ФУТБОЛ |
ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1 |
РОССИЯ - ШВЕЙЦАРИЯ - 4:0 |
НЕ ЧЕРЕЗ ЧЕРНЫЙ ХОД - ЧЕРЕЗ ПАРАДНУЮ ДВЕРЬ
Игорь РАБИНЕР |
из Петровского парка |
У МУЖЧИНЫ ДРОЖАЛ ГОЛОС
- Руслан!
У мужчины, невесть как пробравшегося к выходу из динамовского подтрибунного помещения, дрожал голос. Он боялся, что мечта, вдруг оказавшаяся от него на расстоянии вытянутой руки, растает как дым.
- У меня 28 сентября родился племянник, и я убедил родителей назвать его в честь тебя. Можешь сделать ему хоть какой-нибудь подарок? Это станет самой священной семейной реликвией после того праздника, который вы нам сегодня подарили!
Признаюсь честно: окончания необычного разговора не услышал. Но уверен, что Руслан Нигматуллин - тот самый человек, который спустя мгновение после финального свистка ликующе взметнул над головой флаг России, а чуть позже на протяжении часа (!) терпеливо раздавал автографы, - своего личного поклонника не обделил.
- Сбылась мечта детства! - от этих, вроде таких простых слов вратаря хотелось, извините, расплакаться.
Как и от короткой фразы отца Владимира Бесчастных:
- Пока не верю, - покачал он головой, отвечая на мой вопрос об эмоциях после чудесного дня сына, который, между прочим, переписал отечественный рекорд всех времен по голам за один отборочный цикл. У Валерия Карпина в квалификации Евро-2000 их было шесть. У Бесчастных, автора победных мячей в Цюрихе и Белграде, после исторического субботнего хет-трика стало семь...
И ВСЕ-ТАКИ МЫ ДОЖДАЛИСЬ!
Возвращение в большой футбол произошло именно так, как мечтал - но, признаемся честно, вряд ли верил - каждый из нас. Не через черный ничейный ход, а через парадную разгромную дверь. Представьте, последнюю и единственную (!) в своей истории крупную домашнюю победу над командой не из карликового государства сборная России одержала восемь с половиной лет назад - 28 апреля 1993 года во встрече с венграми (3:0). С тех пор на своем поле был дважды крупно бит Люксембург, по одному разу - Фареры, Сан-Марино, Кипр и Андорра. И все.
Скатай мы в субботу со Швейцарией тихую непритязательную ничью, радость от достигнутой цели наверняка тоже была бы. Но стали бы мы тогда свидетелями коллективного раздевания сборной, зачинателем которого выступил Егор Титов? Летал бы по полю динамовского стадиона с российским триколором Нигматуллин? Бесновались бы не сотни даже - тысячи болельщиков у выхода с арены спустя полтора часа после матча, скандируя имя каждого выходящего из раздевалки игрока? Лишился бы на несколько секунд чувств пожилой болельщик лишь от того, что увидел живого Бесчастных?
Не уверен. Мы долго ждали от нашей сборной настоящего праздника - и наконец дождались. Наверное, и в этой ситуации найдутся скептики - вспомнят об отсутствии в сборной Швейцарии иных ее лидеров (при этом не будет упомянуто о дисквалификациях Мостового с Карпиным), выразят недовольство тем, что соперник большую часть времени контролировал мяч, заявят, что судья Фискер подсобил нам с пенальти...
Дело даже не в том, что в эпизоде с 11-метровым Комизетти разорвал Гусеву футболку - так, что в перерыве хавбеку пришлось ее заменить. И не в том, что тактика игры "вторым номером" была продумана, реализована при строжайшем соблюдении игровой дисциплины и, наконец, оправдала себя на сто процентов. Дело в том, что в дни такого редкого для нашего современного футбола праздника люди, его нам подарившие, нуждаются в безоговорочном восхищении. Иначе вернется тот самый вирус безразличия, который Романцеву и его помощникам удалось изжить.
И все же не обойтись без упоминания о грустном - самой команды, правда, не касающейся. Почти 15 тысяч пустых кресел на таком матче из-за заоблачных цен на билеты, установленных в РФС, иначе как издевательством, не назовешь. Старший тренер сборной Михаил Гершкович говорил, что в случае неудачи инициаторы взвинчивания цен до тысячи рублей на центральные трибуны должны понести персональную ответственность. А я убежден: даже по случаю победы амнистии виновным быть не должно. Иначе издевательство над болельщиками - не частного клуба, между прочим, а команды, принадлежащей всей стране, - продолжится.
РОМАНЦЕВ ОПРОВЕРГАЕТ САМОГО СЕБЯ
Задумаемся: в чем фирменные тренерские черты Олега Романцева? За что в победные дни его хвалят, а в неудачные - критикуют? Создал ли он для себя неписаные правила, которые никогда не переступает?
Стереотип первый. Романцев никогда не меняет тактику, не подстраивается под соперника и проповедует один и тот же тип футбола, подразумевающий владение инициативой и многоходовый контроль над мячом - порой, правда, вопреки скорости и остроте выпадов. Стереотип второй. Романцев не любит замены и всегда пытается выжать максимум из стартового состава - а уж выходы игроков со скамейки по ходу первого тайма в отличие, скажем, от Долматова и Газзаева не практикует почти никогда. Можно вспомнить и другие отличительные черты - скажем, неприятие защитников, не обладающих навыком паса. Но первые два представления о творчестве главного тренера кажутся мне наиболее обиходными.
Если это так, то в субботу Романцев опроверг оба своих незыблемых, казалось бы, постулата. И опроверг успешно!
"Мы хотели сыграть на контратаках, заставляя швейцарцев втягиваться в нашу зону и быстро переходя от обороны к атаке", - так охарактеризовал тренер установку на игру. Стало быть, не случайным было впечатление от первого тайма, что россияне сознательно отдают инициативу! Никто не мешал швейцарским игрокам плести комбинационную нить в середине поля, но на подступах к нашей штрафной они безнадежно увязли в искусном оборонительном "болоте". От защиты ворот Нигматуллина не был освобожден даже выдвинутый форвард Бесчастных, которому во время атак соперника вменялось опекать защитника Целльвегера. И автор хет-трика, и все его партнеры - в частности, Смертин, намертво сковавший кандалами Сфорцу, - исполняли свои оборонительные арии надежно, ответственно и без суеты. Провала сзади у нас, по сути, не было ни единого.
В результате задумка Романцева превратила сборную Швейцарии в... "Спартак" образца, скажем, Лиги чемпионов-99. Красно-белые играли тогда интересно, внешне затейливо - но, что называется, без ворот. Сборная же России выступила в роли тогдашних "Бордо" и "Спарты". Эта роль не захватывает дух, но практической пользы от нее в современном футболе много. И, вполне вероятно, в двух из трех матчей группового турнира ЧМ-2002 нашей сборной придется играть именно так - "вторым номером". Может быть, следующее поколение - то, что играет в молодежной сборной, - и сможет, как недавно против сверстников-французов в Кане, играть против лучших команд мира с позиции силы, но пока это выглядит малореальным. Тактика не тотальной, но умеренной осторожности, успешно апробированная в субботу на "Динамо", скорее всего станет лейтмотивом выступления нашей команды в Японии и Корее.
Но Романцев - и это очень хорошо - остался самим собой в том, что после матча говорил не только о результате, но и об игре.
"По красоте футбол уступал тому, что эта сборная может показывать", - это признание главного тренера, мне кажется, дорогого стоит, ибо говорит: великолепный счет не склонил Романцева к эйфорически-восторженным оценкам. Обратил на себя внимание и его педагогический ход в отношении хет-трика Бесчастных. Сдержанные слова о том, что голы - это его работа, за которую форвард и получает деньги, выглядели как профилактика от почивания на лаврах. Впереди у "Спартака" три сложнейших матча за неделю - со "Спартой", "Крыльями Советов" и "Баварией" - и главный тренер явно не захотел, чтобы форвард-герой расслабился.
И, наконец, о втором опровержении Романцевым самого себя. Речь о ранних заменах. То, что международные уроки не проходят для него бесследно, показал выход Даева вместо Дроздова. В уже упомянутой Лиге-99 был домашний матч со "Спартой", в самом начале которого Ковтун получил желтую карточку. С напрашивавшейся заменой на Евсеева спартаковский тренер решил повременить, и в начале второго тайма главный российский нарушитель футбольных правил был удален с поля.
Теперь Романцев решил не искушать судьбу. Дроздов склонен к фолам ничуть не меньше Ковтуна, и предупреждение на старте матча побудило наставника к решительным действиям. К тому же с недавних пор он перестал чураться замен в первом тайме - достаточно вспомнить выход Ананко вместо Тчуйсе в матче с "Фейеноордом", перевернувший весь ход неудачно складывавшейся для "Спартака" игры. Также и замена Дроздова на Даева оправдала себя стопроцентно - и правый фланг обороны перестал "гореть", и уже было занесенный над нашей сборной дамоклов меч удаления затупился.
Словом, в матче со Швейцарией мы открыли для себя новые грани тренера Романцева. И этому не стоит удивляться - в матчах на высшем уровне не обойтись без изобретения чего-нибудь новенького. Тем более интересно будет понаблюдать, какие ноу-хау ожидают нас в следующем году.
И все же еще один маленький штрих Романцев, мне кажется, на общую картину мог бы нанести. Речь не об игре, а об элементе шоу, которого на последних минутах ждал весь стадион. Речь - о замене Бесчастных, в момент которой на "Динамо" началось бы настоящее сумасшествие. Но тут, допускаю, сработал еще один романцевский принцип - он никогда не меняет героев матча. Главный тренер считает, что игрока такая замена, наоборот, может обидеть.
Возможно, он и прав - тем более что сам Бесчастных, отвечая на вопрос о его собственном желании такой шоу-замены, отрицательно покачал головой.
БЕСЧАСТНЫХ: КРУГ ЗАМКНУЛСЯ
Матч со Швейцарией показал, что на ошибках умеет учиться не только Романцев. После того, как был забит первый гол, сомнения в исходе встречи практически развеялись. Тревога возникает в те моменты, когда команда теряет бдительность - даже при счете 3:0. Наши же весь матч держали руку на пульсе игры. Одну из причин этой прямо-таки немецкой дисциплины и ответственности я понял, пообщавшись после матча с Русланом Нигматуллиным (вчера, кстати, ему исполнилось 27 лет - поздравления от "СЭ"!) и Игорем Чугайновым.
- В пятницу мы насмотрелись на то, как можно все потерять при трех забитых мячах, - сказал безупречно сыгравший либеро. - И при счете 3:0 в голове все время сидела мысль о трагедии нашей "молодежки". Этого оказалось достаточно, чтобы избежать самоуспокоения.
Нигматуллин, следивший за перипетиями матча в Раменском по Интернету в режиме он-лайн, не сговариваясь со своим капитаном по "Локомотиву", произнес те же слова. Похоже, еще один укоренившийся стереотип - о свойственном российским футболистам разгильдяйстве, умении в считанные минуты растранжирить достигнутое - в отношении футболистов сборной, слава Богу, устарел. Может, они и играют не в самый зрелищный футбол на планете, но удерживать преимущество - как в Цюрихе, Белграде и теперь в Петровском парке, - научились на славу.
Но этого преимущества бы не было, не найдись в сборной футболиста, забившего в каждом из этих матчей решающие мячи. На чемпионат мира, конечно, вышла вся команда, но это был отборочный цикл Владимира Бесчастных!
Одной только своей золотой головой он забил пять мячей, чему был особенно рад его сорвавший на матче голос отец: "Кто теперь скажет, что в России не умеют играть головой?!". Субботний хет-трик за 24 минуты заставил вратаря швейцарцев Йорга Штиля криво усмехнуться: "Теперь Бесчастных стал моим лучшим другом". А у нас появился дополнительный повод для гордости - не из-за рекорда даже, а из-за того, КАКИМИ получились второй и особенно третий мячи нашего форварда.
В обоих случаях Бесчастных не подставлял голову, а бил в цель. Дуга, по которой мяч перелетел Штиля во время второго гола, выглядела совершенной. А девятнадцатью минутами позже нападающий сотворил нечто, не поддающееся описанию. Как можно забить мяч головой, когда соперник вцепился тебе в горло - для меня немыслимо! Но Бесчастных, который всегда говорил, что не умеет падать, вместо выпрашивания пенальти с петлей (а точнее, с Комизетти) на шее умудрился боднуть мяч головой о землю. Да так, что мяч затрепыхался в сетке. Стадион ахнул, не поверив своим глазам...
- Когда сын начинал заниматься футболом, вы верили, что его ждет такой триумф? - спросил я Бесчастных-старшего.
- Поверил, когда он занимался в динамовской школе. Уже тогда был неудержим - защитники, как ни старались, ничего с ним поделать не могли. И все ведь в его карьере развивалось хорошо до того, как непонятно почему - забивал же! - перестал попадать в состав "Вердера". Потом потерял много времени в "Расинге" - не отпускали, хотя он давно уже хотел вернуться. Видно, Романцев - это все-таки его тренер.
От динамовской школы до феерии на "Динамо" - такой круг замкнула судьба, занесшая, как теперь уже ясно, Владимира Бесчастных в историю. Дай Бог, чтобы в Японии и Корее мир, как семь лет назад в Америке, вспомнил о российских форвардах. Тогда - о Саленко. Теперь - о Бесчастных.
За последние 13 месяцев судьба проделала еще один круг. 1 сентября прошлого года на большом экране, установленном на поле динамовского стадиона, транслировали матч Швейцария - Россия. Не забуду, как за тысячи километров от места действия люди висли друг на друге от восторга, когда Бесчастных забил победный мяч. Так начиналось возвращение сборной России в мир большого футбола, которое увенчалось хет-триком того же Бесчастных в том же Петровском парке...