Газета Спорт-Экспресс № 270 (2763) от 23 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 ноября 2001 | Футбол - Англия

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ АНГЛИИ

ЧЕТЫРЕ СЕКРЕТА СЭРА АЛЕКСА

Алекс ФЕРГЮСОН

Популярный итальянский еженедельник Guerin Sportivo опубликовал эксклюзивное интервью со знаменитым тренером "Манчестер Юнайтед", который после окончания сезона оставит свой пост.

- Почему Фергюсон, проработав с "МЮ" 15 лет, решил уйти?

- Потому, - отвечает он, - что вот уже двадцать восемь лет я работаю тренером, а футбол за это время сильно изменился, сделав нашу профессию необычайно сложной. К тому же "Манчестер" слишком часто побеждал, и привыкшие к успехам болельщики уже не испытывают тех эмоций, что раньше. Наши поклонники считают, что успехи - что-то само собой разумеющееся. От нас постоянно чего-то требуют, мы находимся под сумасшедшим давлением. Лично мне переносить это стало трудно. И я спросил себя: сколько еще можно продержаться в таком ритме? А поразмышляв, пришел к выводу, что у меня в жизни немало такого, что я хотел бы реализовать. Настало время переключиться с футбола на что-то иное.

- Вы сказали, что футбол сильно изменился. Что конкретно вы имеете в виду?

- В первую очередь последствия "дела Босмана". Броуновское движение игроков перевернуло футбольный мир. Возможно, нашему клубу удалось упредить нежелательные последствия этой революции, но работать стало гораздо сложнее. Сегодня невозможно трудиться на перспективу, строить долгосрочные проекты. Власть перешла в руки футболистов, а клубы вынуждены идти у них на поводу. К тому же идет бурное развитие средств массовой информации, стало больше газет, пишущих о футболе, заметно усилился интерес со стороны телевидения, да и вообще общества. Едва ли не каждый день я вижу свою фамилию на первых полосах газет, а кричащие заголовки в два счета превращают похвалу в критику. Жить в условиях такого стресса непросто, а ведь я тренирую "Манчестер Юнайтед" уже пятнадцать лет.

- Вам удалось создать команду-победительницу. Поделитесь секретами.

- На мой взгляд, у успеха четыре составляющие. Во-первых, тренер должен иметь в своем распоряжении достойные условия работы: хороший футбольный центр, качественные тренировочные поля, здоровую атмосферу внутри клуба. Игрокам нужно предоставить все условия для того, чтобы они могли максимально реализовать свой потенциал. От тренировок и матчей футболисты должны получать удовольствие, они не должны бояться каких-то внешних факторов, будь то критика или что-то еще. Внутри клуба все должно выглядеть естественным и достижимым. Всем надо подчинить себя одному общему делу. При этом игрокам не следует с точки зрения самоотдачи делить работу на рядовые тренировки и официальные встречи. Задача тренера состоит в том, чтобы приучить подопечных тренироваться без поблажек для себя, потому что только таким образом можно выходить на более качественный уровень в самой игре. Тренер должен все время находить новые стимулы. Чем больше побед, тем сильнее командный дух. Нужно приучить команду выигрывать. Уверяю вас, от побед не устают, а их вкус не приедается. Делай все для того, чтобы сохранить этот вкус. Вот первый секрет.

- В чем второй?

- Игроки должны быть прежде всего сильны головой, а не ногами. Поясню. Фундаментальное значение для успеха имеют характер и уверенность в своих силах. Нельзя добиваться побед без желания постоянно работать над собой и прогрессировать. При этом ошибочно зацикливаться на мысли, что футбол - это сплошные тренировки, а тренировки - это сплошные мучения. Тренер и футболист должны доверять друг другу: игрок без возражений следует советам и наставлениям тренера, а взамен получает уверенность в том, что последний оградит его от проблем. Во время матча мои игроки должны оставлять на поле не только силы, но и кусочек души, причем не только собственной, но и моей, тренерской. Я хочу, чтобы во время матча мои футболисты были частью меня.

- Раз изменился футбол, изменились и футболисты.

- Безусловно. Сегодня они подвергаются гораздо большему давлению, чем раньше. Звезда из прошлого, обладающая лишь физической мощью и талантом, была бы сегодня сметена происходящим вокруг. Стоит футболисту выйти с поля, как он попадает под обстрел журналистов. Любой сомнительный эпизод в штрафной разбирается по телевидению на весь мир. Футболист должен уметь грамотно говорить и знать, как общаться с прессой. В противном случае талант так и останется невостребованным. Звезды настоящего должны быть супергероями без слабых мест.

- Каков третий секрет?

- Воображение, фантазия, склонность к импровизации. Любой из моих игроков, каждый в разной степени, умеет творить на поле. Думаю, можно сказать, что я тренирую звезд так, словно передо мной дети: они играют с мячом, как с игрушками, каждый делает то, что чувствует внутри. Я хочу каждый вечер возвращаться домой с ощущением, что почерпнул у своих звезд что-то новое. И столь же важно, чтобы игроки могли вечером сказать то же самое обо мне. Без боязни ошибиться скажу, что зачастую нам удается друг друга порадовать.

Ни один игрок не подозревает о том внутреннем физическом или тактическом потенциале, которым располагает. Моя задача в том, чтобы открыть эти потайные качества игрока и заставить их раскрыться. В футболе нельзя выигрывать на одном таланте, наша игра базируется на многих элементах, и талант - лишь один из них. Сегодня мои футболисты видят на поле варианты продолжения игры, которые неведомы их тренеру. Они пришли к этому через изучение самих себя и своих возможностей. По кирпичику был заложен фундамент, на котором теперь можно построить все, что угодно.

Возможно, кому-то покажется странным, но иной раз я по глазам того или иного футболиста могу определить, забьет он или нет. Пример - Брайан Робсон. Когда он пробивал штрафные, я знал, попадет ли он. Когда в его глазах волшебным светом загорался веселый чертенок, было понятно: гол состоится. Похоже на белую магию? Возможно, но я уверен, что импровизации и воображению можно придать на тренировках такой импульс, что они превращаются в реальность. Другое дело, что не всем дано вырасти в волшебников.

- Остается четвертый, и последний, секрет.

- Он самый простой: это командный дух. Без него побед не добиться. При этом меня не интересует, ходят ли мои игроки вместе ужинать. Для меня важно, чтобы они все вместе делали то, что мне надо, на футбольном поле.

- Вы не упомянули ни о тактике, ни о схемах.

- Вы спросили меня, как создать коллектив, способный выигрывать. Я предложил свой вариант ответа. Что касается тактики, то знанием о ней владеют все. Другое дело, что у каждого о ней свое представление. При этом никто не может сказать, что одна схема лучше другой.

Я уделяю больше внимания не собственно схемам, а отдельным соперникам. В любой команде есть один-два ключевых игрока, которые играют решающую роль в переломных эпизодах. Вот об этих лидерах соперника я и должен позаботиться накануне. Я должен знать о них все, и не просто в теории: необходимо конкретно представлять себе, на что они способны в данный момент. Изучив состояние лидеров на момент нашей встречи, я решаю, как можно их остановить. Если тебе удастся заблокировать главное звено в цепи, ты развалишь всю цепь. Рассуждать на эту тему, конечно, проще, чем воплотить мысль в жизнь, однако я не жалею времени на изучение этого вопроса.

- Чем отличается английский футбол от итальянского?

- Различий немало, но основных два. Первое состоит в том, что мы предпочитаем иметь двух ярко выраженных крайних полузащитников. Причина: при помощи "краев" можно растянуть оборону соперника. В Италии сейчас модно играть в три защитника, которые располагаются друг рядом с другом по центру. Но если я выставлю оттянутого форварда и двух крайних полузащитников, то растяну итальянскую оборону.

Второй момент - позиция "под нападающими". За счет так называемого трехчетвертного игрока итальянская команда строит все атакующие планы, но иногда это создает проблемы. Чтобы позволить себе держать на поле двух нападающих и одного полунападающего, итальянскому тренеру приходится выставлять трех центральных полузащитников. Но у английской команды есть все те же два атакующих крайних полузащитника, которые опять-таки создают численное преимущество на флангах.

- По-вашему выходит, что итальянцы обречены проигрывать.

- Нет, я этого не говорил. У вас играют такие таланты, как Дель Пьеро, Тотти и Руй Кошта, что заставляет соперников подстраиваться под них. Волей-неволей тренерам приходится строить игру через центр. Есть, однако, другой момент, который негативно влияет на игру. Еще пять-шесть лет назад серия А покупала много европейских футболистов - голландцев, англичан, шведов, немцев. То есть выносливых и мощных игроков, которые делали команду "компактной", то есть успевали отработать на всех участках поля. В последнее время в Италии пошла мода на южноамериканцев, но аргентинцы и бразильцы не способны действовать в той же манере, они невольно оставляют бреши на том или ином участке поля.

- Кто ваш фаворит на предстоящем чемпионате мира?

- Лучшей командой остается Франция, но итальянцев не стоит сбрасывать со счетов. У игроков с Апеннин больше шансов успешно сыграть на чемпионате мира, чем у кого бы то ни было. Итальянские футболисты более профессиональны, чем их конкуренты, у них более стойкий характер. На таких ответственных и нервных турнирах, как чемпионат мира, Италия не теряется и не переживает резких спадов. Более того, по ходу турнира набирает обороты. Выскажу необычную мысль: если бы чемпионат мира длился бесконечно, чемпионом всегда была бы Италия. Итальянский футболист ближе всего к идеальному, а средний качественный уровень "Скуадры адзурры" - самый высокий в мире.

- Если бы вам предложили взять в "Манчестер" пятерых итальянцев, на ком бы вы остановили выбор?

- Это вопрос, на который я объективно не могу ответить сразу по двум причинам. Во-первых, я ухожу с поста тренера "Манчестера" и впредь буду для него простым консультантом. Во-вторых, своих лучших игроков итальянские клубы все равно никогда не отдадут. Но если все же называть фамилии, то отмечу, что фантастическим игроком считаю Тотти. Потрясающий футболист! Я давно за ним слежу, хотя никогда не сомневался, что заполучить его невозможно. В первый раз увидел его лет пять-шесть назад, когда ему было, наверное, двадцать. Несмотря на молодость, Тотти уже выглядел на поле лидером. Партнеры вели игру через него, а он не тушевался и смело командовал опытными футболистами. Я сказал себе тогда: это будущая звезда. Не знаю, отдают ли в Италии отчет в том, что в "Роме" играет один из лучших игроков мира: когда каждый день видишь перед собой звезду, начинаешь к ней привыкать.

Другой феноменальный игрок - Паоло Мальдини. Впервые я увидел его в деле четырнадцать лет назад, в эпоху Арриго Сакки. В том матче команда Мальдини выиграла, кажется, 3:2. Паоло был похож на молодого бесстрашного льва.

- Узнав, что вы собираетесь закончить тренерскую карьеру, Фабио Капелло неожиданно заявил, что и ему пора подумать о пенсии.

- Считаю Капелло большим тренером, которому всегда удается создавать сильные и умные команды. Сегодняшняя "Рома" - атакующая команда, словно специально созданная для Лиги чемпионов. Я доволен тем, что мы не попали с ней в одну группу. Впрочем, и "Ювентус" Марчелло Липпи вовсе не подарок. Я внимательно следил за тем "Ювентусом", который выиграл в свое время Лигу чемпионов с трио Раванелли - Дель Пьеро - Виалли. У той команды было что почерпнуть.

- Вы, похоже, до сих пор открываете для себя в футболе что-то новое, хотя, казалось бы, знаете о нем все.

- О футболе нельзя знать все, потому что он постоянно меняется. Сейчас, например, меня занимает проблема нарушений правил. Когда, как, зачем, на каком участке поля, с какими последствиями для себя и соперника игрок нарушает правила - все это очень занимательно. В последнее время стало модно симулировать нарушения, и я никак не могу понять природу этого явления. Футбол красив тогда, когда судейский свисток прерывает его как можно реже. А игроки, взяв на вооружение приемы симуляции, сознательно идут на то, чтобы испортить матч. Надеюсь, это их личная инициатива, а не советы тренеров. Мне кажется, проблема вот в чем. Многие сегодняшние звезды считают, что они настолько выше остальных, что соперники не имеют права вести с ними жесткую борьбу. Хотя, намой взгляд, красиво выполненный подкат иной раз равнозначен голевому пасу.

- Сэр Алекс, а почему вы никогда не работали в Италии?

- Мне дважды делал предложение "Интер". Но это было уже тогда, когда я начал побеждать с "Манчестером". Я подумал, что от добра добра не ищут, и остался в Англии. А до "Манчестера" я не был настолько известен, так что никто мне ничего и не предлагал.

- Говорят, за последние годы вы ни разу не ошиблись с игроками, приглашенными в "Манчестер". В чем секрет?

- Думаю, никакого секрета нет: достаточно не брать в команду игроков, которые вышли на пик карьеры. Такие футболисты обречены на спад. Я беру только тех, кто может и хочет расти. Последний пример - ван Нистелрой. Его игра приводит меня в восторг - это в моем-то возрасте, когда я столько повидал! У него потрясающее чувство пространства. Последите за ним, и вы увидите, что он всегда находится на том участке поля, где меньше всего соперников, а за несколько секунд до передачи партнера или отскока уже знает, где окажется мяч. Через два года ван Нистелрой станет настоящим феноменом.

- Кого вы видите главными героями предстоящего чемпионата мира?

- Думаю, это будет звездный час Тотти. На мой взгляд, сегодня он - фигура номер один. За ним ставлю француза Виейра. Много интересных молодых игроков в Испании, но мне кажется, для больших дел они еще не готовы. Исключение составляет лишь Рауль. Еще два потенциальных героя предстоящего турнира - Бекхэм и Оуэн. Других имен, честно говоря, не вижу.

- Чего вас лишили эти тридцать лет тренерской карьеры?

- Детей. Их у меня трое, причем все трое - парни. Мои воспоминания об их детстве заканчиваются на том, что я по утрам отвозил их в школу. Больше - ничего. Я не видел, как растут мои дети. Тем временем перед моими глазами прошли поколения молодых игроков. Мне не хватало все эти годы общения с семьей. Возможно, именно поэтому я принял решение уйти сейчас. Чтобы наверстать упущенное.

Перевод Георгия КУДИНОВА