Газета Спорт-Экспресс № 234 (2727) от 11 октября 2001 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 октября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ПРОФЕССИЯ: ФУТБОЛЬНЫЙ АГЕНТ

Максим КВЯТКОВСКИЙ

Работа футбольного агента вовсе не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Вроде бы что сложного: нашел хорошего игрока, заключил с ним хороший контракт, продал его за хорошие деньги, а разницу между ценой покупки и ценой продажи положил себе в карман. Чем не жизнь? Однако человек, избравший профессию футбольного агента, должен отлично разбираться в тонкостях игры, иметь широкий круг общения, владеть иностранными языками и знать как наши законы, так и законы зарубежных стран. В России агентов, действительно знающих свое дело, можно пересчитать по пальцам, а относятся к ним как к людям часто нечистым на руку. Масла в огонь подливают и наши тренеры, называющие крутящихся вокруг игроков людей "жучками", которым собственно на футбол наплевать, а нужно лишь заработать, да побольше.

Спору нет: проходимцы, безусловно, встречаются. Но это лишь следствие того, что у нас, увы, почти нет понятия о цивилизованных отношениях между игроками и людьми, которые по роду своей деятельности занимаются переходами и заключениями контрактов с клубами.

Кому-то, может, покажется, что обойтись без этих людей вполне возможно. Только почему тогда практически все футболисты, к примеру, в Испании или Италии, имеют своих агентов? Почему звезды первой величины доверяют им как самим себе? Ответы на эти вопросы лежат на поверхности - игроки знают, что связали свою карьеру с профессионалами, которые в первую очередь будут учитывать их интересы и никогда не подведут.

Скажем, в Испании более семидесяти агентов, имеющих официальную лицензию ФИФА, и работы хватает всем. Организация, разумеется, на самом высоком уровне, тогда как нам об этом пока приходится только мечтать. Футболист, имеющий грамотного агента, никогда не попадет в историю, случившуюся почти шесть лет назад с Виктором Онопко. Капитан российской сборной тогда поехал на Пиренеи, чтобы заключить контракт с "Атлетико", а попал в заштатный "Овьедо".

Между тем именно в испанском чемпионате сейчас выступают два самых дорогих футболиста планеты. Трансфер Зинедина Зидана из мадридского "Реала" стоит 63 миллиона долларов, Луиша Фигу - более 56 миллионов. Ясно, что за российских футболистов столько не заплатят: сумма рекордных для нас сделок с Дмитрием Аленичевым (из "Спартака" - в "Рому") и Алексеем Смертиным (из "Локомотива" - в "Бордо") не дотягивала и до десяти миллионов долларов. Трансферы эти, кстати, считаются весьма удачными для российского футбольного рынка. Большую роль в этом сыграли агенты-иностранцы, занимавшиеся переходами. Не секрет, что умелый агент способен поднять стоимость того или иного игрока.

Несколько недель назад мне довелось побывать в ведущей агентской конторе Испании, главный офис которой находится в центре Барселоны. В просторном помещении, где каждое рабочее место оборудовано компьютером, - масса специальной литературы. Пухлые справочники содержат информацию о каждом более или менее способном футболисте из любой точки планеты. На страницах этих изданий встречаются подробные характеристики даже на игроков... первого российского дивизиона!

Предвижу резонный вроде бы вопрос: неужели испанцам и они интересны? Ответ мне дал 11-й номер великолепной "Барселоны" Йохана Кройфа начала 90-х, Айтор "Чики" Бегиристайн. "Мелочей в нашем деле не бывает", - сказал форвард, выступавший бок о бокс Ромарио, Стоичковым и Лаудрупом, а после окончания карьеры игрока ставший сотрудником агентской конторы, ведущей дела звезд мирового масштаба.

В российских футбольных кругах агентом номер один называют Константина Сарсания, который в свое время тоже был действующим футболистом. Первопроходцам всегда тяжело, но он преодолел все препятствия, заработав имя и уважение. Сейчас среди его подопечных немало известных игроков, и ни один из них, насколько знаю, не жалеет, что доверился Сарсания.

Но пока он выглядит белой вороной - профессия футбольного агента, кроме всего прочего, в России не так престижна, как на Пиренеях или Апеннинах. Убежден: чем скорее удастся искоренить этот стереотип, тем быстрее взаимоотношения между нашими клубами и игроками наконец-то станут отвечать высшим международным стандартам.