Газета Спорт-Экспресс № 211 (2704) от 14 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 сентября 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Еще до окончания сезона-2001 босс "Эрроуза" Том Уокиншоу подписал контракт на сезон-2002 с голландцем Йосом Ферстаппеном. Это будет их четвертый совместный чемпионат, и оба возлагают на него немалые надежды.

ЙОС ФЕРСТАППЕН: "Я ПОПУЛЯРНЕЕ,
ЧЕМ ЗАСЛУЖИВАЮ. ПОКА"

Время Жаки Икса и Тьерри Бутсена позади. Новое же поколение в лице Давида Саленса, Баса Лейндерса или Марка Гуссенса хотя и выстреливает время от времени в гонках "Формулы-3000", вряд ли в ближайшем будущем вернет бельгийский автоспорт на высший уровень. И тем не менее на "Гран-при Бельгии" есть "местный" пилот. Речь, естественно, о Йосе Ферстаппене - пусть он и голландец.

- Да, это действительно мой национальный "Гран-при", - улыбается Йос, кутаясь от утреннего холода Спа-Франкоршама в форменную куртку "Эрроуза". - Причем называть его так я могу по нескольким причинам. Во-первых, у нас в Голландии гонки на Зандфоорте больше не проводятся, а с географической точки зрения Франкоршам куда ближе к Нидерландам, чем любая другая трасса. Во-вторых, не забывайте, что нынешняя единая Европа начиналась именно с Бенилюкса, и исторически наши страны очень близки. Ну и, наконец, я долго жил в Бельгии, а моя жена Софи и вовсе бельгийка, она из Гента.

- Судя по количеству ваших болельщиков на трассах, вы у себя на родине настоящая звезда.

- Может, говорить так нескромно, но это действительно так. Мои имя и лицо действительно прекрасно знакомы большинству голландцев, и далеко не только из числа фанатичных поклонников автоспорта. Дело в том, что голландские спонсоры заставили меня сыграть в огромном количестве рекламных роликов для телевидения. Численность моего официального фан-клуба растет буквально с каждым днем. В общем, моя популярность слишком велика по сравнению - увы! - с достигнутыми пока результатами.

- Сезон-2002 станет вашим четвертым с "Эрроузом". Откуда такая верность?

- Ну, этот вопрос надо задать Тому Уокиншоу! (Смеется.) Мне на него ответить трудно, потому что в моей карьере это первый столь долгий период работы в одной команде. Искренне надеюсь, что в следующем году стабильность принесет результаты и инженеры смогут лучше понять, какая машина мне нужна. В нынешнем болид, к сожалению, частенько оставлял желать лучшего... Если наша совместная работа начнет приносить результаты, значит, я был прав, оставаясь в команде. Но для формирования группы единомышленников нужно время.

- У вас сложились какие-то особые, дружеские отношения с Уокиншоу?

- Думаю, он хорошо ко мне относится. И, главное, доверяет. Подтверждение - тот факт, что на сей раз мы продлили контракт еще по ходу сезона. Чувствовать доверие к себе очень важно для пилота, ведь сомнения могут привести к психологическому дискомфорту и, как следствие, потере мотивации и снижению результатов.

- Вы подчеркнули, что нынешний сезон был нелегким. В чем именно проявились проблемы?

- Это сложно объяснить, тем более что команда не особенно горит желанием вдаваться в технические детали при общении с прессой. Есть и позитивный момент, который можно извлечь из нынешнего сезона. Это опыт, знание того, что надо, а чего не надо делать в 2002-м. Конечно, у нас был не лучший мотор. "Азиатек" поработал неплохо, особенно в плане надежности, но достаточного продвижения вперед не наблюдалось. В то время как у других команд параметры движков неустанно улучшались, наш остался таким же, как и в первой гонке сезона в Мельбурне.

- Заводской "Форд" в 2002-м должен стать серьезным шагом вперед. Но хватит ли у команды сил, чтобы не отстать от конкурентов?

- Вне всякого сомнения. Тому (Уокиншоу. - Прим. А.П.) не нравится происходящее, и он всерьез нацелен на то, чтобы сделать к следующему сезону настоящую машину. Сейчас на заводе в Лифильде изо всех сил ищут решения, способные дать нам недостающие несколько десятых секунды. От нас самих зависит, насколько хорошей выйдет "обертка" для этого мотора. По крайней мере, если результатов не будет, на движок уже не попеняешь. И в команде все это прекрасно понимают.

- Нас ожидает, видимо, увлекательное сражение с "Ягуаром"?

- Да, и это будет полезно обеим командам. Ведь "Ягуару", как и "Эрроузу", позарез нужно поднять уровень результатов.

- Вы упомянули завод в Лифильде, который сегодня отвечает современным стандартам. Выдержит ли он переход на качественно иной уровень борьбы?

- Завод вполне на уровне, к тому же мы недавно купили аэродинамическую трубу в Бедфорде, и работа там кипит с июня. В истории команды впервые появилась возможность продувать будущий болид днем и ночью, так что с точки зрения аэродинамики прогресс должен быть впечатляющим. Машина-2002 будет намного лучше нынешней, это факт.

- Но ваш технический директор Майк Кохлэн пока не входит в число звезд среди инженеров, не так ли?

- Именно это обстоятельство и должно дать ему главную мотивацию. Если он выдаст прекрасное шасси, то мгновенно приблизится к Ньюи, Брауну и Гэскойну в хит-параде "мозгов" автогонок. Он это понимает и работает не покладая рук. Я уважаю его как инженера и обожаю как прекрасного парня. Отношения у нас - лучше не придумаешь.

- Чего, судя по вашим высказываниям, не скажешь о напарнике...

- Да, что уж там скрывать, отношения с Энрике Бернольди у меня были очень натянутыми. Несколько недель назад мы специально сели за стол втроем с Томом, чтобы урегулировать проблемы и начать, как говорится, с нуля. Честно говоря, Энрике талантливый пилот и, как показывают результаты квалификаций, может быть очень быстр. Но вот в самих гонках ему нужно прогрессировать и прогрессировать. В субботу он зачастую почти не отстает от меня, а то и опережает, но в воскресенье, в день "Гран-при", ему хронически не удается удерживать ритм.

- В следующем году вы преодолеете рубеж ста гонок в "Формуле-1". Вы по-прежнему так же любите свою работу, как и в 1994-м, когда дебютировали?

- На самом деле я по-настоящему полюбил "Формулу-1" только с прошлого года, когда наконец-то почувствовал за спиной поддержку команды. Нет, пилотаж я обожал всегда, но в прошлом подчас не знал, как вести сложную игру, в которой приходится участвовать за пределами трассы. В начале карьеры редко доводилось чувствовать настоящую поддержку, в которой так нуждаются все новички. Особенно сложным был первый сезон, в 1994-м, в "Бенеттоне". Так что по-настоящему дебютировал я, на мой взгляд, три года назад, не раньше.

- Проблемы исходили из того, что в "Бенеттоне" вы были вторым пилотом при Михаэле Шумахере?

- Как ни странно, нет. Скорее, их источником был Флавио Бриатторе. С Шумахером же мне повезло куда больше, чем другим его напарникам - Ирвину и Баррикелло. Он просто не воспринимал меня в тот момент как серьезного соперника, так что мы даже стали друзьями. И остаемся ими по сей день. Впервые мы встретились еще на картодромах, а по-настоящему сблизились, когда в 1994-м я дебютировал в его команде. Он был со мной очень вежлив и предупредителен, во время совместных тестов выступал своего рода консультантом и педагогом. Мы часто проводили вместе отпуск - в Штатах, например. Жены Софи и Коринна тоже дружат. Вместе с семьей я несколько раз гостил у Шумахеров в Швейцарии, а они у нас в Монако. И, поверьте, вне трасс Михаэль совсем не похож на того холодного и высокомерного Шумахера, которого вы привыкли видеть на гонках.

- Раз уж мы заговорили о Софи, не могу не вспомнить, что она еще под фамилией Кумпен была звездой мирового картинга. Так что у вас дома, можно сказать, имеется свой специалист по автогонкам.

- Да, она действительно прекрасно разбирается во всем, что происходит на трассе. Это большой плюс: Софи прекрасно понимает мои ощущения и переживания.

- В ваше время дебютировать в "Формуле-1" было сложнее, чем сейчас?

- Для других - без сомнения. У меня же путь в "Ф-1" занял всего два года. В 1993-м я выиграл германскую "Ф-3", а годом ранее - Евросерию "Опель-Лотус". А до этого гонялся только на картах.

- В "Формуле-1", помнится, начали вы "лихо" - вылет в Бразилии, пожар в Германии. Это не охладило ваш пыл?

- Нисколько! Самая тяжелая авария, кстати, произошла со мной здесь, в Спа, в 1996-м. Но отделался относительно легко. Так что, поверьте, выезжая здесь на трассу (разговор происходил за два дня до "Гран-при Бельгии"-2001. - Прим. А.П.), думать об аварии на каждом круге не буду!

"Домашний" уик-энд Йоса Ферстаппена на сей раз был далек от его первого пьедестала почета в Спа-94. 19-е место в квалификации и десятое итоговое место в круге позади друга и бывшего партнера Михаэля Шумахера. Впрочем, голландец не унывает. Мыслями он уже в сезоне-2002, когда новый "Эрроуз-Форд", как надеется Ферстаппен, поможет ему наконец всерьез "раскрутить" карьеру.

Алексей ПОПОВ

Спа - Монте-Карло

Этот и другие материалы можно прочитать в авторской рубрике "Формула-1" с Алексеем Поповым" на нашем портале