ФУТБОЛ |
В ИТАЛИИ НИГМАТУЛЛИНУ ПРИДЕТСЯ НАЧИНАТЬ С НУЛЯ
Георгий КУДИНОВ |
из Вероны |
Гостиница "Сан-Марко". Еще две недели назад голкипер сборной России Руслан Нигматуллин не подозревал о ее существовании. Сегодня она стала его первым итальянским домом: отсюда он уезжает на тренировки, сюда же с них возвращается. И пока не подберет себе квартиру, продолжит знакомство с Вероной из небольшого гостиничного номера. Хотя размер в данном случае не имеет значения. Интернет позволяет Руслану раздвигать стены и черпать информацию о событиях во всем мире, в том числе и в России.
После того как наш игрок провел первые в своей жизни переговоры с иностранным клубом и они закончились успешно, могла возникнуть иллюзия: самое трудное позади. На деле же все только начинается. В России можно быть лучшим вратарем, лучшим игроком, лучшим спортсменом года. Но в Италии это не имеет никакого значения. Сюда приезжают десятки лучших со всего мира, поэтому всем приходится начинать с нуля. Руслану нужно забыть о домашних наградах и почестях - и понять, что российская футбольная действительность не имеет ничего общего с итальянской.
На первых порах Нигматуллину будет трудно. Это только со стороны кажется: подписал игрок солидный контракт с клубом серии А - и теперь все у него легко и просто. На деле же сразу возникает множество мелких бытовых проблем, от которых поначалу голова идет кругом. Это потом, когда Руслан научится сносно говорить по-итальянски и поймет итальянский характер, ему покажется смешным, что он столько времени терял на выбор квартиры, покупку машины, решение бюрократических проблем.
- Что за странные люди эти итальянцы - говорит мне Нигматуллин, с которым общаемся по нескольку раз в день. - Назначают встречу на 10.00, а приезжают в 10.15. Едем смотреть квартиру, так процесс поглощения кофе в баре занимает больше времени, чем ее осмотр. Говорят, что мои документы будут готовы к полудню, а затем выясняется, что в лучшем случае их сделают завтра. "Завтра" у итальянцев магическое слово - на него можно списать все что угодно. При этом и придраться вроде бы не к чему: настроены к тебе все доброжелательно, а вставить свое слово в бесконечный поток итальянской речи очень сложно...
Не удивлюсь, если Руслан признается, что за десять дней пребывания в Италии он выпил больше кофе, чем за последние несколько лет в России. Попить кофе, неспешно поболтать о том о сем (футболе, машинах, женщинах, болезнях) - это стиль жизни итальянца. Жить в Италии и не уметь общаться - понятия несовместимые. Вот почему Нигматуллин с первых дней учит слова, при помощи которых можно, с одной стороны, показать собеседнику, что ты рад ему, а с другой - дать понять, что дальнейший диалог будет возможен лишь позднее, когда отдельные слова станут сливаться в цельные фразы.
Незнание языка - это, конечно, проблема. Зато пока Нигматуллин с полным правом может обходиться без интервью и затяжных бесед с болельщиками. Впрочем, местных тифози языковой барьер не останавливает. Автографы стали брать у Руслана с первого дня пребывания здесь, а просьба взять автограф неизменно заканчивается у итальянских болельщиков пожеланиями успехов.
То, что Руслан не понимает, о чем идет речь, не имеет значения: главное - продемонстрировать ему свое уважение. "Давай, Нигма!" - можно услышать в любом баре или ресторане, где его узнают. А узнают Нигматуллина часто, хотя он не провел еще ни одного матча, даже тренировочного.
Стоило нам на днях зайти в известный в городе "Трактир у колонны", как его хозяин Паоло моментально повел бровями, и все официанты начали перешептываться: пришел Нигматуллин. Если учесть, что на дверях заведения висит эмблема "Вероны", то станет ясно: к Руслану отнеслись как к самому уважаемому гостю. Незнакомых клиентов в Италии частенько обслуживают без особой спешки, но тут все было оформлено в лучшем виде. Вместе с меню официант принес листочки для автографов, и Нигматуллин сначала подписал их, а уж потом сделал заказ.
Когда тебя узнают, это, конечно, приятно. Но это не значит, что Руслан может расслабиться. Уже на четвертый день он чуть не стал жертвой воров. Стоило ему на несколько секунд зазеваться у входа в гостиницу и оставить популярную в России "барсетку" без присмотра, как она исчезла. Оказалось, что припарковавшие рядом машину парень с девушкой вовсе не постояльцы гостиницы, а искатели приключений. Обнаружив пропажу "барсетки", Руслан принялся ее искать и в итоге заметил в салоне чужой машины. В полиции девушка красноречиво описывала, как она "случайно увидела потерянный кем-то предмет и собиралась отнести его в полицию..."
На этой неделе "Верона" проводит тренировочные занятия в получасе езды от города. Так что переезды туда и обратно, командные обеды и бытовые хлопоты занимают много времени - день Нигматуллина летит быстро.
Пока рано говорить о каких-то дружеских отношениях в команде, но с приятельством Руслан определился быстро. Как и следовало ожидать, ему сразу удалось найти общий язык с другими легионерами: они лучше всех понимают проблемы, с которыми сталкивается в Италии иностранец. Австралиец, бразилец, югослав - то один, то другой заезжают за Русланом в гостиницу, чтобы забрать на тренировку. Нигматуллин уже успел побывать на дне рождения румына Муту. Это не значит, что с итальянцами отношения не складываются, но представитель Лихтенштейна Фрик или бразилец Адаилтон пока больше склонны к общению.