Газета Спорт-Экспресс № 26 (2818) от 4 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 февраля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Четверть века назад Андрей Бутенко впервые вышел на футбольное поле в роли арбитра. Ну а последним в его карьере стал матч Кубка Содружества "Динамо" (Киев) - "Ниса" (Ашхабад).

Андрей БУТЕНКО

В ГЛАВНОМ МАТЧЕ В КАРЬЕРЕ
Я БЫЛ СУДЬЕЙ НА ЛИНИИ

- В своем прощальном матче вы добавили к основному времени четыре минуты. Хотели продлить пребывание на поле?

- В душе очень хотел. Но вообще-то действовал строго по правилам.

- Какое чувство испытали, когда дали финальный свисток в карьере?

- Ничего не почувствовал. По-моему, я провел игру достойно. Но когда увидел людей, ждавших меня, чтобы поздравить, откровенно говоря, чуть не расплакался. Только тогда понял, что это конец моей судейской деятельности.

- Вам грустно?

- Очень. Наверное, из-за того, что больше такого впрыскивания адреналина в организм я никогда не испытаю. Ведь в какой-то степени судьи - ненормальные люди. Сколько приходится выдерживать нападок в течение матча, но все равно большинство из нас преданы своему делу.

- А что ощущает человек, когда слышит с трибун нелицеприятные высказывания, а порой и оскорбления в свой адрес?

- Первые лет десять судейской практики болезненно воспринимаешь выкрики болельщиков. Но потом настолько привыкаешь, что рассматриваешь это как звуковой фон. Как будто занимаешься своими делами и при этом слушаешь музыку. Бывает неприятная музыка, бывает приятная.

- Самый памятный матч в вашей карьере?

- Матч открытия Евро-92 Швеция - Франция, на котором я работал судьей на линии. До сих пор вспоминаю огромный ажиотаж, царивший вокруг той встречи, главным арбитром которой был Алексей Спирин. Я благодарен Алексею за то, что он выбрал меня в помощники. Ну и пожалуй, выделю еще один матч - это финал Кубка СНГ 1992 года "Спартак" - ЦСКА, где я уже был в роли главного.

- Были ли моменты, за которые вам стыдно?

- Мне очень стыдно за две игры провального для меня сезона-93. Первая - встреча второго круга ЦСКА - "Динамо", в которой динамовцы победили 2:1, а я назначил неправильный пенальти в ворота армейцев. Меня, естественно, после той игры отстранили от судейства. По-моему, на месяц. А вторая - "Локомотив" - "Спартак", которую я судил в начале ноября. Ту игру я полностью провалил: прежде всего не удалил Сабитова за хулиганское поведение против Бесчастных, не дал пенальти в ворота "Локомотива" и, наоборот, дал в ворота "Спартака". Но, видимо, футбольный бог все же есть - к счастью, "Локо" тогда не забил.

- Почему такое происходит?

- Попробую объяснить. Возьмем, условно говоря, десять судей высокой квалификации. Вроде все одинаково понимают правила, все одинаково бегут. Однако же все десять судят чуть-чуть по-разному. Я не имею в виду манеру судейства. В одном и том же эпизоде один свистнет, второй оставит нарушение без внимания, третий прикрикнет на футболиста, но игру не остановит. Но главный фактор - психологическая устойчивость. В сезоне-93 я был морально надломлен, у меня пропал сон, и, выходя на тот злосчастный матч "Локомотив" - "Спартак", был страшно угнетен, боялся, как бы не испортить игру. А если боишься, когда выходишь на поле, считай, что это конец.

- А почему не отказались судить ту игру?

- А кому объяснишь, что у меня бессонница, что я слишком волнуюсь. Да и не принято это в судейской среде.

- А были ли поступки, которыми вы гордитесь?

- За карьеру я удалил на трибуны восемь или девять тренеров, один раз даже в международной игре. Горжусь тем, что нашел силы перебороть себя и не сдерживаться, когда мне хамят. Ведь удаление тренера - это не ординарный поступок! Не исключаю, что своим поведением и независимостью мог некоторым руководителям надоесть.

- Любимая команда в плане судейства у вас была?

- Нет.

- А нелюбимая?

- Такой тоже не было. Каждая команда привносит в футбол что-то новое, свой кусочек, из которых и складывается общая мозаика. Приятно, когда хорошим судейством ты можешь психологически перебороть всю команду, если она настроена против тебя. Бывали случаи: выходишь на матч, а футболисты ко мне уже предвзято относятся, припоминая предыдущую игру, где я их неудачно отсудил. А я это чувствую. И когда заканчивается встреча и футболисты благодарят за игру, сердце наполняется счастьем.

- Что скажете об игроках, с которыми приходилось встречаться?

- Очень рад, что судил "Спартак", за который играл Федор Черенков. Это идеальный футболист для судей. Впрочем, в каждой команде есть прекрасные люди. Меня радует то, что с каждым годом культурных и интеллигентных игроков становится больше, и на поле можно легче установить контакт. И этому не мешает то, что люди начинают зарабатывать больше денег и любыми путями хотят вырвать победу.

Впрочем, люди разные. Мне, например, никогда не нравилась игра защитника Тимофеева, который выступал во Владикавказе, московском "Динамо" и Нижнем Новгороде. Он, по-моему, выходил на поле с одной целью - кому-нибудь врезать. А вот встрече с таким игроком, как Юра Ковтун, я всегда рад, хотя карточки ему показывал через матч. Но он безобидный человек, который целиком отдается игре. Причем, получив желтую карточку, успокаивается и дальше играет нормально.

- Коль речь зашла о Ковтуне. Не давит ли на судью стереотип нарушителя, которому всегда можно показать карточку?

- Нет. Это ошибочное мнение.

- В каком качестве вы остаетесь в футболе?

- В Союзе футбольных арбитров, который возглавил Николай Левников, я являюсь председателем спортивно-квалификационной комиссии, отвечающей за отбор судей на чемпионат и первенства России, за работу с молодыми арбитрами. Мне это очень интересно.

- Сергей Овчинников, вратарь "Локомотива", вернувшись домой из Португалии, сказал в интервью нашей газете, что российские судьи самые лучшие. Как вы это прокомментируете?

- Я с ним полностью согласен. По спутниковому телевидению смотрю матчи различных чемпионатов. Естественно, через призму судейской деятельности. И скажу откровенно: если бы мы столько "пороли", у нас бы каждый год по 10 - 12 судей заменяли.

Александр МАРТАНОВ