже во второй лиге. Но повернуть к себе новые региональные власти, несколько прохладно относящиеся к клубу, можно только подвигом.
- Мне тут принесли смету расходов на команду за год. Очень странная смета. Ладно, пусть работают пока, а потом мы посмотрим, как это у них получается - играть, а не просить деньги, - так, весьма жестко, отозвался в отношении "Факела" губернатор Владимир Кулаков в одном из интервью через неделю после избрания.
Потом он, правда, смягчился, назвав команду национальным воронежским достоянием. Но при этом добавил: "клубному руководству стоит искать нестандартные решения с целью снижения нагрузки на бюджет области в вопросах содержания команды". Сказал, и ни разу не пришел на футбол. Наверное, Кулаков ждет, чем завершится эпопея нынешнего сезона, чтобы сделать выводы. Если все завершится печально, боюсь, "Факел" может повторить свой же путь второй половины 80-х - из элиты во вторую лигу за три года.
Воронежский болельщик все это не забыл. Он-то все стерпит и вынесет. Его, собственно, больше всего и жаль. Потому что в футбол играют именно для таких, как воронежцы, - преданных и объективных. И когда игроки клуба будут выходить на ключевой для них матч с "Ростсельмашем", им стоит помнить о тех, кто готов выложить последние деньги ради того, чтобы большой футбол задержался в городе подольше.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ