Газета Спорт-Экспресс № 287 (2780) от 14 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 декабря 2001 | Прыжки с трамплина

ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

ЧЕЛОВЕК-ПЛАНЕР

Прыжки на лыжах с трамплина к "козырным" для нас олимпийским дисциплинам не отнесешь. Тем не менее и история, и традиции у этого вида спорта в России есть. И будущее, как считают те, кто им занимается, - тоже.

ВОРОБЬЕВО

Когда-то говорили "Ленин" - подразумевали партию, говорили "Ленинские горы" - подразумевали трамплин К-60 и МГУ (год рождения обоих - 1953-й). Трамплин, хотя и ниже университета раза в четыре, достойно конкурировал с ним за главенство на горах. Стоит он и поныне и виден отовсюду, как и прежде, но о том, что там происходит, - ни слуху ни духу. Я, признаюсь, думал, его давно закрыли.

Оказывается, жив курилка! И работает на полную катушку - просто скромно, как рядовой служащий. Не навешано на него мемориальных досок, где бы прохожий прочитал, что находится в былой Мекке горнолыжного спорта СССР. А если бы и прочитал, удивился бы: что, во всей России места повыше для "Мекки" не нашлось?

Действительно, какие же это горы - 50 - 60 метров? Тем не менее почти вся элита горнолыжного спорта СССР проживала в Воробьево - деревне на 600 дворов, которую стер с лица земли МГУ. Воробьевцам страшно повезло: они в числе первых в СССР, еще в 30-е, увидели настоящие горные лыжи на шуцбундовцах, австрийских коммунистах, убежавших в СССР от фашистов. Как красиво на этих невиданных лыжах носился меж деревьев к реке профи Густав Деберль! Именно на Воробьевых горах поселились горнолыжные секции - "Трудовые резервы", "Труд", "Наука", "Спартак", "Локомотив", ЦДКА, "Динамо". Под рукой у тренеров имелось полным-полно замечательного "материала": вся здешняя ребятня зимой с утра до вечера каталась с гор, забросив школу. Кто-то на лыжах, но большинство на досках, фанерках, санках...

СНОУБОРДЫ ИЗ БОЧЕК

- Эти тренеры, честно говоря, спасли многих из нас от тюрьмы и пьянства, - вспоминает неоднократный чемпион СССР по горным лыжам Талий Монастырев из Потылихи (деревня чуть выше Воробьево по реке). - Из самых отъявленных хулиганов получились замечательные спортсмены. Вообще в такие экстремальные виды спорта, мне кажется, и идут ребята хулиганистые, по природе рисковые.

Горных лыж тогда и не видели. Но и с обычными было плохо. Бывало, подкараулим, когда ребята с Усачевки на лыжах идут по реке, и отнимем лыжи. Потом они нас подкараулят - отнимут... На чем только не катались! На "бочках", например: разбирали большие бочки на доски, они были такие слегка загнутые, 10 сантиметров шириной. Сейчас это называют "сноубордом". Летали на них с бугров метров на 10 - 20! А еще на склонах стояли сараи. И когда их засыпало снегом, получались отличные трамплины. Поэтому, когда позже начали прыгать с настоящих, было не страшно.

Если ломались лыжи - трагедия! Склеивали... Выдавали нам еще лыжи, к которым ботинки были прибиты гвоздями - чтобы не украли. Часто из-за этого ноги ломали. Ну а после войны получили много трофейных горных лыж и ботинок. Богаче всех были, конечно, ЦДКА и "Динамо". Ботинки называли "студебеккерами" - на кожаной подошве, с деревянными гвоздями. Мы в них в школу ходили - другой обуви не было. И пижонили - косолапили, как настоящие горнолыжники, на чуть согнутых ногах.

Раньше с трамплинов прыгали все - и прыгуны, и слаломисты. Даже не на прыжковых лыжах. В скоростном спуске тоже ведь прыгаешь - иногда метров на тридцать. И для тренировки вот так, по-горнолыжному, "бомбочкой" и летели с трамплина... Первый трамплин, деревянный, 40-метровый, построили на самом крутом месте, у церкви. В войну его разобрали на дрова. Константин Кудряшов прыгал на нем за пятьдесят! Вот человек! На перекладине не мог подтянуться, а на лыжах летал, как Бог! В 40-м в Красноярске прыгнул с 70-метрового трамплина на 82 метра!

70 ТЫСЯЧ БОЛЕЛЬЩИКОВ

В 53-м построили передовой по тем меркам 60-метровый. На открытии Виктор Афанасьев прыгнул с него на 62,5 м. Решили провести на Воробьевых горах чемпионат страны. Едва не сорвалось: умер Сталин. Перенесли на неделю. Несмотря на траурные настроения, Юрий Скворцов улетел на 66 метров. В 54-м - первые международные соревнования: 70 тысяч зрителей, в ложе Буденный и Ворошилов, ночные полеты...

Деревню снесли, но в 60-е полку любителей Воробьевых гор прибыло - на метро (в 59-м открылась станция "Ленинские горы"). Однако трамплин быстро старел. Не физически - простоит еще не один десяток лет! - морально. По всему миру строили более мощные К-90, К-120. В Горьком в 58-м на берегу Волги возвели 100-метровый, прозванный "Жирафом". Пытались сделать мощнее и воробьевский, углубив склон приземления, но помешали грунтовые воды. Вообще место оказалось для трамплина не лучшее - ручьи, родники... Несколько раз под трамплином так подтапливало, что приходилось вызывать пожарных с насосами. В конце 70-х его превратили в К-72, но он все равно считается "детским", только для ДЮСШ...

ЛЫЖИ-ЗАКРЫЛКИ

Родина лыжных трамплинов - Норвегия. Сначала, два века назад, прыгали со снежных бугров - кто выше. Потом начали лепить трамплины из снега и прыгать в длину. Первый официальный рекорд соревнований 1868 года - 19 метров. Летали, как эквилибристы, махая руками, кто-то занимался клоунадой на потребу публике. Особо эффектные падения оценивались бурными аплодисментами. Цирк, да и только!

В начале XX века прыжки стали спортом. На первой зимней Олимпиаде в 1924 году в Шамони прыгуны улетали с деревянных трамплинов за 50 метров. Самодеятельность становилась уже смертельно опасной. Заговорили об аэродинамике полета. Для уменьшения сопротивления воздуха и создания подъемной силы прыгуны смыкали лыжи (чем не крыло?) и, наклонившись (спина прямая!), ложились грудью на воздушную подушку. Так и летали до середины 50-х.

- До 54-го все выигрывали норвежцы, - рассказывает главный тренер сборной России по прыжкам на лыжах Геннадий Калакуцкий. - А тут на чемпионате мира в Фалуне неожиданно победил финн Матти Пиетикайнен. Благодаря простой вещи - изменил крепление ботинок. Раньше пятка почти не отрывалась от лыжи, теперь можно было оторвать ее, лечь пониже, а лыжи держать под некоторым углом к траектории полета. Появилась дополнительная подъемная сила.

- Лыжи сработали, как закрылки у самолета?

- Похоже... Потом стали делать ботинки с большим каблуком - чтобы увеличить угол атаки лыж. А еще финны прижали руки к туловищу - и красиво, и обтекаемость лучше. "По-фински" весь мир и прыгал 35 лет - до 1989 года, когда швед Ян Боклев начал разводить лыжи в стороны (это назвали V-образным стилем) и ложиться между ними. За технику баллы он получал небольшие - такой полет считался неправильным, - но длину показывал колоссальную! На 10-15 метров всех опережал! Эта придумка дала даже больший эффект, чем финская в 54-м. Теперь весь спортсмен лежал на воздушной подушке, плюс лыжи работали, как крылья. Человек полетел, как планер.

- В аэродинамических трубах прыгунов не продували?

- А как же! В ЦАГИ на улице Радио Ниренберг Георгий Робертович продувал члена сборной Николая Иванникова. Его подвешивали, давали воздух... А первым начал продувать спортсменов немец Штрауманн в 50-е.

ПОЛЕТЫ В ЯМУ

- Раньше трамплины были "глубинными", - продолжает Калакуцкий. - Прыгун взлетал над горой приземления метров на десять, а потом, как в яму проваливался. На стометровых трамплинах удар был жуткий - больше полтонны по ногам! Много было падений, травм. С 70-х начали строить трамплины, которые назвали "аэродинамическими". Изменилась дальность полета и траектория, вытянули и гору приземления. Лыжник парит вдоль склона на высоте 4-5 метров и может в любой момент приземлиться.

- Но и гору разгона изменили? На глубинных-то, наверное, вверх подкидывало?

- Нет. Стол отрыва на трамплине обязательно должен быть наклонен вниз. Если его сделать даже горизонтальным - выкинет так далеко, что разобьешься! Раньше угол наклона был 9 градусов, теперь на пару градусов ниже. Другое дело, тогда спортсмены отталкивались вверх, теперь - вперед. А улетают дальше благодаря изменению техники, амуниции, покрытий... Раньше при разгоне руки впереди держали, теперь сзади - более обтекаемая форма. Скорости такие (на К-120 в среднем 92 км в час), что гора разгона стала даже меньше, чем в прежних, глубинных.

- Чего же уменьшать? Чем дальше прыгнешь, тем лучше!

- Это не прыжки в длину, где можно ставить мировые рекорды. У каждого трамплина есть критическая точка (К), дальше которой прыгать запрещено (отсюда и названия: К-90, К-120). Хотя на десяток метров можно перелететь, есть запас склона, но еще дальше - можно ноги переломать. Поэтому, если начинаются прыжки за "критическую", судьи переводят спортсменов на стартовую площадку пониже. На больших трамплинах до пятнадцати таких площадок.

- Нельзя, что ли, спрогнозировать, куда они улетят?

- Нельзя. Все зависит от погоды, от порыва ветра. Поэтому прыжки - это лотерея.

"ВСТРЕЧНЯК"

- Встречный ветер создает дополнительную подъемную силу: полтора-два метра в секунду - то, что надо! Попутный, наоборот, - безвоздушное пространство: ты не можешь опереться о воздух, проваливаешься. На горе развешаны ленточки, которые показывают направление ветра, и тренеры со спортсменами глаз с них не сводят. Подул встречный - удача, надо быстрее стартовать! Боковой ветер мешает. Чтобы не опрокинуло, прыгуны руками работают. Очень важно быть гибким, раскованным в полете - чтобы движением, скажем, ладони, среагировать на какое-то изменение ветра...

- Но вот прыгун на старте, и вдруг порыв попутного. Импульсивное желание - переждать?

- Раньше было так: старт дали, а ты тянешь. Тебе судьи машут, кричат по громкоговорителю: "Спортсмен Иванов, на старт!" А ты смотришь на тренера - когда он даст знак. Сейчас такое не проходит - есть светофор. Зеленый свет - стартуй! У тебя 20 секунд.

- Трамплины, говорят, есть удачные и не очень. Вот Нагано ругали - ветер часто гуляет...

- За границей почти все трамплины стоят на естественных склонах, и от боковых порывов ветра более или менее защищают деревья. Наши же почти все с искусственной горой. В Нижнем Новгороде, в Москве. На естественной горе прыгать не так страшно. А в том же Кирове трамплин на ровном месте построен. Страшно, особенно новичкам - высота такая, будто с десятиэтажного дома сигаешь!

НА СТАРТ С ПИЛОЙ

- Прыгать стали дальше и потому, что лыжи стали шире, - говорит Калакуцкий. - Раньше они были сантиметров 12, сейчас 24 - 25. Такие "лопаты"... Но при этом легче! Пара лыж вместе с креплениями весит килограммов пять - дерево и пластик. А раньше были из гиккори - такая разновидность дуба.

- А длина?

- Раньше длина не ограничивалась. Но чем длиннее, тем дальше полет. Поэтому решили: лыжи не должны быть длиннее роста спортсмена плюс 80 см. Контроль очень строгий.

- Когда замеряют рост, спортсмены, небось, вытянуться норовят?

- Да. Во-первых, замеры стараются делать утром: встали и побежали замеряться. Ведь утром человек на пару сантиметров выше, чем вечером. Бывало, на цыпочки вставали, под носок ватку подкладывали... Лишний сантиметр роста - это лишних 20 - 25 квадратных сантиметров "крыла". Сейчас такие хитрости не проходят: рост замеряют с помощью электроники. Оторвал пятку - сигнал!

- А если лыжи окажутся длиннее?

- Берешь ножовку и отпиливаешь лишнее. Еще колоссальную роль играет место, где привинчено крепление. Чем оно дальше от начала лыжи, тем подъемная сила больше. Поэтому и здесь норма: от носка ботинка до начала лыжи расстояние должно быть не больше 57 процентов длины лыжи. Не соответствует - отворачивай шурупы, переноси крепление вперед.

- На ширину тоже контроль?

- Нет. Ширина у всех типовая.

- Но если найдется умник и сделает широченные...

- Не найдется: тогда лыжа в лыжню не встанет.

- Сколько служат лыжи?

- Сезон - и привет! Поверхность стирается, становится менее скользкой. У прыгунов, как правило, две пары. Одну затирают на тренировках, в другой, поновее, соревнуются.

- Но ведь можно шлифануть...

- Можно. Есть специальные порошки, растирки... Вот "сера" - такой серебристый порошок. Его, как соль из солонки, сыплют на лыжу и растирают. Поверхность становится маслянистой. По инструкции баночка рассчитана на обработку четырех пар лыж, но наши, конечно, на десять пар растягивают - баночка-то 100 долларов стоит.

КОЖА И ПРОСЛОЙКА

- Раньше прыгали в свитерах, брюках, шароварах, на голове - шерстяная шапочка. Какая уж тут обтекаемость! Некоторые рукав увеличивали - получался как бы парус. Больше ткани оставляли под мышками и между ног... Сейчас комбинезоны обтекаемые, сшитые по определенным стандартам. Комбинезон должен пройти продувку - есть такие аппараты вроде пылесоса. Если ткань слишком плотная (такая лучше "держит" в воздухе) - стоп! Если все в норме - ставят специальное клеймо на брючину.

- Костюм не лыжа, служит не один год?

- Ошибаетесь. Мастер должен менять костюм каждый сезон. От падений на снег он становится шершавым и менее обтекаемым. А должен быть гладким, блестящим, как у дельфина кожа.

- Если прыгуны борются за каждый грамм, то под комбинезоном они, наверное, практически голые?

- Да. Поэтому мерзнут. Прыгнул и сразу греться!

- Чем легче прыгун, тем дальше улетит, - подтверждает президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский. - Поэтому все стараются согнать вес. Но надо знать меру: можно довести себя до дистрофии. У прыгунов даже начали проверять толщину жировой прослойки (есть специальный прибор) в шести местах на теле. Ниже нормы - свободен!

- А сверх нормы?

- Таких не бывает. Это все равно, что прыгать с гирей в кармане.

- Значит, побеждают маленькие?

- Нет. Чем выше прыгун, тем лучше - больше подъемная сила. Вот Александр Белов при росте 183 см весит всего 59 кг! Идеальная конституция! А вообще нормой для прыгуна считается, если он весит "рост минус 116". Неплохое соотношение у Скобелева - 180 см и 63 кг.

- Дисквалифицировали у нас Диму Васильева, помните? - добавляет Калакуцкий. - Фуросемид принимал для снижения веса. Примешь - лишних полтора килограмма с мочой выйдет. Ничего криминального, вот только фуросемидом можно скрыть применение анаболиков. Поэтому и запрещен.

"НА ГОРШОК"

- Как начисляют баллы?

- Технику оценивают пять судей по 20-балльной системе, - отвечает Калакуцкий. - Низшая и высшая оценки не учитываются, к сумме трех остальных прибавляются очки за дальность полета.

- Судейские накладки случаются?

- Чтобы не случались, и отбрасывают завышенные и заниженные оценки. Правилами расписано, за что снижается оценка. Особенно следят за приземлением. Правильное - одна нога впереди, другая сзади. Если же как, мы говорим, "на горшок сел", вместо 20 баллов получишь 16.

- Часто выигрывает не тот, кто прыгнул дальше всех?

- Если преимущество в дальности небольшое, а техника подкачала, можно и не победить. Ну а если все прыгнули на 125 метров, а ты на 140, станешь чемпионом, даже если "сел на горшок".

- Очень травмоопасный вид?

- Травмы у нас, как в авиации аварии, в основном при посадке: когда идут на рекорд, тянут до последнего и улетают за критическую. Но вот Скобелева Валеру два года назад в Планице боковой шквал в полете перевернул, и он головой ударился о гору. Страшное падение! Все думали, перелом позвоночника, голова болталась... Шлем спас. Получил трещину в шейном позвонке. Сейчас снова в сборной - оклемался.

Бывали и смертельные случаи. Костя Власов, чемпион СССР, погиб в 55-м в Кирове. Сломал лыжу, упал, напоролся на ее осколок и перебил сонную артерию. Мгновенная смерть. Часто травмы от того, что мало снега: в районе приземления есть, а сбоку - замерзшая земля. Если туда скинет - беда. Но все таки травм не так много, как можно подумать: в тех же горных лыжах гораздо больше.

ПАРА ЛЫЖ НА ПЯТЕРЫХ

- Трамплины бывают разные, - продолжает рассказ Калакуцкий. - Например, "летные" и "летние". На "летных" разыгрываются специальные чемпионаты - по прыжкам за 200 метров. Таких в мире всего шесть. Больше не строят: федерация запретила - травмоопасно. Там прыгают только асы. В Гарахове в Чехии установили мировой рекорд - 225 метров!

- А "летние"?

- Когда не было трамплинов с летним покрытием, тренировались на водных. А искусственное покрытие придумали немцы в конце 50-х. Гора приземления покрыта щетками из полихлорвинила, а разгоняются по керамической плитке. Если еще водой сбрызнуть, лыжи, как по льду, летят! Только с грохотом. Еще есть трамплины с искусственным намораживанием - под лыжней проложены трубки с фреоном... Травм на летних меньше. На снегу прыгун может зарыться в снег, и его развернет, а здесь гора приземления идеально ровная. Вот только ожог можно получить, если проедешься по синтетике.

- Как у нас с базой?

- Нет у нас базы! - со слезой в голосе отвечает Славский. - Во всем мире основная подготовка проходит на больших (К-90 и К-120) летних трамплинах. По плану с мая до Олимпиады каждый спортсмен главной сборной должен сделать по 1350 прыжков, 900 из них летом, до первого снега. А в России нет ни одного большого летнего трамплина! Только два "детских", в Москве и в Питере. Сборники практически целый год готовятся за рубежом, за сумасшедшие деньги, на которые давно можно было реконструировать один из глубинных и окупить расходы за два года.

- Чего еще у нас нет?

- Подъемников, снегопушек, механизмов для прокладки лыжни на трамплинах - это что-то вроде тяжелых санок с подогревом, чтобы протопить снег. Нет ратраков, машин для подготовки горы приземления: она должна быть в меру жесткая, чтобы спортсмен не проваливался в снег, и шершавая, чтобы лыжи зацеплялись за поверхность.

- Из-за того, что нет подъемников, у нас и на тренировках ребята в два-три раза меньше прыгают, - вставляет главный тренер. - За рубежом спортсмены делают 15-20 прыжков, а наши 5-7 раз прыгнут - и наелись. Пока дойдешь наверх... Ноги забиты, их надо помассировать, минут 15 восстанавливать дыхание... А зимой наверху особо и не отдохнешь - холодно!

- Самое удивительное в том, - продолжает Славский, - что мы почти сохранили прежнюю массовость. В советские времена занималось 4200 ребят. Сейчас где-то 3500. А ведь наш вид спорта очень недешев.

- Сколько стоит экипировать пацана?

- Минимум 1000 долларов в год: лыжи - 300, комбинезон - 300, ботинки - 250, крепления - 200... Плюс деньги на переезды. В сезоне у нас 55 всероссийских соревнований! Многие уходят, потому что не хватает денег. Бывает, на одной паре лыж, в одних ботинках человек пять прыгают!

- Так где все-таки ребята прыгают летом?

- Нигде! Лучшие приезжают соревноваться на Ленинские горы и в Питер. Остальные занимаются общефизической подготовкой, имитацией прыжков. С тумбочки какой-нибудь прыгают...

Дмитрий ТУМАНОВ