Газета Спорт-Экспресс № 289 (2782) от 17 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 декабря 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Александра КОСТЕНЮК

БЕГУЩАЯ ВВЕРХ

Как-то незаметно за последние три недели новоиспеченная вице-чемпионка мира россиянка Александра Костенюк стала ключевой фигурой в наших, да, пожалуй, и в мировых шахматах. И при этом по-прежнему осталась этакой смешной девчонкой, по манере общения напоминающей молодую Барбру Стрэйзанд в лучших ее фильмах. Впрочем, когда Костенюк говорит о серьезных вещах, ее высказывания точны и мудры. Кроме того, она интересна внешне, обладает чувством юмора. Все это вы сможете оценить, прочитав первое интервью 17-летней Александры после окончания финального матча первенства планеты.

ИЗБАВЛЯЮСЬ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ

- Прошли почти сутки, а я до сих пор не могу выкинуть из головы пятничный кошмар, - начинает разговор Александра, с которой мы встретились у нее дома. - Вчера вечером не было времени подумать о произошедшем: я добралась до дома в полуобморочном состоянии, доползла до кровати и мгновенно уснула. А проснувшись, тут же начала ругать себя последними словами. Как много возможностей стать чемпионкой упустила, как плохо играла и тому подобное! Я ведь даже когда останавливала часы, не верила, что проиграла матч. На всякий случай еще раз бросила взгляд на позицию - и снова убедилась, что у меня не хватает... ферзя. Нашла в себе силы поздравить новую чемпионку и постаралась как можно быстрее ретироваться из зала. Очень не хотелось видеть соболезнующие лица, расплакаться на публике. Зато в фойе дала волю слезам.

На этом чемпионате юная Костенюк выступила в роли той самой "темной лошадки", которая неожиданно добирается до финиша одной из первых. Уступая в счете по ходу матчей титулованным и сильным соперницам, она трижды сумела переломить ход борьбы и в итоге добралась до финала. В общем, именно ее можно считать главной, за исключением, конечно, новой чемпионки мира Чжу Чэнь, героиней турнира. Кстати, большинство специалистов полагают, что чемпионская корона от нее никуда не убежит: Костенюк с ее потрясающим потенциалом вполне способна завоевать титул уже на следующем мировом первенстве в 2003 году в Лондоне.

- Что толку утешаться воспоминаниями о победах по ходу турнира, - продолжает сокрушаться Александра. - Главный-то бой я проиграла. Хотя и в этом есть свой плюс: пришло осознание того, насколько еще несовершенна моя игра, и появилось огромное желание максимально усилить ее.

- А как изменил вас этот трехнедельный нокаут-марафон с человеческой точки зрения?

- Сильно и, видимо, не в лучшую сторону. В какой-то момент перегрузки заставили меня дистанцироваться от всего, кроме шахмат. А ближе к финишу я почувствовала, что стала безэмоциональным, циничным, жестким, иногда даже жестоким человеком. Да, ситуация того требовала, но разве цель может оправдывать средства? Попутно выяснилось, что у меня все-таки есть нервы. Во второй "классической" партии с Чжу Чэнь китаянка крайне неудачно разыграла гамбит и была вынуждена пожертвовать вторую пешку. Если бы я ее взяла, то, вероятнее всего, выиграла бы партию. Но я струсила: а вдруг соперница видит больше? Согласитесь, с такими мыслями нельзя всерьез претендовать на что-либо значимое. Без удачи чемпионкой мира не стать, а удача, как известно, награда за смелость.

- Поделитесь тогда секретом: каким образом вам удалось трижды спасти, казалось бы, проигранные матчи?

- Это судьба: если суждено, то ты, приложив, естественно, максимум усилий, сумеешь добиться чего угодно. Возьмем, к примеру, ситуацию в матче против Чжу Чэнь, когда перед четвертой партией я должна была решить нереальную вроде бы задачу: выиграть "по заказу" черными. Тяжелая получилась игра: до поры до времени китаянка вела партию очень надежно и не позволяла мне рассчитывать на успех. Сижу за доской, мысли самые мрачные: надо предлагать ничью и поздравлять новую чемпионку. Смотрю на часы - а у меня, ко всему прочему, всего две минуты до падения флажка. Тем не менее вера в чудо остается. И вот это чудо происходит: Чжу Чэнь допускает ошибку - и матч продолжается!

БЕЖАЛА МАРАФОН СО СКОРОСТЬЮ СПРИНТЕРА

Первенство сложилось крайне неудачно для всех россиянок, за исключением Костенюк: они не прошли дальше третьего раунда. К этому, впрочем, приложила руку и мозги сама Александра, обыграв в 1/8 финала знаменитую Алису Галлямову.

- Это был поворотный момент в моем выступлении, считает Александра. - После жеребьевки многие соболезновали: надо же, как не повезло, даже при лучшем раскладе бедной Саше придется встретиться с одной из главных фавориток турнира уже в 1/8 финала. Меня это смешило: ведь если всерьез рассчитываешь добиться успеха, надо быть готовой к битве с лучшими соперницами. И чем раньше эти встречи произойдут, тем лучше. Скажу больше: меня сильно задевали разговоры о том, что Галлямова или, допустим, Скрипченко-Лотье играют в шахматы лучше Костенюк. У меня есть на этот счет такая история: давным-давно я была кем-то вроде охотницы за автографами, и однажды во время турнира "Кремлевские звезды" в моем альбоме расписалась сама Юдит Полгар. Но когда я пришла домой, то поняла, что мне автограф венгерки совершенно не нужен. Ведь брать автограф - значит, признавать на каком-то подсознательном уровне, что ты хуже стоящего перед тобой человека. Но ведь это не так! Что же касается матча против Галлямовой, то в стартовой партии я получила совершенно безнадежную позицию. Не сдавалась только потому, что не хотела проигрывать первой из всего зала. А потом Алиса сделала несколько странных ходов, и все развернулось на 180 градусов. Когда выиграла, то подумала: кто-то там наверху, похоже, относится ко мне очень даже снисходительно. После этого появилась странная уверенность в том, что так будет и дальше.

ПОТЕРЯЛА ПЯТЬ КИЛОГРАММОВ

- А какой момент на турнире был для вас самым тяжелым?

- Все три недели чемпионата. Это же нокаут-система - нельзя расслабляться ни на секунду. Напрашивается такая аналогия: турнир с нокаутом - это соревнования бегуний, которые не знают, какую дистанцию - спринт или марафон - им придется преодолеть. К тому же каждый отрезок этой дистанции ты должна пробежать, выкладываясь, как на 100-метровке. Потому что малейшее расслабление может привести к поражению в партии и, скорее всего, в турнире. Сил уже нет, а все равно надо сражаться - иначе не добраться до финиша. Вот вам результат этого: сегодня утром я обнаружила, что за три недели турнира потеряла (лучшее в данном случае слово) целых 5 килограммов! И это при обычном весе 55 кг!

- Тем не менее в свои 17 лет вы стали уже историческим персонажем, имя которого наверняка будет упомянуто во всех шахматных летописях.

- Не велика честь - быть упомянутой в качестве проигравшей. Очень хочется, чтобы у историков появился более достойный повод рассказать об Александре Костенюк.

НУ РАЗВЕ Я НЕ КРАСАВИЦА?

В октябре в Лондоне вице-президент фирмы "Октагон" Айдэн Дэй сказал мне в частной беседе, что всерьез рассматривает возможность предложить Костенюк стать лицом ФИДЕ и олицетворять шахматы во всем мире. Напомню, что "Октагон" ведет дела таких знаменитых спортсменов, как Анна Курникова, Мартина Хингис, Андре Агасси, Сергей Федоров...

- В июне этого года я впервые попробовала себя в роли модели, - улыбается Александра. - Представители FIDE Commerce вместе с известными российскими модельерами придумывали наряды для шахматисток, а меня попросили быть кем-то вроде подопытного кролика. Была счастлива: очень хотелось доказать всем, в том числе и самой себе, что я настоящая красавица. До сих пор это не очень получалось: на школьных конкурсах красоты, например, исправно занимала последнее место. Какое-то время бомбардировала своими фотографиями молодежные журналы - тоже без успеха. А тут получаю предложение прожить целый день в роли настоящей манекенщицы. Красота! Потом, правда, оказалось, что это тяжелая, утомительная работа на протяжении 24 часов. Но все равно было очень интересно.

- У вас было время следить за собой по ходу турнира?

- По крайней мере я старалась это делать. Знаете, некоторые представители мужской части зала поражали меня двумя вещами: поразительным высокомерием и неумением одеваться. В последнем удавалось отличиться и женщинам: одна шахматистка явилась на партию в Кремлевский Дворец в тренировочном костюме и с... модной дамской сумочкой. Было смешно и одновременно обидно за девушку: она ведь просто не понимала, что уродует себя.

Да, мне хотелось выглядеть достойно, чтобы не пугать соперниц своим внешним видом. Вдруг впечатлительная попадется оппонентка и решит, что в случае неблагоприятного для меня исхода партии ее может ожидать встреча в темном переулке. Шутка, конечно. Никто не совершенен: сейчас, например, смотрю на свои ногти и понимаю, что их состояние далеко от идеала. Но это, к счастью, дело поправимое.

- У такой интересной барышни есть молодой человек?

- Имеется. Он побывал на турнире только на финальных партиях, но и этого оказалось достаточно, чтобы довести его до предынфарктного состояния. Мы встречаемся с ним уже два года - рекордный срок для такой переменчивой во всех, кроме шахмат, отношениях девушки, как я.

- Вы человек ветреный?

- Скорее, специфичный. Не всякий потерпит мой образ жизни. Из-за него, скажем, у меня почти нет подружек и друзей. Большой праздник, когда кто-нибудь позвонит хотя бы раз в неделю.

- А каким должен быть молодой человек, который вознамерится завоевать ваше сердце?

- Самое главное, чтобы он меня понимал. Когда я с горящими глазами рассказываю ему о какой-нибудь новинке в сицилианской защите, он не должен смотреть на меня, как на полную идиотку, которой не о чем поговорить, кроме шахмат. Не хотелось бы также, чтобы, когда я читаю ему свои стихи, он во весь рот зевал, а потом выносил краткое резюме: извини, дорогуша, но ты не Цветаева.

ЧИТАЮ ФАУЛЗА И УЧУСЬ ЛУЧШЕ КУРНИКОВОЙ

- А какой образ жизни вели во время турнира?

- Рассказать по часам? Вставала в 9 утра, а уже через полчаса приходил мой тренер Алексей Коротылев, и мы начинали готовиться к очередной сопернице. В 11 выходила из дома и спускалась в метро. По дороге, кстати, читала вашу газету. В 13.00 начиналась партия, и уже через полчаса обычно выяснялось, что мы с Алексеем готовили утром что-то "не то". Если к 13.15 моя позиция внушала подозрение, то к 13.30 она становилась почти безнадежной. К 14.00 мне удавалось замутить воду, а еще через час соперница совершала непоправимую ошибку. Так я добралась до финала. Все это, конечно, шутка, но она недалека от истины.

- И так все три недели?

- Да. В один из двух выходных, правда, съездила на занятия в Академию физической культуры, где числюсь на факультете индивидуального профессионального образования спортсменов высокого класса. Вместе со мной, кстати, учится Анна Курникова, но ее, по последним данным, собираются отчислить за неуспеваемость. Мне это не грозит, потому что отношусь к учебе серьезно и получаю сплошные пятерки. Кроме того, пыталась одолеть по ходу турнира следующий после знаменитого "Волхва" роман английского писателя Джона Фаулза, но он у меня, что называется, не пошел.

- Вас часто узнавали в метро?

- Ни разу. Вчера, например, ехала в метро, держа в руках завоеванный кубок вице-чемпионки мира с гравировкой Runner-up, что обычно переводится на русский как "второй призер", а можно перевести и как "бегущий вверх", что я сочла для себя весьма символичным. Какие-то молодые люди заинтересовались, но не мною, а этим кубком. Спросили, где прикупила такую замечательную вазу.

- Вы автор книги "Как стать гроссмейстером в 14 лет". Можете сформулировать ее основные постулаты?

- Важно очень хотеть этого и быть готовым пожертвовать многим ради великой цели. Надо верить, что ты можешь добиться всего, чего захочешь. Наконец, надо научиться быть сильнее обстоятельств: получая удары судьбы и падая, снова подниматься. Последним, кстати, мне и предстоит заняться в ближайшее время.

Никита КИМ