Газета Спорт-Экспресс № 229 (2722) от 5 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 октября 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. ЛУЧШИЕ В СЕНТЯБРЕ ПО ОЦЕНКАМ "СЭ"

ИГРОКИ

Ср. балл "СЭ"

И

1. Владимир БЕСЧАСТНЫХ Спартак

7,25

2

1. РОБСОН Спартак

7,25

2

3. Валерий ЕСИПОВ Ротор

7,00

2

3. Дмитрий ЛОСЬКОВ Локомотив

7,00

2

3. Александр СПИВАК Зенит

7,00

2

КОМАНДЫ

И

В

Н

П

М

О

%

1. ЛОКОМОТИВ

2

2

0

0

6-2

6

100,0

2. ДИНАМО

3

2

1

0

5-3

7

77,8

3. ФАКЕЛ

3

2

0

1

6-3

6

66,7

4. ЗЕНИТ

2

1

1

0

6-1

4

66,7

5. СПАРТАК

2

1

1

0

7-5

4

66,7

6. ТОРПЕДО

2

1

1

0

4-2

4

66,7

7. АНЖИ

2

1

1

0

3-1

4

66,7

Владимир БЕСЧАСТНЫХ

МОИМ КУМИРОМ БЫЛ ДОБРОВОЛЬСКИЙ

После семи лет на Западе Владимир Бесчастных вернулся в московский "Спартак", чтобы вновь заиграть в тот футбол, по которому соскучился. После яркого дебюта в июльском матче с ЦСКА наступило августовское затишье. А в сентябре 27-летний форвард сборной России стал выстреливать дуплетом. Началось все с Фарер, затем по два мяча получили от него вратари "Сокола" и "Алании". Добавим к ним гол "Фейеноорду" и, как следствие, - признание игроком месяца по версии "СЭ".

ЛЮБОВЬ К СПОРТУ ПРИВИЛ ОТЕЦ

Бесчастных говорит, что годы, проведенные в Германии и Испании, изменили его взгляды на жизнь. Вот только характер у спартаковца, как мне показалось, ничуть не изменился, остался таким же открытым. А разговор мы начали с того, кто привил Бесчастных любовь к футболу.

- Мой отец всю жизнь болеет за "Спартак" и старается не пропускать ни одного матча с моим участием, - рассказывает нападающий. - С раннего детства он настроил нас с Мишей (брат Владимира. - Прим. А.М.) на серьезное отношение к футболу: жил нашими проблемами, следил, чтобы мы не шлялись где попало, а занимались спортом. Несмотря на то что отец играл лишь на любительском уровне, мне до сих пор бывает интересно беседовать с ним о футболе. Кстати, благодаря ему в детстве я неплохо играл еще и в хоккей с шайбой, и в хоккей с мячом.

- Если отец болел за "Спартак", то как вы оказались в динамовской школе?

- Мы жили в районе нынешней станции метро "Домодедовская". До Сокольников путь не близкий и с пересадкой, а до "Динамо" - прямая ветка. Когда мы с Мишей были маленькими и родители не могли нас сопровождать, спокойно садились в метро и ехали по прямой. Я учился в общеобразовательной школе, и распорядок дня у нас был следующим: утром вместе с отцом - на зарядку, затем - в школу, потом - обед, после которого быстренько нужно было выезжать на тренировку. Все было расписано по минутам. Только в нашей школе этого не понимали. После уроков обязательно то собрание проведут, то политинформацию, то уборку территории затеют. При этом "добрые" люди, видя как мы с братом трепетно относимся к футболу, порой придумывали эти мероприятия персонально для нас. Футбол они воспринимали как обычную детскую забаву и не хотели понимать, что для нас это серьезно.

Единственным в школе человеком, кто относился к нам с симпатией, была моя первая учительница начальных классов Ирина Ивановна Шевнина. Меня она любила, даже невзирая на то, что я учился на "тройки". До четвертого класса все было более или менее нормально, но затем пошли разговоры: "Футболист? В СССР такой профессии нет", "Хватит валять дурака, а то вырастешь обалдуем". Даже звонили в динамовскую школу, чтобы нас из нее отчислили. Когда окончательно выбрал карьеру профессионального игрока, совмещать футбол с учебой в общеобразовательной школе стало невозможно. Поскольку в "Динамо" не было спорткласса, пришлось перейти в ФШМ, где создали спорт-интернат. Там школьное расписание подстраивалось под режим тренировок.

- Любимым предметом в школе у вас, конечно же, была физкультура.

- А вот и не угадали. Больше всего меня интересовала история различных войн и революций. Прекрасно помнил, кто против кого сражался, мог детально описать ход той или иной битвы, однако хронически не запоминал даты, из-за чего высоких оценок не получал. А физкультура в школе была моим коньком. Выступал во всевозможных соревнованиях - кроссы, лыжи, футбол... Однажды попросили сыграть за сборную школы, а в это время в "Динамо" меня должны были награждать как лучшего молодого футболиста. Когда на следующий день приехал на тренировку, влетело по первое число: "Почему прогулял?". Словом, постоянно находился между двух огней.

ВО ДВОРЕ ИГРАЛ С МУЖИКАМИ НА ПИВО

- С кем-то из школьных друзей сейчас общаетесь?

- Нет, поскольку слишком часто менял школы. Зато остались старинные друзья, с которыми мы давным-давно вместе гоняли мяч во дворе. Играли в футбол и против мужиков, и в одной команде с ними. Дело обстояло так: наши договаривались с мужиками из другого двора сыграть на ящик пива и, показывая на меня, говорили: "Только мы вот этого пацана возьмем, а то у нас одного не хватает". Соперники, ни о чем не подозревая, соглашались: "Ну что может сделать этот пацан?" Потом выяснялось, что пацан забивает больше всех.

- Не страшно вам было в компании взрослых?

- Нет. Мужики меня уважали за то, что даже после толчков и жестких стыков я никогда не ныл и не жаловался. Хотя порой доставалось прилично: играли-то и на гаревых полях, и на каменистых, и на асфальте. Знаете, когда у меня был единственный в жизни перелом? Во дворе. Получил сильный удар по ноге, стиснул зубы и, прихрамывая, ушел домой. На следующий день прихожу в гипсе. Мужики удивленно спрашивают: "Когда это ты умудрился ногу сломать?"

- Кто был вашим кумиром в детстве?

- Мне всегда нравился стиль игры спартаковцев, особенно Родионова и Черенкова. Но когда учился в школе, болел за московское "Динамо", поэтому моим кумиром был Добровольский.

- А были у вас реальные шансы надеть бело-голубую футболку?

- Нет. После окончания ФШМ "Спартак" сразу же проявил во мне заинтересованность, а от "Динамо" предложения не последовало.

МЫ С БРАТОМ - АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ

- В детстве и юности вы были неразлучны с братом Михаилом?

- Да. Тогда я наивно полагал, что мы все время будем выступать за одну команду. У нас даже спортивная сумка была одна на двоих. В одну сторону везу я, в обратную - он. Но жизнь распорядилась иначе. Сейчас, к сожалению, видимся крайне редко. Последний раз - месяц назад. Миша выступает за липецкий "Металлург", и календари наших команд не пересекаются. Когда же я играл за границей, мы вообще по году не виделись.

- Чего не хватило Михаилу, чтобы подняться в футболе до вашего уровня?

- (После паузы.) Мне кажется, характера и целеустремленности. Миша - талантливый парень, но, выходя на определенный уровень, он останавливался на достигнутом.

- А вы не могли на него повлиять?

- Пытался это сделать, когда мы вместе выступали за "Спартак". В 1993 году его постепенно стали подпускать к основному составу, но дальше этого, к сожалению, дело не пошло. Потом у Миши началась чехарда с клубами, которые он менял один за другим. Поначалу на новом месте проявлял себя с самой лучшей стороны, затем затухал.

- А были времена, когда брат играл лучше вас?

- Хотя родились в один день, мы с ним абсолютно разные. Как в жизни, так и на футбольном поле. Я - спокойный и рассудительный, Миша - эмоциональный. В детстве я был более развит физически, быстро бегал, чем постоянно пользовался. Миша - меньше меня ростом, поэтому уповал на технику. Говорили, когда мы подрастем и будем находиться в примерно одинаковом физическом состоянии, он за счет своей техники будет играть сильнее меня. Возможно, так оно и было бы, однако брату не хватило характера. И все же я верю, что Миша сыграет в высшем дивизионе. В 27 лет все еще можно изменить в лучшую сторону.

В ИСПАНИИ ИСПОЛНИЛАСЬ МЕЧТА ДЕТСТВА

- В детстве у вас была несбыточная мечта?

- Да. Хотел завести собаку. Но родители считали, что я немного ею позанимаюсь и заброшу. Им же следить было некогда. Осуществить детскую мечту удалось только в Испании. Там я купил двух симпатичных чау-чау, которые переехали со мной в Москву.

- За пять лет освоили испанский язык?

- Нет. Например, Валера Карпин свободно говорит по-испански. Про себя такое сказать не могу.

- Из-за этого не приходилось попадать в чужой стране в трудные житейские ситуации?

- Нет. Слава Богу, моя жена Света прекрасно объясняется по-испански. Она полностью оградила меня от бытовых проблем, позволив сосредоточиться на футболе.

- Как быстро она выучила язык?

- Света - человек усидчивый и целеустремленный. В Испании сразу же записалась на курсы, где занималась испанским с 8 утра до 6 вечера. Вдобавок ко всему еще и дома штудировала учебники. Я бы так не смог.

- Супруге было тяжело решиться на возвращение из Испании в Россию?

- Для нее переезд получился тяжелым. Это я уехал красиво: подписал контракт со "Спартаком", собрал легкую сумочку с бутсами и улетел в Москву. Свете же пришлось взвалить на себя самую тяжелую работу: собрать все вещи, упаковать их в контейнер, найти фирму, которая отправит его через границу, оформить кучу документов на собак. На все ушло полтора месяца.

- Она не хотела уезжать из Испании?

- Превыше всего она ценит наши отношения и прекрасно понимает, что, если на работе у меня будут неприятности, а последние полгода в "Расинге" мне даже вспоминать не хочется, это может отразиться на нашей семье. Сказал ей, что мне как профессионалу будет лучше, если вернусь в "Спартак". В этом вопросе она полностью доверилась мне, хотя агенты некоторых зарубежных клубов, интересовавшиеся мной, пытались действовать через нее.

НЕ ЛЮБЛЮ СЛОВО "ЭЛИТНЫЙ"

- Как быстро привыкли к российской действительности?

- Сразу же. Я человек дисциплины, а в "Спартаке" с ней все в порядке. Сказали садимся на сбор - значит, садимся на сбор.

- А бытовые проблемы не гнетут?

- Нет. Все-таки футболистам в этом плане легче, чем обычным людям. Есть друзья, знакомые, связи, которые помогают быстро решать возникающие проблемы.

- Что-то вас приятно удивило после возвращения в Москву?

- Во-первых, в России футбол сегодня гораздо популярнее, чем в 92-94-м годах. Тогда на некоторые матчи "Спартака" собиралось по одной-две тысячи зрителей. Во-вторых, Москва стала более благоустроенной. Появились новые дороги, третье кольцо, прекрасная окружная. Ведь до моего отъезда за границу МКАД называли дорогой смерти. Она таковой и была: ни света, ни четкой разметки, сплошные ямы и колдобины. На улицах стало спокойнее. Помню, в начале 90-х был бандитский беспредел: перестрелки, грабежи, игра в перегонки на иномарках. Чуть ли не в каждом подъезде была своя банда.

- А что раздражает в нынешней жизни?

- Чрезмерное поклонение всему модному. Мне это не нравится. На Западе люди в большинстве своем делают то, что им нравится или удобно, а не то, что модно. У нас же почему-то наоборот. У меня вызывает крайнее неприятие слово "элитный". Ни с того ни с сего у нас появились элитные дома, элитные квартиры, элитная мебель, элитные магазины. На самом деле за этим - откровенный грабеж. Взвинчивают цены раз в пять - десять, а потом вбивают людям в голову, что это последний писк моды. Однажды зашел в спортивном костюме в так называемый "элитный" магазин, и "элитные" продавцы на меня посмотрели такими глазами, будто я бомж. Только в нашем магазине тебе могут сказать: "А чего вы сюда пришли, здесь для вас слишком дорого". Противно... Нельзя судить о человеке по тому, как он одевается и на какой машине ездит. У нас же первым делом тебя осмотрят с головы до ног, а только потом начнут разговаривать в соответствии с внешним видом.

- Когда-то вы коллекционировали мягкие игрушки. А сейчас?

- Собираю футболки. Впрочем, собираю - слишком громко сказано. Они у меня где-то в шкафу лежат. Даже не знаю, сколько их. Причем специально за чьими-то майками не гоняюсь. Если какой-то игрок, пусть даже запасной, предложит мне обменяться на поле, обменяюсь. Когда играли с французами в Москве, конечно, можно было броситься к Зидану и попросить его майку. Но это не в моих правилах. Подошел Пети, теперь у меня его футболка, у него - моя. А вообще-то больше всего ценю футболки сборной России и "Спартака". Их без конца просят подарить друзья, и я стараюсь никому не отказывать.

Алексей МАТВЕЕВ