Газета Спорт-Экспресс № 272 (2765) от 26 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 26 ноября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

РУКА, ОТ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ СУДЬБА РОССИИ

Окончание. Начало - стр. 1

ДОСЬЕ "СЭ"

Мишель ЗЕН-РУФФИНЕН

Родился 24 апреля 1959 года в Сьоне (Швейцария).

По образованию юрист. Владеет французским, английским, немецким, итальянским и испанским языками.

Арбитр ФИФА с 1993 по 1995 гг.

В ФИФА - с 1986 года.

Глава юридического комитета, заместитель генерального секретаря ФИФА, генеральный секретарь ФИФА (с декабря 1998 года).

***

За три года, что Зен-Руффинен руководит администрацией ФИФА, число сотрудников этой влиятельной организации выросло с 65 до 120 человек. Генсек ФИФА объясняет столь существенное расширение штата тем, что заметно возросло и количество поставленных перед его подчиненными задач. "Скольких нервов, - вздыхает 42-летний швейцарец, - стоят, например, одни только переговоры с ЕС по поводу скандальных трансферных дел! Отстаивать свою точку зрения приходится в трудных условиях: оппоненты, увы, обычно оказываются не слишком компетентны в футбольных вопросах".

Зен-Руффинен говорит также о том, что из-за финансовых трудностей (речь, думаю, идет о банкротстве маркетинговой фирмы, занимавшейся делами ФИФА. - Прим. Б.Т.) пришлось пока отказаться от идеи построить одно большое здание для всех служб ФИФА. "Многие работают в двух-трех километрах от штаб-квартиры, - вздыхает мой собеседник, - и некоторых не вижу месяцами".

Я всем своим видом выражаю сочувствие Зен-Руффинену, но постепенно перевожу разговор на тему, которая волнует сегодня миллионы людей, не равнодушных к футболу, - жеребьевка финального этапа ЧМ-2002.

ЧТОБЫ ОТКРЫВАТЬ ШАРЫ, НУЖНА СИЛА

- Пока никто не знает, как будет проходить жеребьевка в Пусане. Почему такая секретность?

- В настоящий момент существуют шесть сценариев проведения жеребьевки. Не обижайтесь, но раскрывать наши замыслы не вижу смысла. Вот когда один из представленных на суд оргкомитета ФИФА вариантов будет окончательно утвержден, тогда с радостью расскажу все, что знаю, журналистам. Между прочим, я сам заинтересован, чтобы одобрение высшей инстанции было получено как можно быстрее. Пока нет ясности, мне приходится прямо в помещении, где мы сейчас беседуем, проводить репетиции сразу по нескольким сценариям.

- Предстоящая жеребьевка будет вашим дебютом на столь высоком уровне - ведь прежде роль вершителя судеб лучших сборных мира отводилась вашему боссу Йозефу Блаттеру. Не испытываете волнения перед ответственным испытанием?

- Нет. За годы работы в ФИФА я раз десять проводил жеребьевки чемпионатов мира в разных возрастных категориях.

- Недавно мне довелось присутствовать на жеребьевке, проводимой УЕФА. Ваш коллега из родственной организации не без труда отделял друг от друга половинки шаров. У ФИФА, надеюсь, инвентарь более совершенной конструкции? Или, может быть, у того, кто проводит жеребьевку, должны быть сильные руки?

- Поставщик у нас с УЕФА один и тот же, но, надеюсь, трудности преодолею. Во-первых, сила в руках имеется, а во-вторых, у меня есть специальный прием, как открыть проблемный шар.

- Скажите, а может ли сборной России снова достаться Словения, с которой россияне уже встречались в отборочных матчах?

- Это будет возможно только в том случае, если сборная России попадет в категорию "посеянных" команд. А быть ли вам в числе сильнейших, зависит от того, какой из подготовленных нами сценариев выберет оргкомитет ФИФА.

НИ РАЗУ НЕ ВЫЗЫВАЛ НА ПОМОЩЬ ПОЛИЦИЮ

- Раньше вы были футбольным арбитром. Почему вдруг в полном расцвете сил оставили любимое дело?

- Я очень рано - в 16 лет - остался без клуба и поступил на курсы по подготовке футбольных судей (Зен-Руффинен, если верить швейцарским источникам, разругался с тренером, печально известным россиянам по измерению спартаковских ворот "Сьона". - Прим. Б.Т.). И к тому моменту, когда мне предложили сотрудничать с ФИФА, имел двадцатилетний стаж судейской деятельности. Сначала работал в молодежной комиссии ФИФА, затем стал начальником юридического отдела. Это означало, что в мое подчинение попадала и дисциплинарная комиссия. Разве я имел моральное право продолжать судить? Вдобавок мне поручили заняться трансферной системой. Словом, ни на что иное, кроме работы, времени не оставалось. (В 94-м Зен-Руффинен стал заместителем генсека, а в 98-м, когда Блаттер был избран президентом ФИФА, автоматически продвинулся по служебной лестнице. - Прим.Б.Т.).

- Вы обслуживали не только матчи швейцарского первенства, но и сборных. С российской командой не приходилось работать?

- Нет. Правда, с другими сборными из Восточной Европы довелось познакомиться. Например, с Венгрией, которая встречалась с Германией. Это, без преувеличения, была вершина моей судейской карьеры. А еще горжусь тем, что за восемь лет в профессиональном футболе мне ни разу не пришлось прибегнуть к помощи полиции. Только однажды, лет десять назад, возникла конфликтная ситуация в матче чемпионата Швейцарии. Но страсти удалось погасить собственными силами. Не уверен, что кто-то из моих швейцарских коллег по судейскому цеху может похвастаться таким великолепным результатом.

- Должно быть, судейский опыт оказался не лишним в вашей нынешней работе?

- Очень пригодился. Судейство, на мой взгляд, лучшая жизненная школа, идеальный способ формирования твердого характера. А еще благодаря прежней работе я умею в ответственный момент молниеносно принимать решения. (Подчиненные, как мне удалось выяснить, также высокого мнения о качествах своего руководителя. Они говорят, что генсек обладает не только большими знаниями в юриспруденции, но и дипломатическими способностями. Что во многом помогло ФИФА во время недавних переговоров с ЕС по трансферным вопросам найти компромисс. - Прим. Б.Т.).

- Ходят слухи, что ваши отношения с Блаттером оставляют желать лучшего. Так ли это?

- Сейчас все разногласия позади, но несколько месяцев назад между нами действительно возникло определенное непонимание. Дело в том, что я никак не мог уяснить, чем должен заниматься, если все вопросы решает сам Блаттер. Но потом мы распределили полномочия, и страсти, к счастью, улеглись.

МОЙ КАБИНЕТ - МОЯ КРЕПОСТЬ

Впрочем, полностью безоблачными их отношения вряд ли можно назвать. Сначала, как пишет швейцарская пресса, между первыми лицами ФИФА возник холодок из-за банкротства маркетинговой фирмы. Кроме того, Зен-Руффинен, как выясняется, не случайно оказался в тени своего амбициозного шефа. Помнится, Блаттер, когда трудился на этой должности, был даже популярнее Жоао Авеланжа. На мой взгляд, нынешний президент ФИФА, памятуя об этом, не желает, чтобы история повторялась. Правда, генеральный секретарь в беседе со мной открещивался от приписываемого ему желания обскакать начальника.

- Я - иной по своей природе человек. Не люблю выступать перед большими аудиториями, а если порой и случается, стремлюсь как можно быстрее уединиться - попасть на свое рабочее место, сесть за свой любимый письменный стол. В четырех стенах (тут он в воздухе нарисовал контуры своего кабинета) чувствую себя исключительно комфортно.

- На днях Блаттер, в отличие от вас любящий общаться с прессой, сделал сенсационное заявление. В интервью Berliner Tagesspiegel ваш непосредственный начальник не исключил, что в будущем ЧМ будет проходить по кубковой формуле. Это было сказано в шутку или всерьез?

- Впервые слышу об этом. Может, действительно шутил, как тогда, когда предложил увеличить ворота. Многие его юмора не поняли. (И даже стали приписывать Блаттеру связь с алюминиевыми концернами. Любопытно, что брат президента ФИФА действительно работает на заводе по производству алюминия. - Прим. Б.Т.)

- Тогда не было ли шуткой требование Блаттера, обращенное к корейцам, закрыть рестораны, где посетителей угощают собачьим мясом?

- Блаттер на самом деле ничего не требовал, а просто выражал обеспокоенность тем, что футбольные туристы могут быть шокированы.

САМОЛЕТАМ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНО
ЛЕТАТЬ НАД СТАДИОНАМИ

- Несколько месяцев назад спецслужбы Кореи провели учения по усмирению футбольных хулиганов. Полиция легко разобралась с массовкой, в руках у которой были знамена Великобритании и Германии. Но после 11 сентября буйные фанаты уже не кажутся столь опасными, как раньше, а врагом номер один для организаторов стали террористы. Что делается вами для обеспечения безопасности участников и гостей чемпионата мира?

- Делаем многое, но, к сожалению, не имею права распространяться на эту тему. Могу сказать лишь, что полеты самолетов над всеми нашими объектами будут запрещены.

- Вы откажетесь от проведения ЧМ, если на планете вдруг обострится обстановка?

- Что бы ни случилось, Кубок мира-2002 будет проведен. Правда, если возникнут серьезные препятствия, придется назначить другие сроки.

- Вы застраховались на случай чрезвычайных обстоятельств?

- Одна страховая компания после трагических событий в США не решилась заключить с нами контракт, но мы нашли более смелую.

ФИФА ВМЕШАЛАСЬ В ЯПОНСКО-КОРЕЙСКИЙ СПОР

- Всем известно, что отношения хозяев чемпионата мира друг с другом оставляют желать лучшего. Недавно корейцы возмутились, что власти Страны восходящего солнца разрешили в своих школах учебник с антикорейским содержанием. Есть ли другие трудности во взаимоотношениях между партнерами?

- Есть. Например, официально название предстоящего мирового первенства звучит так: 2002 Fifa World Cup Korea Japan. Такой порядок стран был обусловлен тем, что Япония получила привилегию - право провести на своей территории финальный матч. Но корейцы вдруг с удивлением стали замечать, что японцы довольно часто в прессе и рекламных проспектах позволяют себе ставить свою страну на первое место. Объясняли же они это тем, что таково требование правил их грамматики. Пришлось ФИФА вмешаться в спор. Теперь прежние договоренности снова соблюдаются.