ФУТБОЛ |
ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Я не совсем о том. Вернее, не только о том, что первые матчи в Лиге чемпионов, проведенные нашими клубами на отечественных полях, логично бы оценить твердой, как говорили в мои школьные времена, тройкой.
Под домашним заданием подразумеваю и весь комплекс работ, произведенных в преддверии международных турниров нашими в них участниками - прежде всего "Спартаком" и "Локомотивом". И, конечно, позволю себе лишний раз напомнить, что сюжеты возвращения лидеров обратно в слегка треснувший по швам от вынужденных корректив календарь, где им, похоже, снова предстоит разыграть между собой первенство России, коснутся и всех тех, кто встанет на их пути к победе в чемпионате.
Кто решится сказать, что игра "Локомотива" с "Зенитом" в Санкт-Петербурге занимает теперь наше воображение меньше, чем матч в Мадриде? Казнь за поражение отложим до лучших времен. А сейчас примем неудачу, согласен, как жестокий урок: не в количестве пропущенных мячей дело (их могло быть меньше, но могло и больше) - важнее и огорчительнее, что взятый "Реалом" барский тон заведомо оставляли безнаказанным, настолько мало внутренне верили в успех... Кто бросит камень в "Спартак", воспротивившийся перенесению срока питерского матча? Несомненна фора, данная сегодняшнему "Локо", - и не потому даже, что клуб в одночасье стал, пожалуй, тоже народной командой.
Просто "Локомотив" может в нынешнем году ограничиться званием чемпиона России. А "Спартак" - нет. При том, что и потери титула никто спартаковцам не простит.
Жалобы на некомплект состава из-за травм и прочих недугов встречают все меньше понимания - по-моему, лимит сострадания уже исчерпан - и начинают раздражать.
Никогда еще накануне выступлений в Лиге ведущие клубы не имели такой свободы в распоряжении средствами. И судьбами игроков. Нашлись деньги - и выбор был. А то, что футбол продвинулся в беспощадности соперников друг к другу, - для кого же новость?
Футбольная партия, разыгрываемая в нынешнем сезоне, переходит, на мой взгляд, в психологическое окончание.
Помню, как в "Спартаке" Бескова семнадцать лет назад работала бригада психологов - и Константин Иванович ревниво поинтересовался у второго тренера Федора Новикова, как идут у нее дела. Новиков, мгновенно сориентировавшись, понял, что хочет услышать от него шеф, и сказал: "Главным психологом в команде должен быть ее старший тренер!"
С одной стороны, верно: что же может сделать в команде психолог, не наделенный властью? Но власть нередко осуществляется и без погружений в психологические глубины.
Я думаю, что та усталость, на которую обычно ссылаются, объясняя неудачи своих команд, тренеры, - в первую очередь утомление психики бесконечностью заданий, ограничений, наставлений и предостережений, гнет постоянной и непомерной ответственности. Панацеей от всего этого могли бы, наверное, стать и доля здорового авантюризма, и свобода от обязательного пиетета перед легендой об иностранных клубах, чья сила не с такой уж грозной регулярностью проявляется.
А лучшее все-таки средство от усталости - обретение куража, который и от побед, если они вымученные, не приходит. Не страх перед "Реалом" надо испытывать, но радость, что весь мир на вас смотрит. Знаменитые артисты тоже вслух жалуются на сверхусталость. Но стоит не занять их в новом проекте или отнять главную роль - приходят в уныние.