Газета Спорт-Экспресс № 224 (2717) от 29 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 сентября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД АЛЕКСАНДРА НИЛИНА

НЕОБХОДИМОЕ И ЛИШНЕЕ

Однажды в прошлом веке, а точнее - в сезоне восемьдесят шестого года, "Спартак" Бескова во втором круге занимал никак не подобающее ему место в низах турнирной таблицы. И в московской игре против киевлян ему необходима была победа.

Но легко говорить - необходима. Киевские динамовцы составляли основу той сборной, что на чемпионате мира разбомбила шестью голами венгров, напугала французов во главе с Платини и Тиганой - и даже засуженная в матче с бельгийцами сохранила лицо. Именно в тот год Беланова - под влиянием выступлений на международной арене - признали лучшим в Европе, тогда как Заваров стал первым в стране.

Помню, как увидел тогда динамовских игроков вблизи - за кулисами Лужников. Их иностранный загар казался глянцем. От любого из футболистов исходила аура непобедимости. И чем же, скажите на милость, мог соответствовать обретенному "Динамо" куражу не справлявшийся с домашними трудностями "Спартак", ослабленный затеянной Бесковым ротацией состава, отставкой Гаврилова и Шавло?

Правда, надеюсь, что на потомков произведут впечатление имена тех, кто оставался в спартаковских рядах: Черенков, Хидиятуллин, Родионов, Дасаев... И все равно в тот момент не верилось, что машина из Киева не раздавит сопротивлявшихся набранному ею ходу.

Но "Спартак" был цепко изобретательным в каждом шаге - и после энного количества спутавших киевские карты шагов мяч со штрафного, закрученный Хидиятуллиным, обогнул шеренгу оборонцев. Вот с того-то единственного, принесшего тогда победу гола и начался подъем, приведший "Спартак" на призовое место.

В конце девяностых годов в Киеве устроили матч в память былого соперничества в сезонах восьмидесятых. Ставшая заграницей Украина в жажде победы над бывшими соотечественниками призвала на мемориальную встречу всех знаменитостей - даже тех, кто по-прежнему оставался в действующем футболе, тогда как "Спартак" еле-еле собрал чуть больше дюжины ветеранов, не обеспечив явки некоторых легендарных звезд. Киев выиграл. Но в те четверть часа фирменной спартаковской игры, на которые у ветеранов хватило сил, преимущество оставалось на стороне Москвы.

В пору российских чемпионатов уже "Спартак" - единственный у нас, с кем считаются в большом футбольном мире - неизменно виделся нам в хрестоматийном глянце. К постсоветскому имиджу несомненного клуба-лидера, безуспешно, безнадежно нагоняемого земляками-футболистами, настолько привыкли, что забыли в горячке амбиций и претензий самое, может быть, главное.

"Спартак" - сложнейший из существующих в России (а возможно, и не в одной России) футбольных организмов. И любили его изначально даже за те несовершенства, которые в случае, когда команда ловит свою игру, бьют чужие совершенства (если не к общенациональному, то, уж точно, к общеэстетическому восторгу).

"Спартак" - как поэт Светлов. Он может обойтись без необходимого (совсем близкий к идеалу состав был у спартаковцев на моей памяти лишь однажды, накануне Олимпиады в Мельбурне), но не может без лишнего. И стандартизировать (или, заметим для красного словца, европеизировать эту команду) - труд, судя по всему, неблагодарный, хотя вроде бы и в духе времени.

"Спартак" - не самый сильный клуб в сегодняшнем, да и вчерашнем мире. Однако он - "Спартак". И этим уже много сказано. И будет сказано еще.

Поражение от "Баварии" - драма тренера, драма игроков. Но вряд ли (мне, нейтралу, рассуждать, конечно, легче) неудача должна стать и драмой болельщиков - "Спартак" ведь не перестал быть "Спартаком".