Лариса ЛАТЫНИНА
ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕНЩИНА ГИМНАСТИКИ
Всегда был в нее влюблен. Она приходила к нам и вела задушевные беседы с моими родителями, а я, еще ребенок, смотрел на нее широко раскрытыми глазами. Помню, какой восторг испытывал, когда вдруг замечал ее, цокающую каблучками по залитому солнцем Крещатику. Она была потрясающе красива, элегантна, осиная талия завораживала, и все встречные мужчины провожали ее долгими взглядами. Много лет спустя мы встретились у нее дома, в подмосковной деревне Колянино. Сидели на веранде, разглядывали старые фотографии, и я вновь, как в детстве, затаив дыхание слушал Латынину...
ДОЧКИ-МАТЕРИ
Мне кажется, Лариса Латынина была последней Женщиной большой гимнастики. Нет, и после нее глаз радовали стройные фигуры Дружининой, Саади, Сихарулидзе, Горбик, но они уже терялись на фоне новой поросли девчонок с бантами, заполонивших гимнастические залы. И даже они не представляли, что можно, скажем, родить ребенка - и вернуться в гимнастику. Латынина не только вернулась, но и стала абсолютной чемпионкой мира, Европы, страны, Олимпийских игр. А на мировом первенстве 1958 года в Москве вообще завоевала золото, будучи на пятом месяце беременности! Спустя годы дочка Таня, показывая медаль 58-го, будет улыбаться: "Мы выиграли ее вместе с мамой".
Я был рядом с отцом, когда в киевском Дворце спорта он делал этот снимок: Лариса учит трехлетнюю дочку висеть на брусьях. Гимнасткой Таня не стала. Зато окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и поступила в знаменитую "Березку", с которой объездила весь мир. На гастролях в Венесуэле познакомилась с будущим мужем. Лариса была в шоке: "Брак с иностранцем? Только через мой труп!" Молодые расписались тайком, и мама не разговаривала с дочерью два месяца. Но потом оттаяла и теперь прекрасно ладит с зятем. Он переехал в Москву, открыл здесь сеть фотолабораторий "Кодак", затем фотомагазины, пиццерии, сеть ресторанов "Фрайдис" и "Ростикс". Последнее название не случайно: зовут зятя Ростислав, у него русские корни, а его прадед был последним губернатором Тобольска.
НАДО ХИМИЮ УЧИТЬ,
А НЕ ПО ПАРИЖАМ КУВЫРКАТЬСЯ!
Школу в родном Херсоне Лариса Латынина окончила с золотой медалью и поступила в Киевский политехнический институт. На сборах и после соревнований зубрила формулы и, как всегда, старательно выполняла домашние задания. Подчас приходилось и забрасывать тренировки, просиживая ночи у чертежной доски. Однажды из-за поездки на важные соревнования сдавала химию позже остальных. Пожилая преподавательница поинтересовалась: "А почему не явились на зачет вместе со всеми?" Услышав, что студентка выступала на гимнастическом турнире в Париже, возмутилась: "Девочка, это Ордена Ленина Политехнический институт! Здесь нужно денно и нощно учиться, а не кувыркаться по заграницам!" Зачет Лариса все же получила, но самолюбие было ущемлено. Посоветовалась с тренером Александром Семеновичем Мишаковым. "Если хочешь стать хорошим инженером, - сказал тот, - завязывай с большой гимнастикой. Будешь потихоньку тренироваться и учиться. Но если хочешь достигнуть чего-то в спорте, переходи в инфизкульт". Так она и поступила: любовь к гимнастике перетянула.
КОНСЕРВЫ И МОДА
Я помню, как эффектно выглядела Латынина возле своей новенькой "Волги": элегантный берет, блестящая кожаная курточка, юбка-гофре. Все по последней моде. И так всегда. Давалась красота нелегко. В загранпоездки спортсмены брали с собой пакетики с супами, крупы, консервы, кипятильники: приходилось экономить на питании, а суточные (платили до 10 долларов) приберегать на покупку вещей, которых в советских магазинах было днем с огнем не сыскать. Латынина всегда считалась в Киеве модницей. За это, признается сейчас, спустя годы и поплатилась: всю жизнь втискивала ногу в узкую обувь, в результате чего с возрастом ступня деформировалась. Другая с этим бы смирилась - но не Латынина! Полгода назад решилась на непростую операцию: удалила косточку на ступне. "Только Лариса могла пойти на такое", - говорили друзья.
"БАБА ЗА РУЛЕМ"
В молодости Латынина безумно хотела водить машину. И вернувшись с четырьмя золотыми олимпийскими медалями из Мельбурна, решила обзавестись собственным транспортом. Ей полагалось 100 тысяч рублей премиальных, а "Волга" стоила 32 тысячи. Но когда пришла в бухгалтерию, в ведомости против своей фамилии увидела сумму 50 тысяч, которая после удержания подоходного налога превратилась в 42. И услышала: "Скажите спасибо, что это дали. И никому не говорите, что получили деньги, а то сочтут за профессионала и вообще дисквалифицируют".
Машину Латынина все-таки купила и не мешкая поступила на курсы. "Когда в тесной комнате проходишь между столами, порой приходится поджимать живот, - улыбаясь, вспоминает Лариса Семеновна. - Мне за рулем тоже почему-то казалось, что в нужный момент машина может "похудеть". Однажды на людной улице моя "Волга" не "поджала живот" и крылом выбила корзину с помидорами у шедшего на базар крестьянина. Я ужасно испугалась... В другой раз неожиданно заглохла на оживленном перекрестке. Шоферы, не выбирая слов, возмущались "бабой за рулем". Джентльмены все-таки нашлись, откатили "Волгу" на обочину и стали копаться в моторе. В конце концов, наверное, через час, установили, что... кончился бензин... Постепенно охота водить машину как-то пропала. Сейчас у меня "Вольво", но за руль не хочется".
ОТ ХРУЩЕВА ДО ПУТИНА
Активность Латыниной всегда била через край. В советское время часто украшала собой всевозможные заседания и совещания, избиралась депутатом трех созывов Киевского горсовета. Когда ее спрашивают о тех годах, Лариса Семеновна в ответ рассказывает такую историю. Однажды у пожилого человека спросили: как ему жилось при Сталине? Тот ответил: "Замечательно". "Как? Но ведь Сталин был тиран!" - "Да, - согласился старик. - Но я был молод".
Есть тема, о которой Латыниной говорить особенно нелегко: "До сих пор не могу воспринимать Россию и Украину как разные страны. Это какой-то абсурд. И, увы, почти не ощущаю, что Украина считает меня своей спортсменкой. Да и в России меня далеко не всегда считали своей. Когда перед 60-летием встал вопрос о правительственной награде, кто-то из спортивных чиновников возразил: "Медали-то она на Украину возила"...
Впрочем, Латыниной грех жаловаться на невнимание сильных мира сего. После Мельбурна на правительственном приеме в Кремле в присутствии Хрущева и Ворошилова всех шокировала, произнося от имени чемпионов тост: "Знаете, почему мы так сражались на олимпийских аренах? Боялись, если проиграем, Никита Сергеевич все стадионы засеет кукурузой". Многие испугались за нее. Пронесло... Латынина танцевала с Михаилом Горбачевым на его 70-летии, на президентских выборах была доверенным лицом Бориса Ельцина, а позже - Владимира Путина.
ДЕРЕВНЯ КОЛЯНИНО
"Во второй половине жизни Господь преподнес мне подарок, - рассказывает Лариса Семеновна. - Когда мне было уже за пятьдесят, и я думала, что с личной жизнью покончено, познакомилась с Юрой".
Студентом Юрий Израилович Фельдман был классным велогонщиком, мастером спорта, тренировался в сборной СССР вместе с Виктором Капитоновым. Пел в популярном ансамбле "Искатели". Помните: "А мы ребята с семидесятой широты", "ЛЭП 500"... Ему предлагали главную роль в фильме "Вий", но из-за научной работы от серьезной карьеры в кино он отказался. Впрочем, снялся в эпизодах в том же "Вие", "Бриллиантовой руке", других фильмах. Зато в любимой электротехнике сыграл главную роль: стал доктором наук, академиком, многие годы работал генеральным директором электротехнической компании "Динамо".
Фельдман и Латынина живут в деревне Колянино в ста километрах от Москвы. Козы, овцы, индюки, собаки - и тут же спутниковая антенна, телефон, автомобиль в гараже, теннисный корт, бассейн... "В Москву и не хочется, - признается Лариса Семеновна. - Там не хватает воздуха, да и суета утомляет".
На прощание я поинтересовался мнением Латыниной о гимнастах нынешнего поколения.
- Многие нравятся. Особенно Светлана Хоркина. Она, я заметила, в последнее время не только прибавила как гимнастка, но и заметно похорошела. Чувствуется, кто-то на нее положительно влияет. Судя по всему, мужчина..."
Ефим ШАИНСКИЙ