ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА |
Борис МАЙОРОВ
СУПЕРЛИГА ДОЛЖНА БЫТЬ
СОКРАЩЕНА ДО 12 - 14 КОМАНД
Наиболее ярым сторонником структурных изменений в суперлиге является президент московского "Спартака" Борис Майоров. Подумать только, когда его клуб играл дивизионом ниже и готовился к возвращению в суперлигу, президент требовал не только уменьшить количество команд в элите, но при необходимости даже... отменить переход двух лучших команд высшей лиги наверх.
- Вы сторонник резкого сокращения суперлиги. До такого же размера, что и высшие эшелоны чемпионатов европейских стран. Но ведь Россия куда больше Чехии, Швеции и Финляндии - даже вместе взятых. И болельщиков здесь больше.
- Убежден, что чем меньше команд станет играть в суперлиге, тем лучше это будет для российского хоккея. У нас очень большая страна, но нормальная, цивилизованная хоккейная инфраструктура существует только в европейской части России и в западной части Сибири. После развала СССР в высшем эшелоне нашего хоккея появились команды (такие, к примеру, как новокузнецкий "Металлург" и хабаровский "Амур"), которые, пусть их руководители на меня не обижаются, еще не скоро будут готовы - прежде всего по инфраструктуре - к выступлению в суперлиге.
- Но в НХЛ, с которой мы в последние годы берем пример, количество клубов постоянно увеличивается...
- Главная ошибка организаторов Межнациональной хоккейной лиги заключалась в их принципе: пусть к нам приходят все, кто хочет. Мол, лишь бы заявочные взносы платили, а мы, дескать, будем делать лигу по образу и подобию НХЛ. Упустив из виду, что НХЛ - гигантское промышленное предприятие, которое существует уже 100 лет. Но даже там создание новой команды - процесс долгий. Два года назад в НХЛ вернулся клуб из Миннесоты. Так об этом было объявлено за 4 года до его первого матча, а работа по созданию команды велась лет 10!
Мы по своим социально-экономическим факторам никак не можем равняться на НХЛ. У нас даже в суперлиге есть клубы, которые влачат жалкое финансовое существование. И речи нет о наличии спортивной пирамиды, которую венчал бы главный турнир страны - чемпионат среди команд суперлиги. Под ней все настолько аморфно, что мы не можем четко сформулировать, на чем суперлига держится.
- Еще несколько лет назад считалось: чем больше команд хороших и разных - тем лучше для нашего хоккея.
- Было время, когда мы довели количество клубов в чемпионате до 28. Иначе как в несколько этапов первенство в этом случае провести невозможно. И тут обязательно появляются какие-то нюансы в календаре, турнирной ситуации, которые приводят к договорным матчам. Говорю столь открыто, потому что это ясно абсолютно всем. Вспомните, что делалось на втором этапе прошлого чемпионата с тремя шестерками. Во что это вылилось? Сколько грязи было вокруг отдельных игр и даже команд!
- Практика показала, что более 20 клубов в суперлиге - очень неудобно. А сокращение пойдет на пользу?
- С таким количеством команд, как сейчас, трудно составлять календарь: два круга - мало игр, четыре - много. Более или менее допустимую форму мы с грехом пополам нашли. Но от многоэталности регулярного чемпионата уйти так и не смогли. А это опять приведет к купле-продаже матчей.
Едва ли не главная болезнь нашего хоккея заключается в создании таких условий, когда один руководитель клуба может договориться с другим, - и это печально.
Я за то, чтобы лига была сокращена до 12-14 команд. Тогда появится возможность создать гладкий календарь в четыре круга - 44 или 52 матча. А венчать чемпионат, конечно же, должен плей-офф, в который попадают восемь сильнейших клубов. Из элиты вылетают одна или две команды, столько же приходит из высшей лиги. Другие формы сейчас куда менее приемлемы. Если в итоге мы к этому придем, многие из нынешних клубов суперлиги займут то положение, которое они сейчас имеют фактически, а у нас появится подобие организационной пирамиды.
- Но готовы ли согласиться с вашим мнением коллеги из провинциальных команд? Для них потеря места в суперлиге подчас равносильна смерти хоккея в регионе.
- Знаете, даже когда мы играли в высшей лиге, причем не просто играли, а боролись за возвращение в суперлигу, я предлагал при необходимости даже "заморозить" переход лучших команд высшей лиги в элиту. Чтобы процесс сокращения прошел быстрее...
- Болельщики красно-белых вряд ли одобрили бы такое решение президента клуба.
- Просто президент "Спартака" понимает, что развитие его команды возможно вместе с развитием всего нашего хоккея. И думает о российском хоккее в целом, а не только о той части, которая касается его клуба. Только при таком подходе можно вернуть утраченные нами на мировой арене позиции, к завоеванию которых в свое время приложил руку и президент "Спартака"...
Максим ЛЕБЕДЕВ