РАЗ-ДВА-ТРИ, ЧА-ЧА-ЧА! |
Недавно, говорят, подсчитали - кто в какие спортивные секции и клубы в Москве ходит. И оказалось, больше всего народу занимается... вы думали, футболом? А вот и нет. Спортивными танцами.
К танцам автор почувствовал непреодолимое отвращение в четвертом классе. На уроке ритмики печальный серый мужчина с носом цвета спелой клюквы выжимал из аккордеона польку-бабочку, под которую строем ходили пары. "Держать носок!" - кричала Елизавета Викторовна, и автору страшно хотелось сделать кому-нибудь подножку...
Потом ненависть к танцам сменилась безразличием - любое танцевальное словосочетание (бальные танцы, спортивные и прочее), влетев в одно ухо автора, тут же вылетало через другое, не потревожив ни одной извилины. Бальных танцоров он считал этакой подпольной сектой чудаков...
Но где-то полгода назад автор заметил, что к танцам относится уже не так нейтрально. Сначала друзья решили женить автора на танцовщице из Челябинска. Потом автор узнал, что приятель Игорь, с которым он когда-то играл в блюз-группе, забросил свою духовую трубу, пиво, курево и записался с женой в секцию... бальных танцев. Потом сосед определил в подобную секцию первоклассницу-дочь.
- Зачем вам это? Не мучайте ребенка! - сказал автор соседке.
- Не хочу, чтобы Таня стала наркоманкой и алкоголичкой! - сказала соседка с такой благородной яростью, что автор ссутулился и спросил: "Я-то тут при чем?"
В пивной новоявленный знакомый Антон с каким-то мужиком, в довесок к "Кутузовскому" распивавшие четвертинку, оказались... танцорами!
- Что, танцует вся Россия? Уход от суровой действительности? - спросил автор у Антона.
- Вся не вся, но многие, - ответил тот, отрывая от воблы грудную клетку.
Месяц назад редактор спросил, не хочет ли автор написать про самый популярный ныне в России вид спорта. "Про спортивные танцы, что ли?" - неожиданно для самого себя откликнулся автор.
ГОСЗАКАЗ
В СССР танцевали всегда - фокстрот, вальс-бостон... Хоть и считалось это буржуазным влиянием, но в репертуары ресторанов и танцплощадок большевики не вмешивались. В 57-м в Москве состоялся фестиваль молодежи и студентов. На задворках его культурной программы прошел и первый в СССР международный конкурс по бальным танцам. Почувствовав слабину большевиков, педагоги начали создавать кружки бальных танцев при ДК, а самиздат - тиражировать английские танцевальные учебники.
- Но проводить соревнования было нельзя, - вспоминает президент федерации танцевального спорта России Павел Дорохов. - Фрак считался воплощением буржуазной культуры, движения в латиноамериканских танцах - вульгарными. Ча-ча-ча еще как-то терпели. Самба раздражала. Джайв и твист считались недопустимыми. Липси воспринимали, потому что это друзья из ГДР выдумали. Летку-енку тоже - фольклорная основа. Но все таки с 70-х начали проводить международные турниры. И то потому, что помимо программных танцевали и советские, специально сочиненные бальные танцы. Был госзаказ: показать, что существует советская оригинальная бальная культура.
Когда к нам приезжали иностранцы, они танцевали две программы, а мы три. На них это, кстати, производило впечатление. Но все было не так уж плохо: у тех же композиторов и хореографов появился хлеб - заработать в художественной самодеятельности было очень сложно. И все же до самого конца советская власть бальные танцы не жаловала. Один из замов министра культуры РСФСР, когда его убеждали: "Это же хорошо! Элегантно! Какая галантность, какое отношение к женщине!" - отвечал: "А вы что, можете представить, что советский рабочий после 8-часового рабочего дня снимет замасленную телогрейку и наденет фрак?" Ему говорили: "Очень многие из них это уже делают!" Ведь ДК были как раз при крупных предприятиях.
Грянула перестройка. Все стали организовываться. Создали и мы АБТ СССР - Ассоциацию бальных танцев. Меня избрали ее президентом. В декабре 91-го зарегистрировали устав, а в конце месяца СССР перестал существовать. В то время международная федерация дала установку убеждать общественное мнение, что бальные танцы - спорт. Но спорткомитету было не до нас. Где-то до 94-го мы развивались по инерции - между культурой и спортом. Тут начали гибнуть ДК - и мы стали перемещаться в обыкновенные школы. А в 98-м нас приняли в члены Олимпийского комитета России. Скоро должны заключить с ним договор, какие-то ставки, наверное, дадут тренерам сборной... Ведь бальные танцы включены в программу Олимпиады в Китае.
Мы по популярности занимаем довольно высокое место. В России только с классификационными книжками - 35 000 танцевальных пар. Это при том, что танцы - спорт не самый дешевый. Вот сейчас на Открытом чемпионате России арендуем целый комплекс ЦСКА. Свет, звук, пол нужен со специальным сцеплением, раздевалки на 1600 человек - ведь 4 тысячи спортсменов за 5 дней проворачиваем!
- Так кто занимается танцами? Дети "новых русских"?
- Проводили три года назад опрос. Как ни странно, подавляющее большинство - дети бюджетников: учителей, врачей, военных.
- Если количественно сравнивать с советскими временами...
- Трудно сравнивать. Не было статистики. Был "вал" по всей художественной самодеятельности - на коллегиях министерства культуры назывались миллионные цифры. Сколько там из них занимались бальными танцами? Могу сказать только, что в 90-х, когда в обществе царили пессимистические настроения, был спад. Потом подъем. В 98-м, после кризиса 17 августа, снова спад. Сейчас опять подъем.
СПОРТСМЕНЫ ВО ФРАКАХ
- Бальные танцы - настоящий спорт, - убежден Дорохов. - Все элементы налицо: тренировки, соревнования, правила, судьи... Но хотя в 98-м нашу федерацию признал МОК, один из его вице-президентов, канадец, недавно сказал: "Все могу себе представить - но чтобы спортсмен выступал во фраке!" Ему ответили: "Это просто такая эстетика. А физические и нервные нагрузки у нас ничуть не меньше, чем у тех же бегунов на 400 метров". Это правда: медики в Германии проводили замеры и установили, что биофизические и нервные нагрузки в квикстепе у танцоров такие же, как у бегуна на 400 метров. И при этом танцор еще всегда должен изображать легкость и источать очарование - мол, ему это доставляет величайшее наслаждение!
- Насилие над мимикой! Если бы не эта эстетика, представляю, какие муки выражали бы лица танцоров! Танго с высунутыми от усталости языками и выпученными глазами...
- Танец - не только спорт, но и искусство. Спортсмены должны создавать образ, свой в каждом танце. Актерская работа. Но тренеры у нас больше занимаются созданием телесного выражения, чем мимикой. И если бы вы видели, какие гримасы выделывают порой не только мужики, но и девушки! Чтобы выразить страсть...
- Нет внутри федерации революционных течений - включить, скажем, танцы более современные?
- По каждому танцу существует каталог фигур. И выйти за пределы... На страже стоят англичане - они все-таки родоначальники. Хотя сейчас они и не такие непререкаемые авторитеты, как раньше. Те же итальянцы создали свой стиль, не меняя фигур... Но когда заходит разговор о новой связке или фигуре, сразу - споры, крики... Венский вальс - не трогать! Но там всего пять фигур (правый поворот, левый, вращение...). Ясно, что надо включить элементы из других танцев. Но перешибить обух пока не удается. И все-таки мнение международное к этому склоняется. Так же и в других танцах.
Правда, здоровый консерватизм у нас, как и в любом спорте, все-таки нужен. Правила не могут меняться быстро. Учебники существуют десятилетиями и лежат в основе деятельности любого педагога и тренера. Мы говорим так: сначала научитесь исполнять то, что прописано! По правилам некоторые фигуры высшего класса нельзя выполнять в низшем. А есть такие тренеры, которые, коверкая души и тела детей, начинают брать фигуры из более высокого класса. Пара смотрится эффектно, но, выражаясь языком фигуристов, не выполняет школу (у нас это называется бейзик). Ребенок должен понимать, что делает. В 9 лет он не может исполнять румбу, как женщина, которая знает, что такое мужчина. Румба - это отношения полов. И когда мы переносим взрослые движения на детское тело, и тщедушная девочка с сосульками вместо грудей показывает нам страсть, меня это всегда возмущает.
- Также, как на телевидении какие-то младенцы под Пугачеву косят...
- Приблизительно. И костюмы... Если мы наряжаем девочку, как елку, получается старушка! Пока в 93-м не приняли правила, как только не наряжали детей! Сейчас у нас фраки можно надевать с 14 лет, и девочкам до этого возраста - никаких аппликаций, никакого грима.
- И все-таки фрак - отрыв от жизни...
- Есть такое мнение. Но фрак, фалды фрака создают нужный амбьянс... Когда в показательных выступлениях танцуют в пиджаках - это совсем не то!
- Нет каких-то настроений объединиться с другими танцевальными федерациями - тем же спортивным рок-н-роллом, скажем?
- Я был на чемпионатах по буги-вуги, по ламбаде... Другие виды спорта! Танцы-однодневки. У нас же - выдержанные временем. Любой приличный человек на Западе считает должным взять несколько платных уроков - чтобы, если попадет на бал (это у нас балы редки, а там сплошь и рядом) и заиграют "ча-ча-ча", сделать хотя бы четыре фигуры! Неумение считается дурным тоном.
ПОХИЩЕНИЕ ДЕВОЧЕК
- Вот еще проблема. Мы сейчас в международном танцевальном спорте выбиваемся в лидеры. На Западе ведь молодежь не столь охотно в танцы идет, как у нас. У них все больше ветераны танцуют - от 35 лет и старше. Клубы - как говорится, по интересам, у нас же - чисто спортивные организации. И принято в семьях, чтобы дети ходили в кружки. Так что у нас танцующей молодежи масса. Причем качественная. И иностранные федерации все чаще сманивают наших девочек на Запад. Приезжают, не стесняясь, выбирают. В чемпионате Германии каждая третья или четвертая пара - или полностью русская, или одна партнерша. Подписывают договор с родителями, с тренером... Сейчас, насколько я знаю, на ту чемпионку Европы Аню Безикову давление не прекращается...
- На Западе им платят?
- Нет. Но иногда клуб покупает форму, обувь. Живет девушка в семье партнера. То есть кров имеет, а не в другом смысле "живет"... И конечно, заманивают посулами - мол, вы у нас в Германии будете чемпионами страны! Правда, специалисты считают, что юных кадров у нас так много, что на весь мир хватит. Особенно девочек. Ведь по статистике пропорция среди начинающих где-то 3:1 в пользу женского пола. И в частных объявлениях в Интернете и на стенах клубов ищут все больше партнеров.
- А чем же занимаются "лишние" партнерши?
- Танцуют друг с другом... Но обучение и не начинается сразу с парного танца. Сначала тренер показывает партию мальчику или девочке, и он один часами и днями запоминает композицию. Да потом, когда они маленькие, им не важно, с кем танцевать, - важно, КАК...
БЕЛАЯ ВОРОНА
В этом году Дима Крупнов сменил партнершу, хотя с прежней, Аней Савельевой, дважды завоевал серебро на чемпионате мира. Так случилось. "За семь лет у Димы было четыре партнерши, - говорит его папа, Сергей Крупнов. - Еще до Ани начинали с хорошей девочкой Оксаной. В юниорах-1 были абсолютными чемпионами России в 98-м. Но она стала выше Димы ростом".
- Нынешнюю, Женю Елфимову, не по объявлению на стене нашли?
- Конечно, нет. Когда распадается пара такого уровня, это моментально становится известно - и в Москве, и по России. Женя из Москвы.
- Были варианты с иногородними?
- Аня была как раз иногородняя, из Волгограда. Первое время жила у нас дома. Это довольно распространенный случай, когда иногородние живут у партнера.
- Почему Дима в танцы пошел, а не в футбол, к примеру?
- Случайно. В первом классе восточными единоборствами занимался, потом секция куда-то сгинула. Когда жена в 8 лет записала его в кружок танцев при школе, отнесся скептически. Через полгода пришел на показательные выступления, посмотрел - вроде красиво... Еще через полгода, когда уже занимался индивидуально, после первого конкурса, где в финал попал, все - болезнь! (Смеется). И y сына, и у меня.
- Дорогое удовольствие - индивидуальные занятия? Слышал дикие цифры - от 20 до 100 долларов в час.
- Без комментариев... Но вид спорта дорогой. Платье партнерши может стоить тысячу долларов и выше. Фрак - 500. А надо иметь пару костюмов - для каждой программы. Костюм служит год. Туфель за 100 долларов хватает на два-три. Поездки на чемпионат мира в прошлом году нам федерация оплатила, но чаще платим из своего кармана. А поездок 5-6 в год: в Австрию, Германию, Чехию, Италию, Англию.
- Вы где работаете, если не секрет?
- В банковской структуре.
- Как складывается день сына?
- Приходит из школы, обедает, чуть-чуть позанимается домашними заданиями - и на тренировку. Возвращается в 11-12 вечера, чуть-чуть позанимается - и спать.
- Дима и другие ребята из бальных танцев не выглядят в школе белыми воронами?
- Наверное, выглядят. Во всяком случае, пальцы веером не держат. Вы заметили, наверное, что все танцоры и их педагоги - люди достаточно сдержанные, элегантные. В манерах, в одежде, во всем.
RUSSIAN OPEN-2001
Универсальный спорткомплекс ЦСКА. Открытый чемпионат России по бальным танцам. Концентрация прекрасных женщин на метр площади запредельная - пересыхает в горле. На улице промозглая осень, но все поголовно плотного кубинского загара. Так полагается, ведь танцуют латиноамериканские танцы, и надо "выражать образ".
- Где так загорели?
- Крем "Автозагар", - отвечает блестящая шатенка (блестит что-то в прическе, блестками осыпано платье). - Все им пользуются - очень удобно, никакого солярия не надо. Крем водоупорный, держится неделю. Стоит 100 рублей - хватает на три турнира.
Танцоры в толпе болельщиков заметны сразу - прямые, высокие, набриолиненные. Такие все стройные, что меня самого вдруг распрямило, как Деточкина, услышавшего, что главная примета преступника - сутулый. Сверкают проборы, лакированные туфли. Кажется странным, что нет ни одного монокля... Вокруг танцплощадки перед трибунами - столики для VIP-персон. Сухое "Шардонне", виноград, груши... Шутка журналиста: а где же пиво с водкой? Ответ: какие танцы, такие и напитки. Танцевали бы краковяк - были бы и пиво, и вобла...
До начала решающих заходов час. Дети что-то выискивают на паркете - сдувают пылинки? Танцоры пробуют сцепление - фигуристо прохаживаются.
Russian Open - 4 тысячи танцоров всех возрастов. На то он и Open - зарегистрироваться может любая пара, плати только взнос. Соревнуются по кубковой системе. Это марафон - и 1/64, и финал в один день. Танцплощадка работает, как конвейер, с семи утра до глубокой ночи. Сменяются группы, гремит музыка (15 Квт), сменяются бригады судей. Они стоят вокруг площадки и помечают лучшие пары в своих листочках крестиками. Никаких оценок, это не фигурное катание. После танца протоколы собираются, крестики подсчитывают, и ровно половина танцоров погружается в печаль, а другая набирается сил для новых заходов - пьет витаминные смеси и ест шоколад.
В соревнованиях две программы - европейские танцы (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и быстрый - танцуют именно в таком порядке) и "латинос" (ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль и джайв). Нетрудно подсчитать - за день финалист может станцевать 7-8 раз каждый танец. А сколько увидит самб, румб и фокстротов зритель - смертельная доза! Но зритель не самоубийца: аншлаг собирается к вечеру, к финальным заходам. За 3-4 часа танцы надоесть не успевают - на себе проверил.
- Танцев всего десять, а мелодий надо подобрать как можно больше, - объясняет звукорежиссер Владимир Кудрявцев. - Вот представьте, идет 20 заходов, и если все время одну и ту же мелодию... набивает оскомину! Чем больше разнообразия, тем легче танцорам. На подбор и запись музыки в нужном порядке ушел целый месяц.
ОРГИЯ
Венский вальс. Из-за рекламных щитов не видно ног, и кажется, что на ногах не туфли, а коньки, а вместо паркета - лед. Хотя вальс и венский, но родился он гораздо раньше Штрауса, по одной из версий - во Франции. Раз-два-три, раз-два-три... По три удара в каждой секунде. В Вене два века назад открывались залы на три тысячи вальсирующих пар. В Англии танец считали аморальным. Лорд Байрон, увидев в 1813-м жену, кружащуюся в паре с приятелем, написал: "Вертятся, как два майских жука, насаженных на шило!" Что бы сказал лорд, застав женушку за нынешними румбой или самбой?
Румба. Партнеры - исчадия страсти. Дамы строят глазки (судьям тоже), кавалеры - зверские рожи. "Сексуальная пантомима с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных домогательств мужчины и защитных движений женщины, - читаю в методичке для начинающих танцоров. - Во время танца дама "дразнит" кавалера, затем как бы убегает к другому".
Ча-ча-ча (2 удара в секунду) - это уже не "соблазнение" (вычитано там же), а настоящая оргия! В ча-ча-ча танцуют бедрами.
Пасадобль - танец тореадора. Грудь колесом, набычившийся взгляд, никакого секса! Ведь по "сценарию" дама символизирует всего лишь плащ или красную тряпку...
Фокстрот - кусочек нэпа или Америки 30-х. Захотелось закурить сигару... Это заключительный танец "пятерки". Вздохнули, перевели дыхание, снова на лице широкая улыбка - и вперед! Главное - не налететь друг на друга. Иногда сталкиваются, но, улыбнувшись друг другу (культура!), расходятся и снова набирают темп. Фокстрот изобрел в 1914 году актер Гарри Фокс. "Трот" - второй корень в названии. Говорят, Гарри во время танца передвигался довольно суматошным (160 ударов в минуту) рысьим шагом (trotting). Многие нынешние фигуры в фокстрот попали из почивших чарльстона и обожаемого нэпманами шимми. "Видел чарльстон, - писал Луначарский, - и считаю его в высшей степени отвратительным и вредным".
Танго. Очень опасный танец! - считали моралисты даже в XX веке. В 1915 году в Нью-Йорк Таймс" появилась статья "Танго опаснее, чем германские империалисты". А в 24-м доктор Бохем из Нью-Йорка придумал новую болезнь "the TANGO-foot" (специфическое искривление ног) и наделил ею всех танцоров. Впрочем, никакого искривления не замечаю. Мужчины дружно поигрывают жевательными мышцами, уставившись в дамские физиономии...
Джайв - тот же рок-н-ролл. Зрители разошлись и пересвистывают-перекрикивают музыку. Танцоры по-кроличьи (один из основных шагов - "скачок кролика", Bunny Hug) прыгают по площадке.
НЕРВЫ
- Много работы? - спрашиваю заведующего медпунктом УСК Христофора Егозарова.
- Крупных травм не было. Мелких много. Позавчера было 31 обращение. Вчера - 10. Сегодня уже 42 человека, а танцевать еще несколько часов. Ушибы, удары, головокружения, головные боли... Чаще всего от нервов. Люди переживают. Очень. Танцоры - эмоциональная публика. Здесь у нас и борцы, и футболисты, и волейболисты играют - они не так переживают. У одного ни с того ни с сего заболел живот. Два случая потери сознания. Одной девочке мама что-то резкое сказала после танца - та в обморок. Вот у парнишки вчера была температура, сегодня танцевал, но организм ослаблен - обморок. Еле вывели. Танцевать больше не мог. Когда идут предварительные этапы, пар много, и тут могут быть разные столкновения - одному локтем угодили в лицо, другому на палец наступили каблуком... Тяжелый спорт. У нас здесь есть танцевальная секция ЦСКА - я смотрю, как там с 7 лет начинают...
- В весе ребята много теряют после таких турниров? - вопрос тренеру и судье Дмитрию Титкову.
- Много. Дети потом два-три дня отсыпаются. Отъедаются, пьют витамины, кто-то садится на макаронные диеты - углеводы повышают работоспособность.
- Как ориентируетесь в таком количестве пар? Голова кругом идет...
- Ориентируемся. Судья обязан отметить свою половину лучших пар. Но судей много - 17 в каждой группе. Сначала в заходах танцевало по 18 пар, в полуфинале - 12, в финале - шесть. Почти по три судьи на пару! Если даже где-то я не замечу хорошую пару, то коллеги обязательно заметят. И она все равно попадет в следующий тур.
- Столкновения, падения - как все это влияет на оценки?
- Никак. У нас не фигурное катание, и судьи к этому относятся лояльно. Как к несчастному случаю.
- Выход из таких ситуаций, заметил, очень элегантно делается. Это тренируемая вещь?
- Тренируемая. Пары смотрят на площадку и стараются перемещаться на свободные места. Надо уметь владеть площадкой. И выходить из столкновения с достоинством - тоже.
...В разгар действа - просьба по громкоговорителю: "Мягко говоря, настоятельная просьба - немедленно освободить проходы, иначе пожарная служба в содружестве со службой безопасности дворца через пять минут закроет турнир!" Зрителей так много, что неясно, куда же они будут садиться. Чем ближе к финалу, тем улыбаться труднее. Доли секунды после последней ноты - улыбки исчезают с лиц, танцоры уходят, шумно дыша открытыми ртами... Но в финале ЧМ по юниорам-2, проводившегося в рамках турнира, у российской пары Саша Ермаченков - Катя Ваганова остаются силы на дружный шпагат. Они проигрывают всем в росте - на голову ниже, - зато берут первое место. Дима Крупнов с новой партнершей Женей Елфимовой - вторые среди молодежи России...
Дмитрий ТУМАНОВ