Газета Спорт-Экспресс № 211 (2704) от 14 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 сентября 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Сергея РОДИЧЕНКО

РАЗДАЧА ДЕНЕГ ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ

В минувшее воскресенье в Брисбене завершились 5-е летние Игры доброй воли. Завершились так тихо, как ни одно из подобных соревнований. И стало окончательно ясно - с придуманными Тедом Тернером Играми опять что-то не так.

Задуманные во времена холодной войны как "примиряющие" Запад с Востоком, Игры доброй воли уже в третьем своем "издании" - в Санкт-Петербурге-94 - потеряли идеологическую нагрузку. Питер показал: чтобы сохранить Игры, надо что-то менять. Когда американский десятиборец Дэн О'Брайен фактически отказался от установления мирового рекорда (в 1994 году, чтобы превысить рубеж в 9000 очков, ему оставалось пробежать 1500 м в свою силу, чего он делать не стал), путь, казалось, наметился. Путь обычный - материальное стимулирование спортсменов. Ведь тогда в Питере поговаривали, что О'Брайен решил приберечь мировой рекорд для турнира с более высокими призовыми.

И организаторы Игр пошли на резкое увеличение призового фонда. В Брисбене он уже составил более 5 миллионов долларов. Но выяснилось, что и деньги в спорте далеко не главное. То есть их можно заработать, и не особенно напрягаясь. В Брисбене в забеге на 5000 м у мужчин участвовали 5 кенийцев и 2 эфиопа, которые разыграли фарс, не виданный в истории спорта. Стайеры провели бег в таком темпе, что результат победителя оказался гораздо хуже, чем у нашей Ольги Егоровой на той же дистанции! Присутствовавший при этом великий британец Себастьян Коу заметил: будь на стадионе арбитры по ходьбе, они бы наверняка дисквалифицировали всех участников забега за... переход на бег. Но деньги все равно были уплачены.

Получилось, что Игры доброй воли превратились из мероприятия идеологического в сверхкоммерческое. И теперь они служат просто для пополнения банковских счетов ведущих спортсменов. Что само по себе не так уж и плохо. Особенно для наших атлетов, большинство из которых высокими гонорарами не избаловано. Только вот в таком случае страна проведения выбрана не слишком удачно. К примеру, Олимпиада Иванова за победу с мировым рекордом в ходьбе на 20 000 м заработала 120 тысяч долларов. Но, по австралийским законам, 49 процентов от этой суммы должна отдать в качестве налога.

Кстати, несмотря на высокие премии за мировые рекорды, достижение Ивановой осталось в Брисбене единственным. И этому тоже есть объяснение. До 5 Игр они проводились по четным годам между Олимпиадами. Начиная же с Брисбена, будут проводиться в первый послеолимпийский год. В год, когда проходит и чемпионат мира по легкой атлетике, и чемпионат мира по водным видам спорта. Турниры, которые все равно будут "главнее" Игр доброй воли. А значит, рекордов на Играх не приходится ждать и в дальнейшем.

Да что там рекордов! Результаты в Брисбене были удручающе низкими, не способными заинтересовать ни одного болельщика в мире. А рекорд Ивановой родился в неканонической дисциплине - ходьбе на 20 км по дорожке стадиона. На главных турнирах спортсмены ходят по шоссе. Так что детище Тернера продолжает терять спортивную значимость.

Организаторы Игр доброй воли уже назвали даты проведения следующих турниров: зимние Игры пройдут в 2003 году, летние - в 2005-м. Правда, объявлять места проведения пока не торопятся. Похоже, сначала надо выработать новую концепцию Игр, а потом уже подбирать под нее подходящие страны и города.

Возможна ли эта новая концепция? Очень сомневаюсь. Не исключено, что Игры доброй воли попросту уже выполнили свою историческую миссию. И, судя по нынешним взаимоотношениям между США и Россией, лишними отнюдь не были. За что им и спасибо.