Газета Спорт-Экспресс № 266 (2759) от 19 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 19 ноября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

МАТТЕУС В АВСТРИИ ИМЕЕТ УСПЕХ.
ПОКА ЛИШЬ У ЖЕНЩИН

Борис ТОСУНЯН

из Вены

Вот уже два месяца пытается проявить себя на тренерском поприще Лотар Маттеус. В недавнем прошлом прославленный футболист очень старается, но о каких-либо заметных успехах говорить пока не приходится. Его "Рапид" вылетел из Кубка УЕФА да и в чемпионате Австрии проигрывает один матч за другим. Стоит ли удивляться, что нервы у наставника порой не выдерживают, и он позволяет себе нецензурную брань в адрес соперников. Однажды, на игре с "Зальцбургом", из его уст прозвучали даже расистские высказывания - досталось одному темнокожему футболисту. Но на первый раз срыв знаменитости простили.

Игра команды, словом, доставляет обладателю практически всех футбольных титулов одни переживания. Тем не менее он не унывает. "Если бы "Рапид" предложил продлить контракт с ним, я бы без колебаний согласился, - уверяет Маттеус. - Несмотря ни на что, решение принять клуб считаю правильным. Я создан для успеха. Так было в годы, когда играл, так должно быть и сейчас". Рекордсмена по числу матчей за сборную Германии не смущает даже тот факт, что, будучи действующим футболистом, он трижды испытал в Вене горькие разочарования. В 86-м немцы проиграли австрийцам со счетом 1:4, через год в финале еврокубка "Бавария" Маттеуса уступила "Порту" и, наконец, играя за миланский "Интер" против "Рапида", защитник получил серьезную травму.

Район Хюттельдорф знаменит тем, что на его территории заканчивается город и начинается воспетый поэтами Венский лес. Здесь, в двух шагах от другой достопримечательности - потрепанного временем стадиона "Рапида" - останавливаются поезда, идущие в Германию, а потому Маттеусу, если он все-таки не приживется на новом месте, будет легко бежать домой. Пока же немец, как и все в коллективе, носит на фирменном пиджаке нашивку из трех золотых звезд, свидетельствующих о том, что команда трижды по десять раз становилась чемпионом Австрии. Как считает пригласившее его руководство "Рапида", великий потомок германского рабочего просто обязан вернуть главному рабочему клубу Австрии былую славу.

"Родина, ты богата великими сыновьями!" - слова из национального гимна очень подходят и венскому клубу, зелено-черные цвета которого защищали в свое время Эрнст Хаппель, Ханс Кранкль, Андреас Херцог, Дитмар Кюбауэр... Этих футболистов ныне в нем нет, зато есть Маттеус, считающийся главным тренером, хотя официально его должность называется "спортивный директор". Все объясняется просто: из-за отсутствия соответствующей лицензии немцу пришлось взять с собой в Австрию друга, у которого имелся необходимый документ. Но на тренировках именно недипломированная звезда терпеливо учит подопечных, хотя, случается, забывает о своем педагогическом статусе и начинает носиться за мячом. Понять 40-летнего наставника можно - в его памяти еще свежи воспоминания о матчах против европейской элиты на последнем чемпионате континента. Кстати, если раньше после 40 минут занятий рапидовцы с легким сердцем расходились по домам, то сейчас им не хватает и двух часов. Сначала, правда, повышенные нагрузки возмущали футболистов, но со временем они к ним привыкли.

Говорят, австрийцам, чтобы заполучить подающего надежды молодого специалиста, пришлось назначить ему небывалую по здешним меркам зарплату - около двух миллионов марок в год. Впрочем, опять же по слухам, эти деньги Маттеус получит лишь в том случае, если "Рапид" станет призером первенства. Иначе сумма будет сокращена на четверть. Пока все складывается для клуба не лучшим образом. И ухудшение турнирного положения некогда процветающего футбольного предприятия совпало с уходом из правительства социал-демократической партии, поддерживавшей "Рапид". Пришла и другая беда - главный спонсор оказался на мели. Обанкротившемуся австрийскому банку ничего не оставалось, как продаться одной из немецких финансовых групп, которая, собственно говоря, и подала идею привлечь Маттеуса. Некогда гордые рапидовцы, можно сказать, пошли на поклон к соседям, хотя со второй мировой войны не испытывают к ним дружеских чувств. Дело в том, что в далеком 41-м "Рапид" обыграл "Шальке" и стал чемпионом Третьего рейха. Нацисты не простили обидчикам позора любимцев, и многие победители были призваны в армию, отправлены на Восточный фронт, откуда не вернулись. Маттеус, к счастью, проявил себя прекрасным дипломатом и, похоже, сумел сгладить плохое впечатление, оставленное в сердцах австрийцев его преступными соотечественниками.

А кроме всего прочего герой наш оказался завидным женихом. Местные красавицы прослышали, что заезжая знаменитость недавно рассталась с возлюбленной - дочерью врача "Баварии", и до сих пор не оставляют попыток заполнить образовавшуюся нишу собой. Газеты то и дело в деталях сообщают о пламенных романах Маттеуса, и мюнхенский сердцеед едва успевает опровергать слухи. "В свободное время я общаюсь только со своим ассистентом. Под моим началом мужской коллектив: на женский пол времени не остается. Я думаю исключительно о "Рапиде": встаю утром и ложусь спать с мыслями о его будущем", - уверяет он. Но австрийские красотки, афишируя интимные подробности, сводят усилия Лотара на нет. Хотя, по версии немца, эти девушки - не более чем его добрые друзья.

Много внимания уделяет пресса и тому, как Маттеус, живущий до сей поры в гостинице, подыскивает себе квартиру. У избалованного вниманием тренера оказались чрезмерные аппетиты. Репортеры, например, выяснили, что пределом мечтаний чужестранца, якобы, являются 140-метровые апартаменты в элитном доме. Называлась даже астрономическая сумма арендной платы - 10 тысяч долларов в месяц. Маттеус все отрицает, заявляя, что даже ему такое жилище не по карману. При этом, однако, не скрывает: владельцы недвижимостью буквально в очереди стоят, чтобы предложить услуги. Из-за постоянных встреч и переговоров с ними, признается любитель красивой жизни, он так и не сумел толком изучить Вену.

Ажиотаж вокруг собственной персоны Маттеус считает обычным явлением. "Последние 20 лет мне приходилось мириться с этим, - замечает он. - И хотя мое положение изменилось, отношение окружающих осталось прежним. Жалею лишь о том, что раньше слишком откровенничал с прессой, открывая ей подробности частной жизни. Отчасти в этом виновата моя бывшая супруга, работавшая в шоу-бизнесе и абсолютно не умевшая хранить секреты. Оставшись один, предпочитаю держать тайны при себе".