Газета Спорт-Экспресс № 287 (2780) от 14 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 декабря 2001 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

"Если бы Кулик остался в любительском спорте, ему до сих пор не было бы равных, - сказал двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев. - Он настолько талантлив, что в сравнение с ним не идет ни один из выступающих сейчас фигуристов".

Илья КУЛИК: "ЛЮБИТЕЛЬСКИМ СПОРТОМ
Я НАЕЛСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ"

Словно в подтверждение слов Дмитриева, которые я услышала здесь, в Вашингтоне, в дни чемпионата мира среди профессионалов, Кулик на тренировочном льду раз за разом печатал тройные прыжки, разбавляя их фирменными "корабликами" и фантастическими по скорости и набору движений дорожками шагов. Музыкальное сопровождение - олимпийская "Рапсодия в стиле блюз" - лишь добавляло впечатления. Словно напоминало: вот он, фигурист, которому не было равных на Играх в Нагано. Всего четыре года назад.

Послеолимпийский дебют Кулика в профессионалах, состоявшийся через год после Игр-98, трудно было назвать удачным. Многим вообще был непонятен уход 19-летнего фигуриста из любительского спорта. Илья не скрывал, что очень хотел добавить к своей коллекции наград золото чемпионата мира-98, но вместо этого в последний момент отказался от участия в нем, сославшись на внезапно обострившуюся травму спины. Тогда же рассорился с тренером Татьяной Тарасовой и продолжал кататься один. Сначала в летнем показательном Type Тома Коллинза, затем в Stars on Ice, подписав контракт с этим шоу на два года.

- По сравнению с тем, что я делал в любительском спорте, это была совершенно другая работа, - вспоминал он тогда. - Поэтому и не стремился вернуться к соревнованиям. Что такое любительский спорт? Каждый год надо готовить две программы, мучить себя прыжками, тренироваться по два раза в день. Когда понимаешь, что в жизни остается только слово "должен", даже любимая работа в тягость. У меня просто стали сдавать нервы. К тому же вся работа в олимпийском сезоне была направлена только на то, чтобы выиграть в Нагано. Это было чудовищно тяжело. Если бы не стал чемпионом, возможно, остался бы еще на четыре года. А выиграв, понял, что хочу свободы. В том числе и на льду.

Для выступления на своем первом профессиональном чемпионате мира в 99-м Кулик выбрал довольно известную среди фигуристов постановку с бейсболкой, которую до него в качестве показательного номера блистательно исполняли английские танцоры Джейн Торвилл и Кристофер Дин. Но впечатление осталось удручающим. Олимпийский чемпион то и дело ронял кепку на лед, а попытки прыгать заканчивались в лучшем случае приземлениями на две ноги. "Может быть, сказывается отсутствие тренера?" - поинтересовалась я тогда. "Нет, - последовал ответ. - Первое время, конечно, было непросто работать в одиночку. Иногда хочется, чтобы рядом был кто-то, кто в тяжелый момент может поддержать морально".

В Stars on Ice таким человеком для Кулика стала двукратная олимпийская чемпионка Катя Гордеева. Они начали кататься вместе, в том числе в специальном парном номере, поставленном хореографом труппы Сандрой Безик. Потом симпатия переросла в более глубокие чувства.

Говорят, Кулику жизнь в коллективе это лишь осложнило. Старожилы Stars on Ice, такие как четырехкратный чемпион мира среди любителей и трехкратный среди профессионалов Курт Браунинг и совладелец шоу олимпийский чемпион Скотт Хэмилтон, откровенно симпатизировали фигуристке, незадолго до этого трагически потерявшей мужа и партнера Сергея Гринькова. Кулика же поначалу приняли в штыки, видя в нем молодого и нахального соперника. Смирились, когда стало известно, что намерения у пары самые серьезные: Катя ждет ребенка.

Илья же продолжал кататься и учиться. В том числе и пониманию профессионального спорта.

- Я бы хотел стать чемпионом мира, - сказал он, проиграв первый турнир. - Но пока до конца не понял, как это сделать. Иногда мне, например, кажется, что кому-то ставят неоправданно высокие оценки. Или, наоборот, не оценивают явную сложность. Наверное, просто нужно время...

Прошлогодний чемпионат в Вашингтоне Кулик снова проиграл.

Он сам себе придумал потрясающий номер в стиле брейк-данса, отработал его до мельчайших движений, но не учел того, что во время выступления придется приспосабливаться к непривычному театральному освещению. Подстроиться под него в ходе программы (на разминке свет был полным) Кулик не смог. Был вынужден заменить все тройные прыжки на двойные и в результате вновь потерпел сокрушительное поражение.

И лишь в минувший уик-энд мечта фигуриста стать чемпионом мира исполнилась. Победа над Браунингом была более чем впечатляющей.

Олимпийский чемпион обошел соперника и в технической, и в произвольной программах. И, естественно, с гораздо большим удовольствием, чем год или два назад, согласился на интервью.

- Вы неоднократно говорили, что устали от прыжков. А сейчас, после четырехлетнего перерыва, безошибочно исполняете всю олимпийскую программу. С чем это связано?

- Первое впечатление, которое у меня сложилось о профессиональном катании: прыжками здесь никого не удивишь. Во всяком случае, еще до того, как начал выступать сам, я неоднократно видел по телевизору, как люди с двойными прыжками занимали первые места. Подумал: наверное, ценится что-то другое. Стал много экспериментировать со всякими движениями. Мне, например, очень нравились обе произвольные программы, с которыми я выступал в Вашингтоне в прошлом и позапрошлом годах. Пытался разобраться, что не устраивает судей. И понял, в частности, что без прыжков я им просто неинтересен. Поэтому программы этого года сориентировал прежде всего на прыжки. С короткой было просто: оставил олимпийский вариант без изменений. Только четверной прыжок выбросить пришлось.

- Уже не по силам?

- В тренировках он у меня получается. За несколько дней до соревнований в Вашингтоне я пробовал сделать его на турнире серии Masters. И сорвал. Решил: раз стабильности пока нет, то нет и смысла добавлять четверной в программу. Произвольная программа тоже проблем не доставила. Она поставлена "на публику": никакой сложности и драматургии, просто веселая, заводная музыка, на которую хорошо реагируют зрители и под которую легко прыгать.

- Как вам удалось преодолеть проблемы технического плана? Ведь именно они, насколько могу судить, раньше не позволяли вам стабильно исполнять тройные прыжки.

- Поверьте, серьезных проблем я не испытывал. Дело в другом. Качество катания во многом зависит от ботинок, установки коньков, их заточки. В любительском спорте я только и занимался тем, что подгонял все это к конкретным соревнованиям. А когда ушел в профессионалы, расслабился.

- Коньками и ботинками вы по-прежнему занимаетесь самостоятельно?

- Да. Мне нравится эта работа.

- Что вы имели в виду, когда сказали на пресс-конференции, что научились использовать энергетику зала?

- Действительно, научился. Stars on Ice - это прежде всего очень плотный график выступлений. Бывает, конечно, что прекрасно себя чувствуешь и все получается без напряжения. Но чаще что-то болит, что-то не складывается, лед плохой, прочие проблемы. Энергию надо где-то брать, а где? Я очень благодарен Хэмилтону и Браунингу - у них научился воспринимать ту энергию, которая идет от публики, и как бы подзаряжаться ею. Иначе тур не проехать.

- Выступать в каждом спектакле приходится много?

- Да. У нас ведь труппа маленькая - всего 12 человек. А шоу идет два часа. Каждый, получается, работает на износ.

- Вы чувствовали азарт соперничества, выступая в Вашингтоне?

- Волновался, конечно. Но не очень. И выиграть не рассчитывал. Заранее готовил себя к такому раскладу. Думаю, что, проиграв, не расстроился бы до такой степени, как раньше. Собственно, даже после проката технической программы на 90 процентов был уверен, что выиграет Курт. За все время выступлений в олимпийском сезоне ни разу не было случая, чтобы за артистизм я получал меньше, чем за технику. Несмотря на то, что тогда я успешно прыгал четверной. В Вашингтоне же увидел оценки - сначала свои, а потом те, что получил Браунинг, - и понял, что выиграть в произвольной программе, где вторая оценка доминирует, мне не дадут. Постараются не дать. Хотя бы потому, что я не фигурист IMG.

- Вы же были им во времена выступлений в любительском спорте. Или вам больше не предлагали возобновить контракт?

- Предлагали. Но в тот момент, когда я сам уже не видел в этом целесообразности. Мои нынешние агенты меня полностью устраивают.

- В Турах Тома Коллинза вы выступаете?

- Не имею возможности. После тура Stars on Ice думаешь только о том, чтобы отдохнуть. Поэтому и не рассматриваю никаких дополнительных предложений, какими бы заманчивыми они ни были. Мне хватает.

- Могли бы назвать наиболее запомнившееся впечатление года?

- Если с профессиональной точки зрения...

- Не только с профессиональной.

- Ну... Жизнь намного сложнее, нежели фигурное катание. Так что о личном не буду. А из остального, наверное, последнее выступление в туре. Шестьдесят пятое. Его ждут всегда с безумным нетерпением, дни считают. На льду же начинаются всякие импровизации, приколы - веселится народ по-всякому. Само шоу черт знает во что превращается. А больше, пожалуй, никаких сильных впечатлений. Даже удивительно: полжизни в туре, а вспомнить нечего...

- Любительские соревнования смотрите?

- Когда есть возможность. Хотя показывают их в Америке довольно часто.

- И как впечатление?

- Класс! Хотя не считаю, что фигурное катание вышло на совершенно иной уровень. Сделан закономерный шаг вперед. Между 94-м и 98-м сильнейшие фигуристы прыгали по одному четверному прыжку. Сейчас - по два. Пройдет еще четыре года, станут прыгать три или четыре.

- А вы могли бы?

- В данный момент нет, а если задаться целью - вполне. Но я такой целью не задаюсь. Я закончил выступать на том уровне, на котором закончил, и ни о чем не жалею. Прыгаю, что получается, когда есть настроение. А нет - не прыгаю.

- Рискнете спрогнозировать, как будут развиваться события в мужском одиночном катании в Солт-Лейк-Сити? Или хотя бы сказать, на кого ставите сами - на Алексея Ягудина или Евгения Плющенко?

- Не буду. Не хочу никого сглазить. Да и вообще, пусть поедут, покатаются, поймут, что к чему. У Ягудина, правда, есть большое преимущество: он уже выступал на Играх.

- А с чего вы взяли, что это преимущество?

- Уверен. Если бы я выступал еще на одной Олимпиаде, думаю, было бы намного легче выиграть.

- Так зачем же ушли? Готовились бы дальше...

- Я вообще выступать не люблю. Волноваться не люблю. А на соревнованиях нервничать начинаешь, ожидание, шнурование, на лед выходишь - смотрят на тебя всякие... Ну, а если серьезно, я, видимо, на всю жизнь любительским спортом наелся, не хочу больше. То ли дело в туре: выходишь на лед, и каждая минута - сплошное наслаждение.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Вашингтон