Газета Спорт-Экспресс № 266 (2759) от 19 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 ноября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН СТАНОВИТСЯ ВЫСШИМ

Собственно, никаких революционных преобразований делегаты, собравшиеся в гостинице "Лужники", не предложили. Напротив, то, о чем они договорились после 5-часовых прений и споров, по сути, подтверждает существующее ныне в первом дивизионе положение вещей. В высшей лиге останется 18 команд, две из которых по итогам сезона поднимутся в премьер-лигу, а три - ее покинут.

- Мы и не собирались ломать что-то в существующей структуре, - говорит главный тренер читинского "Локомотива" Александр Ковалев. - Хотя я, например, считаю, что для России оптимально иметь в первой лиге 20 клубов. Однако главной причиной нашего собрания в Москве было желание сохранить все лучшее, что есть в дивизионе. Это - ритмичный календарь, спортивный принцип обмена между лигами, определенный класс игры команд и защита интересов клубов.

Ковалев, которого молва наряду с главным тренером астраханского "Волгаря-Газпрома" Корнеем Шперлингом, президентами хабаровского "СКА-Энергии" Виктором Озеровым и питерского "Динамо" Сергеем Амелиным записывает в лидеры движения, на мой взгляд, всего недоговаривает. Например, того, что не все клубы первого дивизиона восприняли на ура идею создания высшей лиги.

Так, пермский "Амкар" не прислал своего представителя на конференцию новой структуры, которая будет называться "Некоммерческое партнерство клубов высшей лиги России". Впрочем, как выясняется, причина - осторожность и некоторое недоверие к партнерам.

- Мы стоим на позиции сохранения существующей формулы проведения соревнований в первой лиге или высшей кому как угодно ее называть, - говорит директор пермяков Юрий Гребенюк, которому удалось дозвониться домой. - Наше отсутствие на конференции вызвано тем, что сразу после завершения сезона руководители клуба ушли в отпуск и покинули Пермь. Вернувшись, мы узнали о предстоящем создании лиги, но решили, что на неофициальное заседание нам резона ехать нет. К тому же ПФЛ за подписью генерального директора лиги Виталия Кречетова прислала факс, в котором представителям первого дивизиона предлагается собраться в Москве на сутки раньше ежегодной конференции ПФЛ (23 ноября). Приедем в столицу на конференцию, там и переговорим с коллегами.

В итоговом документе о создании высшей лиги нет подписи и представителя ижевского "Газовика-Газпрома": вице-президент уральцев Валерий Сальников, проголосовав "за", автограф на бумаге, утверждающей создание новой структуры, отчего-то не поставил.

Впрочем, и без этих двух подписей почти все ясно. У новоиспеченной структуры будет свой глава, имя которого пока держится в секрете, будет счет в банке, офис в Москве. Сама структура войдет в состав РФС. Благо, что позиции Вячеслава Колоскова и отцов-основателей нового старого турнира идентичны.

Собственно, рождение новой высшей лиги было инспирировано появлением премьер-лиги, одобренной главой РФС.

- Если клубы элиты создают организацию, которая будет заниматься решением оперативных вопросов, связанных с жизнью этого турнира, то почему первый дивизион должен оставаться в стороне? - говорит Шперлинг. - Кто-то же обязан защищать интересы команд, представленных в этой лиге. В ПФЛ почти всегда ключевые решения принимались простым большинством голосов. Большинство же - во второй лиге. Хотя, согласитесь, трудно равнять, при всем уважении к этой команде, наш астраханский "Судостроитель" и, скажем, "Торпедо". У этих клубов разные судьбы и интересы.

Стремление защитить себя от возможных сюрпризов на грядущей конференции ПФЛ - еще одна причина рождения новой лиги. Кое-кто, правда, склонен видеть в этом личные амбиции Шперлинга, в свое время баллотировавшегося на пост главы ПФЛ, но проигравшего Николаю Толстых. Однако сам Шперлинг, думаю, постарался забыть о том эпизоде. Да и вряд ли тренер оставит свой пост в Астрахани, где у клуба есть серьезная перспектива, ради кресла чиновника.

- Турнир в первой, а на будущий год в высшей лиге проводится по оптимальной формуле, в нем можно кое-что подкорректировать, но суть менять не стоит, - считает Ковалев. - Реформы же остро требуются второму дивизиону, который срочно нужно сокращать. Однако ПФЛ, живущая за счет взносов, на это вряд ли пойдет. Ей выгодно иметь шесть зон хотя бы экономически. Но высшей лиге надоело зависеть от голосования многочисленных команд второго дивизиона. Первый дивизион пошел по схожему с элитной лигой пути не от хорошей жизни. Клубы уже давно не устраивает соотношение между размером взносов, которые они платят, и качеством проведения соревнований.

Руководители клубов нынешнего первого дивизиона испытывают и давление со стороны инвесторов.

- Если кто-то считает, что нашему болельщику интересно, как играют друг с другом Благовещенск и Хабаровск, пусть и в турнире, который назвали высшей лигой, он заблуждается. Мы, потратив серьезные суммы на выход в первый дивизион, мечтаем играть с Химками и Нальчиком, а не Красноярском и Находкой. Этого ждет зритель, который хочет увидеть в Хабаровске клубы европейской части страны. В НБА или НХЛ, где участники играют по конференциям, в регулярном сезоне клубы с Западного побережья все равно приезжают играть на Восточное, - говорит президент хабаровского "СКА-Энергии" Виктор Озеров, команда которого могла в случае реформы ПФЛ (первый дивизион - две зоны по 20 команд в каждой) оказаться в компании старых знакомых, пусть и с новым статусом.

Вопрос о том, как будут проводиться соревнования в новой лиге, пока не обсуждался, но скорее всего на прежний манер. Детали заинтересованные стороны, решившие главный вопрос о создании высшей лиги, обсудят позже. А для начала им предстоит отразить атаку ПФЛ, которая явно не рада, что из-под ее крыла уходит большая группа команд, имеющая сотни тысяч поклонников.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ